Кира Найтли играет рядовую сотрудницу-переводчицу британской разведки, которая слила прессе государственную тайну и предстала за это перед судом. Ее героиню зовут Кэтрин Ган. Это реальный человек и реальная история. Что примечательно, имя и поступок Ган куда менее известны широкой общественности, нежели скандальные дела Эдварда Сноудена и Джулиана Ассанжа, хотя история этой женщины куда интереснее, драматичнее, резонанснее. А работа Гэвина Худа «Государственные тайны» куда лучше фильмов «Сноуден» и «Пятая власть». Более того, она даже лучше «Секретного досье» Стивена Спилберга.
В 2003 году, когда премьер-министром Великобритании был Тони Блэр и когда президент США Джордж Буш младший при поддержке Блэра в итоге развязал войну в Ираке, скромная молодая сотрудница британского Центра правительственной связи, отвечающего за ведение радиоразведки, Кэтрин Ган, прочитав по долгу службы сверхсекретный документ, в котором американская АНБ пыталась заручиться поддержкой британского правительства в незаконных действиях шпионажа и сбора компромата на членов ООН, чтобы путем шантажа получить голоса делегатов за одобрение вторжения в Ирак, решила тайком скопировать декрет и инкогнито слить его журналистам через свои контакты в антивоенном движении. Так документ попал в авторитетную британскую газету The Observer, был обнародован, вызвал сильнейшую общественную реакцию и волну споров касательно его подлинности, привел к саморазоблачению и аресту Ган, преследованию и едва не увенчавшейся успехом незаконной депортации ее мужа-курда, но войну в Ираке, как все мы знаем, остановить не смог.
«Да он же врет! Нет никаких доказательств наличия у Саддама Хусейна оружия массового поражения! Да, он – диктатор. Но это вовсе не значит, что он связан с Аль-Каидой», – возмущается героиня Найтли дома перед телевизором, по которому убедительно выступает Блэр. «Зачем ты кричишь в телевизор? Он все равно тебя не слышит», – отшучивается ее муж, турецкий курд-беженец, ненавидящий, естественно, Хусейна за геноцид своего народа, но старающийся держаться подальше от политики, скромно работая в кафе-закусочной и предпочитая смотреть по ТВ футбол, а не новости. «Держаться подальше», «не принимать близко к сердцу», «воспринимать проходящую информацию как часть работы, что не лучше и не хуже любой другой»… «Это просто работа, просто работа», – повторяет любящий и озабоченный беспокойством жены супруг.
В этом фильме Кэтрин Ган не геройствует, не рвет на себе рубаху в попытке сыграть роль миротворца-мученика. Она искренне боится. Она даже блюет, когда видит на первой полосе газеты заголовок статьи, изобличающий американо-британский заговор. Блюет от страха собственного поступка. Но искренний, прямодушный, бесхитростный гуманизм и личный моральный кодекс превозмогают этот страх.
В фильмах «Сноуден» и «Пятая власть» мы, зрители, не испытывали симпатии к главным героям. И потому, что не были уверены в чистоте их намерений. И потому, что авторы этих картин не смогли выписать образ, который необязательно был бы положительным, но обязательно располагал бы к эмпатии, к элементарной включенности зрителя в судьбу персонажа. Совсем по-другому обстоят дела с экранным воплощением Кэтрин Ган, которая показана максимально простой, живой, естественной, обыкновенной, «маленькой» и вместе с тем проявившей мужество и величие, на которые способны очень немногие. И тут зритель всецело сочувствует и переживает за исход истории, потому что верит в прозрачность помыслов героини и разделяет ее благородный порыв.
Смотрите легально на MEGOGO
Тем временем на смежной арене действий разворачивается игра второплановых персонажей: репортеров, адвокатов, правительственных агентов. В коридорах газеты The Observer разворачивается сюжет, аналогичный картинам «Вся президентская рать» и «Секретное досье», где все игроки, от бомжеватого и эксцентричного Риса Иванса до интеллигентного и аккуратного Мэттью Гуда, исправно держат позиции, дополняют и насыщают историю короткими, но значимыми вкраплениями. Затем жанр журналистского расследования плавно переходит в юридическую драму, не менее острую и увлекательную, и в третьем акте эдаким бонусом к и без того внушительному и красочному составу возникает колоритный и импозантный Рэйф Файнс в роли защитника.
Демократических правительств не существует. Ни в Америке, ни в Британии, ни где-либо еще. Нет такой власти, которая целиком и полностью служила бы своему народу верой и правдой. Забавно, что Кира Найтли когда-то снялась в ромкоме «Реальная любовь», где одна из сюжетных линий была посвящена британскому премьер-министру в исполнении Хью Гранта, который дал решительный и остроумный отпор американскому президенту, отметив, что «особые отношения» между США и Великобританией отныне будут «еще более особыми». Теперь же Найтли снялась в серьезной версии сюжета про «особые» американо-британские отношения. Но в этой версии, реальной версии, отпора не случилось.
Зритель, который перед просмотром «Государственных тайн» посмотрел «Власть» Адама МакКея, со знанием дела скажет: тот указ АНБ состряпал и продвинул Дик Чейни. Хотя имя Чейни в «Государственных тайнах» не звучит ни разу. Но да, если «Власть» была взглядом на происхождение Иракской войны изнутри американской политики, то фильм Гэвина Худа – это взгляд изнутри зависимой и поддакивающей британской политики.
И что делает работу Худа еще более мощной: и личная драма, и глобальное разоблачение здесь одинаково убедительны и сильны. И история «маленькой женщины» звучит поистине величественно. А история глобальной политики – поистине низко и гнусно.
Анастасия Лях
Государственные тайны (Опасные секреты, Official Secrets)
2019 год, Великобритания/ США
Продюсеры: Гед Доэрти, Элизабет Фаулер
Режиссер: Гэвин Худ
Сценарий: Грегори Бернштейн, Сара Бернштейн, Гэвин Худ
В ролях: Кира Найтли, Мэтт Смит, Рэйф Файнс, Мэттью Гуд, Рис Иванс, Адам Бакри, Индира Варма, Мианна Бёринг, Конлет Хилл, Тэмсин Грег, Моника Долан, Рэй Пантаки
Оператор: Флориан Хоффмайстер
Композиторы: Пол Хепкер, Марк Килиан
Длительность: 112 минут/ 01:52