kinowar.com

007: Не время умирать (No Time To Die)

Зачекайте, будь ласка...

Видимо, Дэниэл Крэйг устал от роли Джеймса Бонда примерно настолько же, насколько Роберт Дауни в свое время устал от роли Тони Старка. То есть прям смертельно устал. Но актер сделал последний рывок и достойно завершил свое пятнадцатилетнее пребывание на посту 007.

Долгожданный 25-й фильм бондианы (сюжетно тесно связанный с 24-й серией «Спектр», но стилистически и настроенчески совсем на нее не похожий), поставленный режиссером первого сезона «Настоящего детектива» Кэри Фукунагой, релиз которого из-за пандемии многократно откладывался и раз за разом испытывал терпение фанатов, получился… драмой, если не сказать трагедией, о любви. Практически шекспировской. И кому-то наверняка покажется, что подобная тональность не вписывается в каноны франшизы, которая всегда была более гламурной и легкомысленной, нежели серьезной и мучительно печальной. Но ведь и Бонд в исполнении Крэйга с его внутренними конфликтами, демонами прошлого, надломленной психикой вышел далеко за рамки канонического плейбоя с виски-мартини в руке. Впрочем, вся неотъемлемая атрибутика (от фирменного коктейля, взболтанного, но не смешанного, до фирменной реплики «Бонд. Джеймс Бонд») здесь присутствует. Но только с новыми, непривычными оттенками в голосе и вкусе. И фраза «Бонд. Джеймс Бонд» звучит так же круто, но уже с совершенно другой интонацией и даже в других обстоятельствах. А традиционные лоск и беспечная безболезненность контрастируют с великой болью и неотвратимым роком.

Должно быть, лучшими «Бондами» с участием Крэйга так и остались «Скайфолл» и «Казино Рояль». Должно быть, «Не время умирать» не смогло их превзойти. Но Фукунага определенно сумел поставить красивую точку. И да, здесь очень много мелодраматизма. Но экшна и юмора тоже предостаточно. Да, здесь не самый эффектный антагонист. И вина в том не Рами Малека, но сценаристов, прописавших злодею слишком мало сюжетного времени, слишком нечеткую позицию, слишком сумбурную мотивацию и слишком отстраненное, дистанционное взаимодействие с протагонистом, так что никакой отрицательно заряженной химии между Бондом и Сафином (как, например, между Бондом и Сильвой в «Скайфолле») не получилось. И да, очень длинный, почти трехчасовой, хронометраж.

Но в то же время очевидно, что Фукунага вдохновлялся именно лучшими образцами, именно «Казино Рояль» и «Скайфоллом». Ведь все эти три картины – не столько авантюрные боевики, сколько драмы о любви, привязанности и смерти, в которых разворачивается классическое фрейдистское противостояние эроса и танатоса. В них Бонд перестает играть ловеласа, всегда имеющего под мышкой одну-другую модельную красотку про запас. В них 007 испытывает большое подлинное чувство, никуда не исчезающее с наступлением новой серии и появлением в сюжете новой ля фам фаталь. И речь вовсе не о сексуальной привязанности. Речь о привязанности к женщине в ипостасях жены и матери (согласитесь, в «Скайфолле» условной «девушкой Бонда» была вовсе не Северин в исполнении камбоджийско-французской супермодели Беренис Марло, но М в исполнении Джуди Денч, эдакая названая мать безродного, лишенного бэкграунда героя).

Новый тип «девушки Бонда» представила и Ана де Армас, роскошно блеснувшая в одной-единственной, но незабываемо эффектной сцене. Девушки, с которой у героя нет секса (такой сюжетный трюк уже был провернут в «Кванте милосердия», где Бонда и героиню Ольги Куриленко не связывали плотско-романтические отношения, лишь эдакий человечно-деловой союз). И девушки, которая в отличие от классических фатальных красавиц испытывает неловкость, ребяческую наивность, изящную неуклюжесть… и совсем неграциозно сербает виски-мартини. Иной новый тип продемонстрировала Лашана Линч, будто бы заимствованная из вакандского армейского спецподразделения Дора Миладже из «Черной пантеры» и разрушившая сексистские традиции бондианы.

Смотрите легально на MEGOGO

Удивительным образом «Не время умирать», написанное и снятое до пандемии, оказалось созвучным с ковидными реалиями. Но даже этот хоть и ненавязчивый, но очевидный ассонанс со злободневностью не смог отобрать законное место на авансцене под светом рампы у Крэйга, которому Фукунага устроил большой сольный прощальный концерт с цветами, брошенными под занавес (причем не только фигурально, но и буквально, так как в кульминационной сцене участвуют ядовитые цветковые растения).

Перефразируя девятнадцатый фильм франшизы, скажем так: мир бондианы стал слишком мал для Дэниэла Крэйга, а мир разведки и шпионажа – слишком мал для Джеймса Бонда. Коридоры МИ-6 стали узкими, потолки низкими, стены давящими. «Это стол стал больше или ты стал меньше?» – иронизирует Бонд, переступив по прошествии лет порог кабинета нового М в исполнении Рэйфа Файнса (сменившего Джуди Денч после «Скайфолла»). А когда разговор не складывается, экс-оперативник хлопает дверью, напоследок отвесив обидное «Уверен, стол остался прежним».

«Не время умирать» размышляет о том, может ли Бонд сбросить с себя плотно севшую маску супергероя приключенческого романа, оторванный от реальности книжный образ денди-повесы с пушкой наперевес, нафаршированного гаджетами и коктейльными оливками, заготовленными ремарками и обольстительными ухмылками. Может ли Бонд зажить обычною жизнью обычного парня, любящего мужа и заботливого отца?.. На вступительных титрах (которые, как и всегда, являются отдельным произведением аудиовизуального арта), под «No Time To Die» Билли Айлиш на экране в веренице прочих символических образов появляется спираль ДНК, сплетенная из «вальтеров». Не только потому, что по сюжету инфицированная ДНК – это оружие. Но и потому, что образ жизни убийцы у Бонда в крови, в генах, в его природе и сущности. И это никак не удалить, не вырвать, ничем не вытравить.

Анастасия Лях

007: Не время умирать (No Time To Die)

2021 год, США/ Великобритания

Продюсеры: Барбара Брокколи, Майкл Дж. Уилсон

Режиссер: Кэри Фукунага

Сценарий: Нил Пёрвис, Роберт Уэйд, Кэри Фукунага, Фиби Уоллер-Бридж

В ролях: Дэниэл Крэйг, Рами Малек, Леа Сейду, Лашана Линч, Бен Уишоу, Наоми Харрис, Джеффри Райт, Кристоф Вальц, Рэйф Файнс, Ана де Армас, Рори Киннер, Давид Денсик, Билли Магнуссен

Оператор: Линус Сандгрен

Композитор: Ханс Циммер

Длительность: 163 минуты/ 02:43

Зачекайте, будь ласка...

Коментарі