Лучшие итальянские режиссеры всех времен
С первых лет существования кино итальянские кинематографисты были в авангарде международной сцены и оказали большое влияние на ее развитие своим движением футуристов, а затем, начиная с 1940-го года, благодаря неореалистам, таким как Роберто Росселлини, Лукино Висконти и Витторио Де Сика. Отпечаток неореализма был ощутим как в самой Италии на протяжении нескольких десятилетий, так и в остальном мире, и способствовал зарождению таких направлений в кино как французская Новая волна.
Следуя за неореализмом, итальянские режиссеры не остановились на одном лишь этом направлении. Некоторые из них отважились на радикально формалистический стиль кинопроизводства с эпичными сюжетами и масштабными постановками. Другие наоборот, получили известность благодаря своим экспериментальным и зачастую спорным фильмам. Последним крупным итальянским кинематографическим движением стало джалло – поджанр хорроров, достигший мировой известности благодаря Марио Бава и Дарио Ардженто.
После 70-х годов прошлого века стабильность итальянскому кино обеспечивали такие режиссеры как Роберто Бениньи, Джузеппе Торнаторе, Нанни Моретти, Лука Гуаданьино и Паоло Соррентино, и несмотря на то, что современный кинематограф этой страны не привлекает столько внимания, как прежде, за некоторым исключением естественно, он по-прежнему является важным аспектом мировой культуры.
В этой статье kinowar.com составил список из наиболее значимых итальянских режиссеров, внесших неоспоримый вклад в развитие кинематографа во всем мире.
Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект
1. Федерико Феллини, 1920 – 1993
«У каждого художника свое особенное видение. Нельзя взять и надеть чужие очки: они будут плохо сидеть, и ты в них ничего не увидишь».
Когда речь заходит о выдающихся итальянских кинематографистах, первое имя, которое приходит на ум – Феллини, для которого кино было главной формой существования. Видение мира, свойственное режиссеру, было настолько гипнотизирующим и уникальным, что породило для этого карнавального стиля специальное обозначение Felliniesque, или говоря проще – феллиниевский.
Его творения показали будущим поколениям кинорежиссеров и сценаристов как экспериментировать и как совмещать безумный полет фантазии с исповедальным рассказом. Мартин Скорсезе признался, что пересматривает «8 ½» каждый год.
Кинематографическую карьеру Федерико начал в 1945 году с написания сценария к фильму Росселлини “Рим – открытый город”, положившему начало неореализму, но спустя полтора десятилетия будет сложно найти другого такого творца, который бы отвернулся от реализма столь категорично, как это сделал маэстро.
Его ранние киноленты, изначально вдохновленные работой с Росселлини («Маменькины сынки»), вскоре сменили свой тон на более сентиментальный и плутовской в “Дороге” и “Ночах Кабирии”. Эти творения маэстро наполнены болезненным ощущением человечности представителей низших слоев общества в лице циркачей и проституток. Ну а потом была “Сладкая жизнь” – мастер-класс по показу экзистенциальной грусти и послевоенного гедонизма от уставшего от жизни героя Марчелло (Марчелло Мастроянни). Этот фильм вознес Феллини на самый верх, в немногочисленные ряды самых знаменитых режиссеров мира. Неудивительно, что эта кинолента привела Федерико к духовному и художественному кризису, ставшему почвой для его «8 ½». Говоря устами своего экранного альтер эго (Мастроянни), маэстро превратил эту картину в свою самую рефлексивную киноленту, похожую на черно-белую запись в личном дневнике, в котором творец занимается эксгумацией своего прошлого в надежде найти ключ от будущего.
«8 ½» открыл новую главу в творчестве режиссера, где повествование стало вторичным по отношению к зрелищности. Не все работы Феллини, выпущенные с конца 1970-х, заслуживают статуса классики, но даже они способны затмить большинство кинолент, снятых другими режиссерами – для этого достаточно послушать мелодии композитора Нино Рота и посмотреть на работу художника-постановщика Данило Донати.
Феллини создал собственный стиль кинематографа, который странным и загадочным образом ощущается как универсальный для всех людей, делая мир вокруг нас меньше, душевнее и уютней.
Лучшие фильмы: «8 ½», «Сладкая жизнь», «Ночи Кабирии», «Дорога»
2. Микеланджело Антониони 1912 – 2007
«Я не думаю, что фильмы нужно снимать ради зрителей, денег или популярности. Фильмы, по-моему, нужно снимать ради красоты, и это, как мне кажется, лучший способ быть искренним в своей работе».
Один из самых противоречивых гениев итальянского кино 50–70-х годов прошлого века, чей стиль хорошо узнаваем, но не идентичен в творениях разных периодов. Уроженец Феррары, выпускник болонской Школы экономики и коммерции, Микеланджело начинал как журналист и теоретик неореализма. Режиссерским дебютом стал документальный фильм «Люди с реки По», а первой игровой лентой – «Хроника одной любви», 1950 год. Его ранние художественные картины – это поиск собственного стиля, где уже ощущается почерк мастера, снявшего не один киношедевр и названного «поэтом отчуждения и некоммуникабельности».
«Приключение» — первая великая кинолента Антониони, за которую он был удостоен Приза жюри за обновление киноязыка на Каннском кинофестивале. Для Умберто Эко и Ролана Барта этот фильм стал эталоном «открытого произведения», чья незавершенная структура приглашает зрителя стать соавтором режиссера.
Антониони совершил революцию в кино, ведь именно у него архитектура и пейзажи стали самостоятельными и полноценными киногероями, а самое главное в сюжете всегда заключалось между строк. Картинка у него всегда композиционно безупречна и неимоверно холодна. Эмоциональная усталость и отрешенность – стандартный набор переживаний главных героев режиссера. Максимальная концентрация таких чувств передана в черно-белой «трилогии отчуждения»: «Приключение» (1960), «Ночь» (1961) и «Затмение» (1962), и если вы хотите найти в кино разговор о вечных экзистенциальных муках, то лучшего собеседника, чем Антониони, вам не найти.
«Если сегодня человек более одинок, то это потому, что стало труднее общаться. На мой взгляд, это происходит потому, что мы не можем ориентироваться в этой среде. Возможно, это беспокойство связано с тем, что технологии развиваются такими угрожающими темпами».
Лучшие фильмы: «Фотоувеличение», «Красная пустыня», «Приключение», «Забриски-пойнт»
3. Серджио Леоне, 1929 – 1989
«Человек Запада не имеет ничего общего с человеком, нарисованным голливудскими режиссерами и сценаристами. Реальный Запад был миром насилия, страха и грубых инстинктов. В борьбе ради наживы нет добра и зла, благородства и коварства, тут все зависит от обстоятельств, побеждает не лучший, а просто более везучий».
Пожалуй, самым известным и успешным итальянским режиссером за пределами своей страны является не кто иной, как Серджио Леоне, которому приписывают изобретение целого жанра – спагетти-вестерн. Как и Феллини, Леоне часто называют одним из самых влиятельных режиссеров всех времен.
Прежде чем перейти к режиссуре, Серджо выполнял различные работы в кино, от сценариста до помощника режиссера. Помимо «Колосса Родосского» 1961 года, ставшего его режиссерским дебютом, маэстро известен прежде всего благодаря его «Долларовой трилогии», в которую вошли следующие киноленты: «За пригоршню долларов», «На несколько долларов больше» и «Хороший, плохой, злой» с Клинтом Иствудом. Первый фильм из этого списка является вольным ремейком на самурайскую драму Акиры Куросавы «Телохранитель», и все действие перенесено из Японии XIX века на границу США и Мексики. Вскоре после выхода «За пригоршню долларов» в азиатских странах авторов киноленты обвинили в плагиате, тем не менее картина имела большой коммерческий успех, а Клинт Иствуд, исполнивший главную роль, мгновенно стал звездой.
После своей легендарной трилогии Леоне снял всего три фильма. Первым был вестерн «Однажды на Диком Западе», в котором снялись Чарльз Бронсон, Генри Фонда и Клаудия Кардинале. Сценарий к этой работе был написан в соавторстве с Бернардо Бертолуччи и Дарио Ардженто. По сравнению с фильмами «Долларовой трилогии» этот фильм оказался более тяжеловесным и мрачным. В 2009 году «Однажды на Диком Западе» вошел в Национальный реестр фильмов Библиотеки Конгресса США как «культурно, исторически и эстетически значимый». Затем на экраны вышла лента «За пригоршню динамита» с Родом Стайгером Джеймсом Коберном.
«Однажды в Америке» – последняя режиссерская работа Серджо Леоне, общепризнанный шедевр гангстерского кино, входящий в лучшую сотню фильмов по версии IMDb, в котором снялись Роберт Де Ниро, Джеймс Вудс и Элизабет Макговерн.
Отдельно стоит отметить тот факт, что практически ко всем творениям великого итальянца музыку написал Эннио Морриконе.
Кинематограф Серджо Леоне оказал большое влияние на многих режиссеров. Квентин Тарантино после выхода «Убить Билла» говорил:
«Мне всегда хотелось буквально процитировать Серджо Леоне еще прежде, чем я вообще начал что-то ставить. И мои мексиканские заморочки всегда были осовремененными, но неприкрытыми версиями из фильмов Леоне. А теперь цитирую его, так сказать, по-японски».
Лучшие фильмы: «Однажды в Америке», «Однажды на Диком Западе», «Хороший, плохой, злой»
4. Лукино Висконти, 1906 — 1976
«Если вы спросите у Рембо (я не прошу вас принимать меня за Рембо), если вы спросите у любого поэта, почему он написал именно вот так, почему он поставил в стих именно это слово, он вам ответит, что он сам не имеет ни малейшего понятия почему».
Режиссер оперного и драматического театра и кино, представитель одной из ветвей аристократического рода Висконти. Он вырос в среде высокой культуры и с юных лет увлекся театром и музыкой. Во время Второй мировой войны Лукино стал критически относиться к своему окружению, вступил в коммунистическую партию и сосредоточил свои киноленты на низших слоях населения Италии. Своей первой работой «Одержимость» режиссер положил начало итальянскому неореалистическому движению, открыв дорогу таким важным режиссерам, как Витторио Де Сика и Роберто Росселлини.
В 60-е годы маэстро изменил основную тему своих фильмов и сосредоточился на представителях высшего класса общества в таких работах как «Леопард», «Смерть в Венеции» и «Людвиг», определив новую эру в кинопроизводстве Висконти, которая продолжалась до конца его карьеры. Темы его творений не всегда приятны, но красота остается неоспоримой. Потрясающая кинематография и кадрирование делают каждую сцену произведением искусства, а подробные исторические декорации его фильмов чрезвычайно реалистичны, ведь в своих работах Лукино был фанатиком правды – эмоциональной и бытовой.
В своей потребности реализма иногда он доходил до абсурда, когда во время работы над фильмом «Леопард» отреставрировал несколько дворцов на Сицилии, а по ящикам комодов раскладывал батистовые платки, которые в итоге так и не фигурировали в киноленте. Висконти уверял, что само знание того, что платки есть, и что они настоящие, поможет актерам играть реалистичнее. В каждом творении мастера ощущается эта фундаментальность подготовки, и иногда из-за этого они многим кажутся тяжеловесными. Его картины как будто сняты в реальном времени. Но это и есть проявление реализма, то есть правды жизни.
Лучшие фильмы: «Рокко и его братья», «Гибель богов», «Леопард», «Смерть в Венеции»
5. Бернардо Бертолуччи, 1941 – 2018
«Не нужно испытывать стыд за то, кем ты был. Никогда. Я снял «Мечтателей» именно для того, чтобы объяснить сегодняшним ребятам, что те годы не были тщетной войной: те свободы, которыми они пользуются сейчас, происходят как раз из 68-го года. Настоящая проблема современных людей — это отсутствие памяти, коллективного сознания. Когда-то молодые люди верили, что, уснув вечером, наутро проснутся уже в изменившемся мире. Они, то есть мы, действительно были лишь мечтателями. Но это желание изменить мир сделало нашу жизнь лучше. И жизнь наших детей тоже».
Один из самых атмосферных итальянских режиссеров. Бертолуччи был ассистентом Пазолини при создании «Аккатоне» и писал совместно с Дарио Ардженто сценарий к спагетти-вестерну Серджо Леоне «Однажды на Диком Западе». Возможно благодаря этому опыту Бернардо является как создателем бескомпромиссных лент о судьбе Европы («Стратегия паука», «Костлявая смерть», «Перед революцией»), так и режиссером совершенно голливудских по духу проектов («Последний император» и «Маленький Будда»). Самыми прославленными его творениями считаются «Последнее танго в Париже» и «Двадцатый век», совмещающие в себе лирику и интимность с эпическим размахом.
Бертолуччи из тех творцов, которые ничего не боятся, и его смелость в фильмах сложной судьбы «Двадцатый век» и «Последнее танго в Париже», в век победившей политкорректности порой кажется безумной. Мало кто из кинорежиссеров так тонко чувствовал и умел показывать сексуальность на экране – как в самых дерзких ее проявлениях, так и в абсолютно невинных.
В своем умении видеть и передавать прекрасное он наследовал не столько итальянское кино, сколько искусство Возрождения, и успел поймать красоту, которая ускользала. В этом ему помог виртуозный оператор Витторио Стораро, снявший все лучшие картины маэстро. Вместе они любовались красотой пейзажа и следили за тем, как выдает скрытые чувства и мысли выражение человеческого лица. Вместе находили форму, способную показать изменения в мире и стойкость человека, способного противостоять им несмотря на свою хрупкость и юность. «Мечтатели» – один из самых личных фильмов режиссера именно об этом.
Бертолуччи в работе с актерами всегда требовал от них чего-то невероятного, и добивался нужного результата. Марлон Брандо и Мария Шнайдер в «Последнем танго в Париже», Лив Тайлер в «Ускользающей красоте», Ева Грин в «Мечтателях», Жан-Луи Трентиньян в «Конформисте», Роберт де Ниро и Жерар Депардье в «Двадцатом веке» – все они сыграли у режиссера роли, которые смело можно назвать лучшими в их карьере.
Лучшие фильмы: «Конформист», «Мечтатели», «Последнее танго в Париже», «Двадцатый век», «Ускользающая красота»
6. Пьер Паоло Пазолини, 1922 — 1975
«Когда я снимаю фильм, я по-настоящему нахожусь среди деревьев, среди людей таких же, как и вы. В отличие от литературы, там нет никаких символических или условных фильтров между мной и реальным миром. Кино – это мой взрыв любви к реальности».
Пазолини по сей день является самой противоречивой и скандальной фигурой итальянского кинематографа. В юности он прославился как поэт, и его стихи включены в Италии в школьную программу. Пьер Паоло писал диалоги для кино, а затем стал сценаристом. До режиссерского дебюта им было написано 15 сценариев, среди которых такие фильмы как «Женщина с реки» с Софи Лорен и «Сладкая жизнь» Феллини. В 1961 году, когда Пазолини было почти 40 лет, вышла в свет его первая картина – остросоциальная драма «Аккатоне», рассказывающая историю проституток и сутенеров, живущих в трущобах Рима.
На протяжении всей своей кинокарьеры он откровенно подходил к запретным темам, что приводило как к похвале, так и к осуждению со стороны аудитории. Режиссер смело совмещал в кадре религиозность, коммунистические убеждения, атеизм и эротизм. Большинство его поздних проектов были намного амбициозней его ранних минималистических картин. Наиболее заметными среди них являются фильмы «Трилогии жизни»: «Декамерон», «Кентерберийские рассказы» и «Цветок 1001 ночи», а также его самая противоречивая лента «Сало, или 120 дней Содома», где чувственное начало человеческой природы показано грубо и без прикрас.
Протест для Пазолини являлся основной формой выражения творческих исканий, и эта его непримиримость привела к трагичному финалу. Пьер Паоло был жестоко убит подростками-неофашистами в ноябре 1975 года в Остии, за 20 дней до премьеры его шокирующей драмы «Сало, или 120 дней Содома».
Лучшие фильмы: «Мама Рома», «Евангелие от Матфея», «Теорема», «Декамерон»
7. Паоло Соррентино, 1970
«Ты можешь создать фильм, не зная, как снимается кино. Чтобы написать музыку, нужно научиться играть на гитаре или на пианино. Для создания кино тебе ничего не нужно, кроме поэзии в твоей голове. Если ты знаешь, как перевести эту поэзию на язык изображения, ты можешь снимать кино».
Паоло Соррентино – самый известный и любимый сегодня итальянский режиссер, сумевший покорить публику во всем мире благодаря величественному использованию камеры в стиле Феллини в своих социально-критических повествованиях. Его «Великая красота» впервые за 15 лет принесла Италии премию «Оскар» за лучший иностранный фильм. Соррентино также привлек внимание искушенной публики «Последствиями любви», «Изумительным» и своим первым голливудским фильмом «Где бы ты ни был» с Шоном Пенном и Фрэнсис Макдорманд в главных ролях. После того, как он получил «Оскар», многие задавались вопросом, оправдает ли его следующее творение такие высокие ожидания публики. Но «Молодость» оказалась еще одной жемчужиной, в которой маэстро исследует меланхоличное очарование старости, элегантно переплетая его с силой музыки и исключительными актерскими выступлениям Майкла Кейна, Харви Кейтеля, Рэйчел Вайс и Джейн Фонда.
Одна из отличительных черт его творчества – способность визуализировать свои кинокартины глазами художника, наполняя их яркими красками, обогащая тенями и тематическими абстракциями. В его работах феерия успешно граничит с изящным юмором, а многочисленные награды, которыми отмечены фильмы, говорят об исключительном таланте их создателя.
Лучшие фильмы: «Великая красота», «Молодость», «Молодой папа», «Последствия любви»
8. Джузеппе Торнаторе, 1956
«Вне зависимости от того, что вам показывают – шедевр или кусок дерьма, картину с плохим изображением или фильм с лучшим звуком из всех возможных, – надо уважать работу кинематографистов всегда».
В юности Джузеппе работал демонстратором фильмов в местном кинотеатре и вырос на итальянском кино 60-х – 70-х годов, вот откуда его безграничная любовь к пленке, почитание авторов, на которых он вырос и уважение к любому режиссерскому труду.
Торнаторе из тех людей, которых часто называют самородками: в 16 лет он ставил свои пьесы в театре, а в возрасте 34-х лет получил «Оскар» за признание любви к кинематографу в киноленте «Новый кинотеатр «Парадизо», где мир итальянского кино показан глазами простого парнишки. Такой же прием Джузеппе позже использовал и в «Малене», где на смену кино пришла война и местная красавица в исполнении Моники Беллуччи. Эти две киноленты сделали Торнаторе живым классиком.
В его картинах нет экспериментальных или вычурно-минималистичных сюжетов. Фактически основанные только на самой истории, большинство его работ очень старомодны, ведь в них представлены сентиментально-романтические сюжеты, окруженные всепроникающей ностальгией. Это свойство, вероятно, является его величайшей силой, добавляющей волшебство и тепло во все его проекты.
Лучшие фильмы: «Новый кинотеатр «Парадизо», «Малена», «Легенда о пианисте»
9. Марко Беллоккьо, 1939
«Каждый из нас живет согласно нашей личной истории и собственному опыту, которые потом всплывают и переплетаются в увиденных нами образах».
Марко Беллоккьо – одна из движущих сил европейского кино, современник Бертолуччи и Пазолини, живой классик с полувековой карьерой и восхитительным умением работать с историей, на счету которого более 20 полнометражных кинолент.
Фильмография Беллоккьо тесно переплетается со сложностями итальянской истории последних 50 лет. От подростковой тоски до молодежного бунта, от религиозных институтов до политической подрывной деятельности, и его фильмы глубоко погрузились в социальные, политические и, что наиболее заметно, интимные противоречия нации в очень неспокойные времена. Бурная история Италии в его картинах часто показана глазами противоречивых, неуверенных в себе и неоднозначных героев.
В его кинолентах можно найти отблески всей истории нового европейского кино: роли Марчелло Мастроянни, Анук Эме и Клаудии Кардинале, Изабель Юппер и Тони Сервилло, музыку Эннио Морриконе, эротические триллеры, напоминающие наследие Клода Шаброля. Марко – идеальный автор для знакомства с огромными пластами сложного и изысканного европейского кино, в котором легко можно отыскать сотни полузабытых жемчужин.
Лучшие фильмы: «Улыбка моей матери», «Дьявол во плоти», «Спящая красавица», «Осуждение», «Здравствуй, ночь»
10. Дарио Ардженто, 1940
«Я много раз испытывал счастье и много раз печаль. Так и происходит в жизни. Счастливых моментов у меня было много. Но съемки фильма в их число не входят. Снимать фильм очень тяжело. Я не счастливый, радостный режиссер, вовсе нет. Кино – дело трудное. Думать, готовиться, придумывать что-то каждый день – это не такой уж и счастливый опыт».
Изначально начинавший как кинокритик и журналист, Ардженто ворвался на сцену кинопроизводства после того, как вместе с Бернардо Бертолуччи помог написать сценарий для «Однажды на Диком Западе» Серджио Леоне.
Вскоре после этого Дарио снял свой первый фильм «Птица с хрустальным оперением», сделавший режиссера известным как в Италии, так и за ее пределами. Итальянец прославился на весь мир своими специфическими триллерами, которые впоследствии сформировались в отдельный поджанр «джалло». Ардженто оказал огромное влияние на современные фильмы ужасов, в особенности на поджанр «слэшер», в котором работают такие режиссеры, как Джон Карпентер и Уэс Крэйвен. Что отличает фильмы Дарио от всех остальных работ в подобном жанре? Прежде всего это длинные и странные названия, как в «животной трилогии», куда помимо режиссерского дебюта вошли картины под названием «Кошка о девяти хвостах» и «Четыре мухи на сером бархате». Во-вторых, убийца всегда остается либо в тени, либо показывается только намеками, как, например, руки в кожаных перчатках. В-третьих, в его творениях криминала и эротики практически всегда поровну.
«Суспирия» 1977-го года является вершиной творчества режиссера и самым ярким представителем джалло, а также всего жанра ужасов в целом из-за невероятного сочетания музыки, цвета и операторской работы.
Ардженто и по сей день продолжает снимать фильмы ужасов, но из-за низкой популярности джалло эти киноленты не имеют большого успеха. Тем не менее, его ранние работы по-прежнему остаются одними из величайших представителей своего жанра.
Лучшие фильмы: «Суспирия», «Птица с хрустальным оперением», «Кроваво-красное»
Ира Дробот
Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект
Читайте также:
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
- facebook — facebook.com/goodkino
- YouTube — youtube.com/c/kinowar
- Instagram — instagram.com/kinowar.com.ua
- twitter — twitter.com/kinowar_com
- Telegram — t.me/kinowarcom