Спортивно-психологическая драма режиссера-дебютанта Тараса Дроня получилась эдаким украинским ответом голливудской «Малышке на миллион», но только в наших военно-политических реалиях. Ну и цена вопроса – не миллион долларов, а всего-то двадцать пять тысяч гривен.
Главная героиня – боец смешанных боевых искусств (они же бои без правил). Она тренируется с двенадцати лет и настроена завоевать чемпионский титул. Так кажется на первый взгляд. В действительности же Юля никак не может справиться с внутренней пустотой и разрушающей ее неизвестностью. Год назад в АТО якобы погиб ее парень Денис, тоже боец MMA, но тело обнаружено не было. Девушка, которая кажется крепкой и агрессивной на вид, внутри изломана и изранена, и эти раны подпитываются ложной надеждой, которая вынуждает жить «вслепую».
Когда Юля случайно встречает другого мужчину, совсем не похожего на Дениса (богатого бизнесмена, который не имеет никакого отношения к спорту, не воевал в АТО, который вращается в совершенно других кругах, кругах людей, заказывающих в ресторанах блюда с труднопроизносимыми названиями и сопровождаемых спутницами в дорогих полуголых платьях), то пробует начать новую жизнь. Но, естественно, все то другое, из другого мира, ей чуждо, и ничего не получается. И невидимый призрак Дениса всюду будто бы следует рядом. Не для того, чтобы мучить Юлю, но как напоминание о том, кем она есть.
В одной из сцен внезапный Юлин воздыхатель ведет ее в ресторан и учит танцевать танго или какой-то другой бальный танец. И коренастая спортсменка в кроссовках неуверенно и нескладно повторяет па. В другой сцене поклонник ведет героиню в бутик и покупает ей дорогое вечернее красное платье с высоким разрезом до бедра. И в нем Юля чувствует себя неуютно, не в своей тарелке, а выглядит неуклюже и даже нелепо. Можно подумать, что эти эпизоды напоминают легендарную «Красотку» с Джулией Робертс и Ричардом Гиром, и героиню все-таки ждет трансформация, чудесное преображение из «пацанки в панянку», и счастье с импозантным богачом. Но ничего подобного. Потому что фильм Дроня предельно далек от голливудской романтической сказки и говорит не о золушке, а о воине.
Затрагивая болезненную тему войны на Донбассе, режиссер посвящает историю не непосредственно бойцам АТО, но оставшимся ждать матерям, женам, девушкам… бойцам иного фронта, бойцам без правил и с завязанными глазами, бьющимися с тенью за надежду. Когда мать Дениса (не верящая, что сын погиб) получает сомнительное смс с информацией, что Денис жив и нуждается в операции, Юля сперва ожесточается, злится и из-за наивности слепо верящей в очевидное мошенничество женщины, и из-за того, что очередная надежда не дает ране затянуться. Но затем поиск денег на операцию становится ее одержимостью. Не потому, что Юля так же доверчива и наивна, а потому, что так правильно и по-другому нельзя. И только так получится снять с глаз повязку.
Смотрите легально на MEGOGO
Держится картина на сильном и убедительном исполнении Марины Кошкиной, которая снова после донбасской драмы Дарьи Онищенко «Забытые» демонстрирует эдакое драматургическое фигуральное самосожжение, достойное Жанны д’Арк. Кошкина не боится выглядеть в кадре ни голой, ни несуразной, ни некрасивой. И после роли интеллигентной учительницы украинского языка посреди варварских украинофобских реалий оккупированной территории актриса так же страстно отдается роли бойца MMA (режиссер отменяет различия между бойцом MMA, бойцом АТО и просто бойцом по жизни), яростной, злой, почти озверелой, неумело скрывающейся за маской девушки в красном платье с разрезом.
И возможно, по-настоящему настоящей Юля становится на арене подпольных боев, где по периметру оскаливают клыки свирепые псы (и собаки, и устроители, и игроки на тотализаторе). Здесь разворачивается лучшая сцена фильма. Причем постановщик не прибегает к излишнему кровавому месиву. Просто высвобождает из «красотки» «чудовище».
Анастасия Лях
Із зав’язаними очима (С завязанными глазами)
2020 год, Украина
Продюсеры: Валерия Сочивец, Эльмира Асадова, Анна Бурдина
Режиссер: Тарас Дронь
Сценарий: Якуб Присак, Тарас Дронь
В ролях: Марина Кошкина, Олег Шульга, Лариса Руснак, Александр Мавриц, Сергей Лузановский, Игорь Колтовский
Оператор: Александр Поздняков
Композитор: Андрей Пономарев
Длительность: 105 минут/ 01:45