Этот замечательный фильм наверняка установил абсолютный рекорд по количеству звучания приветствия «Хайль Гитлер!» в одной картине. Собственно, с этого-то история и начинается: десятилетний немецкий мальчик Йоханнес по прозвищу Джоджо, живущий в воюющей гитлеровской Германии, ведет диалог со своим воображаемым другом-наставником Адольфом, в ходе которого последний пытается научить своего падавана с правильными темпом и интонацией произносить «Хайль Гитлер!», а энтузиазм ученика в итоге переходит в восторженно-истерическую эйфорию.
Новозеландец Тайка Вайтити – сценарист, режиссер и актер – в настоящее время заслуженно числится одним из самых многообещающих, востребованных и любимых голливудских кинематографистов. Причем любим он и зрителями, и критиками, и киноакадемиками. После успеха малобюджетной вампирской мокьюментари-комедии «Чем мы заняты в тени» Вайтити выдал один из лучших марвеловских экшнов: стильный, рокешный, потешный, самобытный, забористый «Тор: Рагнарек». А потом его трагикомичная сатира на нацистскую Германию попала в оскаровскую гонку и фигурировала во всех авторитетных топах лучших фильмов за 2019 год (ну а недавно стало известно, что Вайтити может взяться за постановку новых «Звездных войн», вернее нового ответвления франшизы).
Вайтити – как новый Уэс Андерсон, но только справляющийся одинаково хорошо и с маленьким инди-кино, и с заточенным под наградный сезон кино покрупнее, и с большим коммерческим кино от главных поп-культурных брендов. Универсальный мастер с оригинальным чувством юмора, уверенной в себе зрелой режиссурой и душевно-вдумчивым подходом к любой истории, от урбанистских упырей до антифашизма.
«Кролик Джоджо» – это еще один взгляд на войну глазами ребенка, в природе которого преобразовывать реально происходящие ужасы в игру или фантазию, как в «Лабиринте Фавна». Но только здесь войну в игру преобразовывает в первую очередь сам автор, рассказчик, не желающий впадать в уныние и театральный трагизм, а желающий вопреки всему танцевать и радоваться каждому солнечному дню, потому что жизнь прекрасна. Даже если на центральной площади висят повешенные. И даже если среди них – родной любимый человек.
Причем «жизнь прекрасна» – не просто избитое мотивирующее словосочетание, от которого коробится душа интеллектуала-пессимиста. Это, конечно же, отсылка к одноименной картине Роберто Бениньи, в которой отец превращает пребывание в концлагере для маленького сына в веселую игру, пусть и наполненную закулисной горечью. Собственно, прекрасная Скарлетт Йоханссон, сыгравшая мать мальчика Джоджо, во многих сценах делает оммаж Бениньи, и этот жест уважительного подражания дается актрисе с завидными изяществом и легкостью.
Смотрите легально на MEGOGO
«Кролик Джоджо» – это как если бы встретились «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, «Бесславные ублюдки» Тарантино и «Мальчик в полосатой пижаме» Марка Хермана, помимо работы выдающегося итальянского комика, который, к слову, за игру в «Жизнь прекрасна» удостоился «Оскара», а Йоханссон подстать своему вдохновителю номинирована за роль второго плана (у актрисы в этом году джекпот: две параллельные номинации за первый план в «Брачной истории» Баумбаха и второй у Вайтити). Лагерь обучения юных гитлеровцев своей боевой абсурдностью напоминает лагерь бойскаутов из «Королевства полной луны». Гротескно-сатирический подход к нацистским преступлениям созвучен с «Бесславными ублюдками». А юный Роман Гриффин Дэвис, сыгравший Джоджо, определенно схож с юной версией Эйсы Баттерфилда из «Мальчика в полосатой пижаме».
Десятилетний Джоджо, в зомбированную голову которого однажды проникает червь сомнения, переживает трансформацию, эволюцию мировоззрения, проходит извилистый путь от фашизма к гуманизму; взрослеет, меняет воображаемого друга на реального и фигурально и буквально выпихивает назойливого фюрера (карикатурный образ которого воплотил, конечно же, сам Вайтити) с глаз долой из сердца вон. А мир извращенной фантазийной пропаганды, в котором евреи вооружены рогами, змеиным языком и покрыты рыбьей чешуей, постепенно заменяется реальностью, в которой быть монстром означает совсем другое.
При этом Тайка Вайтити, несмотря на шаржирование жестокой действительности и обращение нацистской идеологии в цирк, очень тонок и деликатен в моментах, когда игра вынуждена сделать паузу; когда и главному герою, и расслабившемуся зрителю все-таки приходится повзрослеть и научиться самостоятельно завязывать шнурки.
Анастасия Лях
Кролик Джоджо (Jojo Rabbit)
2019 год, США
Продюсеры: Тайка Вайтити, Картью Нил, Челси Уинстэнли
Режиссер: Тайка Вайтити
Сценарий: Тайка Вайтити, Кристина Люненс
В ролях: Роман Гриффин Дэвис, Скарлетт Йоханссон, Томасин Маккензи, Тайка Вайтити, Сэм Рокуэлл, Ребел Уилсон, Стивен Мерчант, Алфи Аллен
Оператор: Михай Мэлаймаре
Композитор: Майкл Джаккино
Длительность: 108 минут/ 01:48