6 главных фильмов, сочетающих порно с философией, сатирой либо политикой
Автор: Алексей Росовецкий
Давайте вспомним фильмы, в которых социальный, философский либо политический комментарий сочетался бы с «тяжелой» эротикой и порнографией.
Мужчина на грани нервного срыва. «Последнее танго в Париже» (1972)
Порочный гимн мизогинии или трогательная история последней любви стареющего, разуверившегося мужчины? Каждый зритель должен ответить на этот вопрос самостоятельно – как говорится, в меру собственной распущенности. Собственно, основные претензии к «Последнему танго в Париже» все те же, что и полвека тому назад – жестокая манипуляция над актрисой Марией Шнайдер, которая в знаменитой сцене анального секса была в самом деле изнасилована на камеру своим партнером по фильму Марлоном Брандо.
Другой вопрос, что со временем художественные достоинства этого фильма кажутся все более сомнительными – и дело даже не в пресловутой новой этике. Устарело само мировосприятие Бернардо Бертолуччи, которое он транслировал в своих фильмах начала семидесятых. (Как показало время – лучших.) Сегодня «Последнее танго в Париже» воспринимается, скорее, как памятник времени, когда самыми важными вещами на свете были секс во всем его многообразии, кино, революция и философия экзистенциализма.
Манифест любви и анархии. «Сладкий фильм» (1974)
Один из ведущих режиссеров «Югославской черной волны», вынужденный бежать из Югославии (если верить утверждениям режиссера, власти планировали его убийство), Душан Макавеев испытал сильное влияние стилистики фильмов Жана-Люка Годара. Но в отличие от французского революционера языка кино, Макавеев обладал очень специфическим чувством юмора и повышенным интересом к телесности.
Первая работа режиссера за пределами родины, «Сладкий фильм» является одним из наиболее показательных для поэтики Макавеева, который в будущем предпочитал более традиционные повествовательные структуры.
Это коллажное кино, нарочито безыскусное и даже вульгарное – его герои блюют, гадят, мочатся и, конечно же, много совокупляются под пристальными взглядами Ленина и Маркса. Построенный как цепочка сюрреалистических импровизаций (а Макавееву и правда приходилось много импровизировать – например, когда исполнительница главной роли Кароль Лор ушла в разгар съемок), «Сладкий фильм» легко сочетает лобовой символизм плаката, шокирующие документальные кадры и жесткую эротику.
Может быть, это даже не самый удачный фильм в наследии режиссера. Сегодня сатирический заряд «Сладкого фильма» кажется выхолостившимся, а художественный – вторичным по отношению к фильмам того же Луиса Бунюэля. Но именно в этой легкости сочетания несочетаемых элементов, в уникальной творческой свободе Макавеева и его принципиальном анархизме видится главная ценность фильма. Теперь мало кто может позволить себе такую степень свободы.
Кино конца света. «Сало, или 120 дней Содома» (1975)
«Сало, или 120 дней Содома» завершает не только фильмографию Пьер-Паоло Пазолини, страшно рифмуясь с мученической гибелью режиссера, но еще и ряд фильмов конца шестидесятых-первой половины семидесятых, которые рассматривали фашизм как результат сексуальных отклонений («Конформист», «Гибель богов», «Ночной портье»). Причем фильм Пазолини венчает тему настолько эффектно, что история цензурных запретов «Сало» и судебных битв вокруг фильма составляет небольшую библиотеку.
Между тем, тезис о сексопатологических корнях фашизма давно признан несостоятельным, мастера эксплуатационного кино успели наплодить массу куда более страшных и гадких фильмов, но споры вокруг последней работы Пазолини не прекращаются. Что хотел сказать автор, с тошнотворной правдоподобностью живописуя садистскую оргию извращенцев-аристократов? Это философское высказывание о закате цивилизации или арт-провокация, призванная пощекотать нервы буржуазии? Ответа нет – Пазолини унес его с собой в могилу.
Но режиссер оставил нам ключ, обозначив четыре части, на которые делится фильм, «кругами» по аналогии с кругами ада «Божественной комедии» Данте. Точка зрения критиков, трактующих «Сало» коммуниста Пазолини как христианское произведение, кажется наиболее интересной: не зря Ватикан признал его «Евангелие от Матфея» одним из важнейших фильмов о Христе.
Древнеримская оргия. «Калигула» (1979)
Самый знаменитый фильм, содержащий порнографические сцены, изначально задумывался как политический, исследующий разрушительную природу абсолютной власти – о чем, собственно говоря, и был сценарий классика неореализма Роберто Росселлини, переработанный видным американском прозаиком Гором Видалом.
Отстраненный в итоге от постановки режиссер Тинто Брасс, имевший опыт политического и социального кино, добавил в историю эротики, что естественно с учетом порочной атмосферы при дворе Гая Юлия Цезаря Августа Германика. Но так как фильм снимался на деньги владельца порноимперии Penthouse Боба Гуччионе, хитрый порнограф не упустил возможности протащить порно в «большое» кино с участием ведущих британских актеров своего времени.
Что было дальше, общеизвестно. Избавившись от режиссера, продюсер добавил в фильм без ведома съемочной группы порнографические сцены, после чего разразился небывалый скандал. Посыпались взаимные обвинения и судебные иски. Проиграли, в первую очередь, зрители: несмотря на громкий пиар (хорошими делами, как известно, прославиться нельзя), фильм оказался невероятно плохим с художественной точки зрения.
Выиграли разве что Гуччионе, заработавший, по слухам, порядка 100 млн долларов, и Малькольм Макдауэлл, который снова блестяще сыграл плохого парня.
Больше, чем кино. «Идиоты» (1998)
Нарочитая безыскусность съемки, доходящая до безвкусицы, непрофессиональные актеры, включая людей с инвалидностью, импровизированные диалоги, разрушение границы между игровым и документальным кино и даже больше – между искусством и самой жизнью, позволили Триеру поставить один из самых радикальных и эффектных экспериментов в истории кинематографа.
Один из главных наследников традиций прозы Достоевского, увлеченно расковыривающий в глубинах своих героев адские бездны, и в то же время способный разглядеть смешное в обыденном, Триер ставит над своим зрителем опыты точно также, как герои «коммуны идиотов» ставят свои эксперименты над обывателем, испытывая на прочность границы толерантности общества.
И этот опыт может оказаться для зрителя настолько же травматическим, насколько и для героев фильма, не способных «освободить своего внутреннего идиота» – ведь это под силу только тем из них, кто в самом деле «болен душой», живет с незаживающей раной на месте сердца. Смотреть «Идиотов» временами смешно, временами неловко, и пресловутая сцена «групповушки», для которой Триеру пришлось приглашать профессиональных порноактеров, в итоге оказывается далеко на самой шокирующей сценой фильма.
На Румынию прощальный взгляд. «Неудачный трах, или Безумное порно» (2021)
Сатирическая комедия заметного представителя «Румынской волны» Раду Жуде проехалась катком как по социальным институтам Румынии, так и по фильмам самой «волны». Это безжалостное, новаторское и очень смешное кино, в котором чувствуется влияние Годара и Макавеева, рассказывает историю, хорошо знакомую нам по новостям – школьную учительницу подвергают обструкции после того, как ее интимное видео случайно попадает в сеть.
Судилище над женщиной превращается в социальный фарс, высмеивающий двойную мораль обывателей. А вставной «фильм в фильме», построенный по принципу словаря в виде нарезки коротких роликов в эстетике социальной сети TikTok, ернически описывает новейшую историю Румынии, которая так и не изжила наследие нацистского прошлого.
В пересказе все это выглядит довольно пугающе и громоздко, но фильм, повторюсь, очень смешной – а провокационному финалу (точнее, одному из финалов) с изнасилованием священника Чудо-женщиной рукоплескал бы сам Бунюэль.
Что касается сцены с оральным сексом на крупном плане, то в отличие от времен фильма «Калигула», сегодня этим никого не смутить. Мало того, «Неудачный трах, или Безумное порно» получил «Золотого медведя» на 71-м Берлинском международном кинофестивале и даже побывал в украинском прокате, пускай и без особой помпы.
Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект
Читайте также:
Лучшие режиссеры эротического кино
Лучшие фильмы, замешанные на сексе
Фильмы, в которых актеры занимались сексом по-настоящему
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
- facebook — facebook.com/goodkino
- YouTube — youtube.com/c/kinowar
- Instagram — instagram.com/kinowar.com.ua
- twitter — twitter.com/kinowar_com
- Telegram — t.me/kinowarcom