Эта испанская комедия поначалу вызывает ассоциации с французской драмеди «Особенные», где Венсан Кассель сыграл сердобольного опекуна частного приюта для детей с особыми потребностями. Но в действительности она совсем другая. Не лучше и не хуже, просто с иными темпераментом и настроением.
«Особенные» сквозь юмор вызывают слезы, и драма, несмотря на обилие остроумных и в то же время деликатных шуток, во французской ленте слишком подлинная, чтобы уступить перевес комедии, а социальная критика слишком точная и актуальная, чтобы не утяжелить легкость подачи нелегкого материала. «Чемпионы» же действуют строго в комедийных рамках. Более того, даже в рамках неполиткорректной комедии. И тут зрителю грустить совсем (ну, почти что совсем) не приходится. Авторы фильма и особенные актеры, сыгравшие в нем (аутентичные непрофессионалы, научившиеся по ходу съемок не только забрасывать в корзину мяч, но и ярко и непринужденно лицедействовать), будто умышленно запрещают нам, публике, киснуть, жалеть, сокрушаться. Но и фальшивым счастьем, приторным жизнеутверждающим триумфом нас не пичкают. Просто «Чемпионы» предлагают совсем иную точку зрения, альтернативный, совершенно непривычный взгляд на вещи (потому что вот эти ребята в очках с толстенными линзами действительно смотрят на мир по-другому), которым невозможно не восхититься и не заразиться как минимум на два часа инкубационного периода.
Главный герой – толковый (несмотря на низкий рост) баскетбольный тренер Марко Монтес, который однажды прямо во время матча устраивает драку с другим, более авторитетным, тренером, и за это вылетает с работы. Напивается в баре, садится пьяным за руль, пререкается с остановившим его полицейским… и в итоге лишается водительских прав на два года и приговаривается к трем месяцам социальных работ. Теперь он вынужден тренировать команду интеллектуальных инвалидов, которые очень хотят попасть в региональные паралимпийские соревнования, но едва ли умеют держать в руках мяч.
Марко Монтес – циничный, нетерпимый эгоист со взрывным характером и некоторой инфантильностью. Он бросает любимую жену потому, что та хочет детей, а он боится стать отцом и нести ответственность. Живет у матери потому, что это удобно (на угрозу сына «съеду в отель» острословная мать отвечает: «Ну что ты такое говоришь, дорогой! Не разжигай понапрасну надежды»). А начинается фильм сценой, в которой Марко встречает у своей машины парковщика с явными признаками интеллектуальной особенности, который намерен выписать штраф за просроченную стоянку, и говорит: «Смотрю, на эту работу набирают особо сообразительных» (впоследствии парковщик, естественно, окажется у Монтеса в горе-команде и простодушно скажет: «Многие считают меня тупым, но вы нет, вы тогда назвали меня «сообразительным»).
За обеденным столом возмущенный судебным приговором Марко жалуется матери, что теперь ему придется тренировать «дураков»: «Представляешь, теперь нельзя говорить «дураки», нужно говорить «интеллектуальные инвалиды». А ведь раньше даже был праздник – День дураков». В Голливуде эту сцену назвали бы «сокрушением белого среднего класса над ушедшей расистской эпохой».
Смотрите легально на MEGOGO
Казалось бы, все очевидно и предсказуемо: Монтес научит особенную команду играть в баскетбол, а особенная команда научит нетерпимого Монтеса быть человеком. И будь это голливудская комедия, горе-команда отхватила бы в финале золотую медаль, а сомнительной моральности главный герой перевоспитался бы самым радикальным образом и полюбил бы своих новых подопечных так сильно, что остался бы их тренером пожизненно, наплевав на серьезную карьеру в большом спорте.
Но создатели «Чемпионов», которые лишь кажутся комедией-клише, виртуозно избегают штампов и сахарной фальши, оторванной от кисло-сладко-горькой реальности, в которой, как ни крути, невозможно жить с постоянным вкусом малины во рту и в которой не бывает чудесных исцелений ни от физических недугов, ни от духовных. Как сказал один из особенных игроков в адрес Монтеса: «Мы не переучим его быть уродом, но научим с этим жить».
Собственно, это и есть наша главная задача: научиться мирно жить с той реальностью, которую невозможно изменить, и попытаться улучшить те реалии, которые изменить возможно. И боязнь зачать ребенка после сорока из-за рисков врожденной умственной или физической неполноценности – не моральное уродство, а суровая трезвость и осмысленность. Так что реплика «не думайте, я все прекрасно понимаю, я тоже не хотел бы быть отцом такого сына, как я» душераздирающе честна. Но опять же: давайте все вместе учиться с этим жить. С мыслью, что важна не победа, а участие. И готовностью по возможности проявлять хоть минимальную участливость.
Анастасия Лях
Чемпионы (Campeones)
2018 год, Испания
Продюсеры: Габриэль Ариас-Сальгадо, Альваро Лонгория, Луис Мансо, Лурдес Дешамп, Пилар Лебрет
Режиссеры: Хавьер Фессер, Лурдес Дешамп
Сценарий: Хавьер Фессер, Давид Маркес, Лурдес Дешамп
В ролях: Хавьер Гутьеррес, Хесус Видаль, Хуан Маргальо, Афенея Мата, Луиса Гаваса, Дэниэль Фрейре, Хосе де Луна, Серхио Ольмо, Мариано Льоренте, Хесус Лахо, Глория Рамос, Роберто Чинчилья, Альберто Ньето Фернандес, Хулио Фернандес, Фран Фуэнтес, Стефан Лопес, Лаура Барба, Хульета Эгуррола
Оператор: Чечу Граф
Композитор: Рафаэль Арнау
Длительность: 124 минут/ 02:04