Это лучший классический Гай Ричи за многие годы. Возможно, даже лучший со времен «Большого куша» и «Карты, деньги, два ствола». И действительно, как и было обещано, в «Джентльменах» британский постановщик целиком вернулся к стилю и сюжетам, с которых начинал карьеру: старый добрый криминал лондонских улиц, чисто английские гопники, разборки за лакомый ломоть, стрельба и погони, курьезные чернокомедийные ситуации, много колоритных персонажей, ласкающие слух киномана краснобайские диалоги, постоянные перемотки назад, трупы в морозилке, твисты-твисты-твисты.
Очень немногие голливудские мувимейкеры на сегодняшний день остаются рассказчиками. Искусными умельцами не только показывать картинки, но по-настоящему рассказывать интересные истории, олдскульно, по старинке увлекать публику перипетиями, набором ярких фигурантов действа, пинг-понгом хлестких реплик. Собственно, таковых осталось двое: Тарантино и Ричи. Работая над сценариями, они остаются верны театральной драматургии. Их тексты можно читать как пьесу и получать сугубо литературное удовольствие. Их герои полноценны и красочны на одной только бумаге, задолго до того, как актеры и костюмеры придадут им физический облик.
И Ричи в «Джентльменах» всячески подчеркивает очаровательную старомодность этого подхода к сторителлингу. Все (или почти все) происходящее на экране – это рассказ в рассказе, сценарий в сценарии, киносюжет в киносюжете, который ушлый персонаж Хью Гранта бросает на стол солидному герою Чарли Ханнэма, смачно расписывая, каким в итоге получится кино. Ни в коем случае не цифровое, конечно же, а снятое на 35 миллиметров с двухсторонней перфорацией, придающее изображению мягкую винтажную зернистость.
Это такая же старомодность, как само понятие джентльменства (как замороженные жмурики в рефрижераторе). Так что название фильма, безусловно, возникло неслучайно и подразумевает многозначительный контекст. Причем джентльменство здесь – эдакий врожденный или приобретенный нюанс ментальности, английской породы, распространяемый на все социальные сферы. И вовсе необязательно быть аристократом с многогектарным фамильным графством, чтобы называться джентльменом. Можно быть американцем-наркобароном, приехавшим покорять Старый Свет и давно полюбившим традицию чаепития. А можно быть плебеем, выросшим из дворовой пацанвы, но с шиком носить спортивный костюм гопника из английского твида в клеточку и поступать исключительно благородно, по-джентльменски.
А вот карикатурному китайцу-антагонисту, нахальному и необузданному, этот джентльменский кодекс невдомек. Как и тщедушному бизнесмену из Оклахомы, играющему грязно, по-капиталистски, как принято в никогда не знавшем рыцарства Новом Свете.
Смотрите легально на MEGOGO
Новый фильм Гая Ричи, который после размашистого диснеевского «Аладдина» полной грудью вдохнул дорогие сердцу ароматы малой родины, – это такое же путешествие во времени, какое, к примеру, Скорсезе совершил в «Ирландце», выдав во втором десятилетии выхолощенных нулевых живую консервативную (в хорошем смысле слова) историю в духе 90-х. Правда, Ричи, несмотря на классическую маскулинность, все же чуть больше внимания уделил героине Мишель Докери, чем Скорсезе уделил героине Анны Пакуин.
Ну а с чем точно не поспоришь – с тем, что «Джентльмены» подарили нам третью любимую роль Колина Фаррелла после «Залечь на дно в Брюгге» и «Лобстера». Этот парень в чопорном бомбере украл все зрительские симпатии с потрохами.
Анастасия Лях
Джентльмены (The Gentlemen)
2019 год, США
Продюсеры: Гай Ричи, Айван Аткинсон, Билл Блок
Режиссер: Гай Ричи
Сценарий: Гай Ричи, Айван Аткинсон, Марн Дэвис
В ролях: Мэттью МакКонахи, Чарли Ханнэм, Хью Грант, Колин Фаррелл, Генри Голдинг, Мишель Докери, Джереми Стронг, Эдди Марсан
Оператор: Алан Стюарт
Композитор: Кристофер Бенстид
Длительность: 113 минут/ 01:53