Кинофестиваль Сандэнс – явление уникальное. Его организовывает ежегодно Институт “Сандэнс”, основанный в 1981 году актером, продюсером и режиссером Робертом Редфордом. Редфорд – одна из самых знаковых фигур американского и мирового кинематографа. Вы, наверняка, помните фильм с участием легендарного дуэта Редфорд – Ньюмен “Бутч Кэссиди и Санденс Кид”. Именно в честь своего героя из этого культового вестерна Роберт и назвал фестиваль.
Почему этот фестиваль так важен? Идея его создания заключалась в том, чтобы позволить развиваться американскому независимому кино. Индустрию давно захватили большие студии. В их распоряжении большие деньги и значительные ресурсы, у них связи с дистрибьюторами по всему миру, которые, в свою очередь, связаны со всем множеством кинотеатров вокруг земного шара. Именно поэтому обеспечивается масштабный прокат, именно так привлекаются средства на новые проекты после того, как уже запущенные фильмы вышли на уровень окупаемости. Это не хорошо и не плохо само по себе – это бизнес, как и любая другая индустрия. И этот бизнес работает.
Но обратная сторона этого бизнеса – формат продукта. Студии запускают в работу только то, что окупится и принесет прибыль. Какой бы мощной машиной ни была компания, она может позволить себе только просчитанный риск. Поэтому творческие эксперименты часто остаются за бортом. И пространства для новых, свежих идей не так много. Именно здесь и приходит на помощь зрителю кино независимое, в том случае, конечно, если зритель жаждет ухода от обыденности, от привычного формата, от устоявшихся решений и наработанных схем. Производитель, не связанный контрактом с крупной студией более свободен. Однако, его свобода ничего не стоит без площадки для продвижения снятых фильмов. И вот тут фестиваль Сандэнс и выступает дружеской опорой для молодых и чаще всего не слишком известных талантов.
Первый фестиваль прошел в 1985 году, движение в эфире уже более 30 лет, проект вырос и окреп, обрел серьезнейшую известность. Как и любая инди-группа, продавшая свои первые пару миллионов записей, он набрал слишком заметный вес для того, чтобы изображать андеграунд. Разумеется, в программе фестиваля можно увидеть и широко известные имена актеров и режиссеров, а часть премьер ждет мировой прокат и весомые сборы. И все же, институт по-прежнему помогает молодым деятелям театра и кино, проводит обучающие программы, воркшопы, платит стипендии и всячески содействует талантам, не имеющим пока солидной финансовой поддержки. Именно отсюда начали свой путь, например, такие фильмы как “Залечь на дно в Брюгге” и “Одержимость”.
Именно поэтому и совершенно необходимо обращать свое внимание на программу фестиваля Сандэнс, чтобы видеть те новые перспективные имена, которые вскоре будут снимать ваши любимые фильмы, с уверенностью входящие в разряд хорошего кино.
Сегодня kinowar.com рассмотрит победителей фестиваля, его участников и отметит самые интересные фильмы его программы. Начнем с победителей Сандэнс 2019.
Полный список лауреатов кинофестиваля Сандэнс 2019
Американское драматическое кино
Гран-при за лучший драматический фильм: Помилование (Clemency)
Лучший режиссер драматического фильма: Джо Талбот, Последний черный человек в Сан-Франциско (The Last Black Man in San Francisco)
Приз за работу сценариста имени Уолдо Солта: Пиппа Бьянко, Расшарить (Share)
Специальный приз жюри за визуальные достижения: Милый мальчик (Honey Boy)
Специальный приз жюри за достижения в актерском искусстве: Рианна Баррето, Расшарить (Share)
Специальный приз жюри за лучшее творческое сотрудничество: Последний черный человек в Сан-Франциско (The Last Black Man in San Francisco), режиссер Джо Талбот
Американское документальное кино
Гран-при за лучший документальный фильм: Нация одного ребенка (One Child Nation), режиссеры Нанфу Ванг, Чжан Цзялин
Лучший режиссер документального фильма: Джулия Райхерт и Стивен Богнар, Американская фабрика (American Factory)
Специальный приз за режиссерский дебют: Лайза Манделап, Линия подбородка (Jawline)
Специальный приз жюри за лучший монтаж: Тодд Дуглас Миллер, Аполлон-11 (Apollo 11)
Специальный приз за лучшую операторскую работу: Люк Лорентзен, Полуночная семья (Midnight Family)
Мировое драматическое кино
Лучший зарубежный фильм: Сувенир (The Souvenir)
Лучший режиссер: Лусия Гарибальди, Акулы (The Sharks)
Специальный приз жюри: Обезьяны (Monos), режиссер Алехандро Ландес
Специальная награда за оригинальность: Мы — маленькие зомби (We Are Little Zombies), режиссер Макото Нагахиса
Специальный приз за достижения в актерском искусстве: Кристина Янда, День сладкого конца (Dolce Fine Giornata)
Мировое документальное кино
Лучший зарубежный документальный фильм: Медовый край (Honeyland), режиссеры Тамара Котевска, Любомир Стефанов
Лучший режиссер зарубежного документального фильма: Мадс Брюггер, Нераскрытое дело Хаммаршёльда (Cold Case Hammarskjold)
Специальный приз жюри за отсутствие границ: Полуночный путешественник (Midnight Traveler), режиссер Хассан Фазили
Специальный приз жюри за влияние на изменения: Медовый край (Honeyland), режиссеры Тамара Котевска, Любомир Стефанов
Специальный приз за операторскую работу: Медовый край (Honeyland), операторы Фехми Даут, Самир Легуме
Зрительские награды
Приз зрительских симпатий в категории «Американское драматическое кино»: Бриттани бежит марафон (Brittany Runs A Marathon), режиссер Пол Даунс Колаццо
Приз зрительских симпатий в категории «Американское документальное кино»: Снести большой дом (Knock Down the House), режиссер Рейчел Лирс
Приз зрительских симпатий в категории «Зарубежное драматическое кино:» Червонная дама (Queen of Hearts), режиссер Мэй эль-Тухи (Дания)
Приз зрительских симпатий в категории «Зарубежное документальное кино:» Море теней (Sea of Shadows), режиссер Ричард Ладкани (Австрия)
Приз NEXT Innovator: Инфильтраторы (The Infiltrators), режиссеры Кристина Ибарра, Алекс Ривера
Другие награды
Премия Фонда художественного кино им. Альфреда Слоуна: Мальчик, обуздавший ветер (The Boy Who Harnessed the Wind), режиссер Чиветел Эджиофор
Премия Sundance Institute NHK: Таро Аошима, Планета Корсаков (Planet Korsakov)
Премия продюсеров Sundance Institute/Amazon Studios: Карли Хьюго и Мэтт Паркер, Расшарить (Share) и Лори Читл, Матанги/Майя/M.I.A. (Matangi/Maya/M.I.A.)
Премия Sundance Товарищество открытых границ Presented by Netflix: Талал Дерки, Об отцах и сыновьях (Of Fathers and Sons) и Чаитанъя Тамхейн, Балекемпа (Balekempa) и Татьяна Уэзо, Ночь в огне (Night on Fire)
Церемонию награждения в полном объеме вы можете посмотреть на видео ниже.
Теперь отметим наиболее заметные фильмы фестиваля Сандэнс 2019.
Раны (Wounds)
Режиссер: Бабак Анвари
В главных ролях: Арми Хаммер, Дакота Джонсон, Зази Битц, Карл Глусман
Арми Хаммер и Дакота Джонсон в хорроре англичанина иранского происхождения. По книге Натана Баллингруда “Видимая грязь”. Уилл находит мобильный, на него начинают приходить странные сообщения. Память телефона заполняется страшными видео – а потом они воплощаются в реальность.
Сувенир (The Souvenir)
Режиссер: Джоанна Хогг
В главных ролях: Тильда Суинтон, Ричард Айоади, Ариана Лабед
Детектив с участием Тильды Суинтон. Студентка заводит отношения с загадочным мужчиной, но мать против. Фильм получил награду Сандэнса за лучший зарубежный драматический фильм. В этом году начнутся съемки второй части (картина поставлена по литературной дилогии).
Красивый, плохой, злой (Extremely Wicked, Shockingly Evil and Vile)
Режиссер: Джо Берлингер
В главных ролях: Зак Эфрон, Лили Коллинз, Джон Малкович, Кая Скоделарио, Хэйли Джоел Осмент, Джим Парсонс
По реальной истории серийного убийцы Теда Банди. Зак Эфрон, стандартное амплуа которого роли в фильмах вроде “Спасатели Малибу” и “Грязный дедушка”, выходит на новый уровень. Кроме того, в одной из ролей (пусть и небольшой) занят Джеймс Хэтфилд, фронтмен группы Metallica.
Маленькие монстры (Little Monsters)
Режиссер: Абе Форсайт
В главных ролях: Люпита Нионго, Джош Гад, Стивен Пикок
Люпита Нионго в хорроре о том, как история романтической школьной экскурсии, на которой парень хотел завоевать сердце школьной воспитательницы, сорвалась из-за появления зомби.
Милый мальчик (Honey Boy)
Режиссер: Альма Харель
В главных ролях: Шайя Лабаф, Лукас Хеджес, Майка Монро, Ноа Джуп, Наташа Лионн
Сценарий к этому фильму написал Шайя Лабаф, базируясь на реальной истории своего детства и отрочества. Мальчик-актер пытается наладить отношения со своим отцом, алкоголиком и наркоманом. Учитывая характер Шайи, представляете, какая история получилась?
Мальчик, который обуздал ветер (The Boy Who Harnessed the Wind)
Режиссер: Чиветель Эджиофор
В главных ролях: Чиветель Эджиофор, Нома Думезвени, Джозеф Марселл
Чиветель Эджиофор впервые выступает в качестве режиссера. По одноименной книге по реальным событиям о мальчике из Малави. Спасая свою деревню от голода, он пытается сконструировать мельницу из мусора, собранного на свалке.
Коко-ди, Коко-да (Koko-di Koko-da)
Режиссер: Йоханнес Нюхольм
В главных ролях: Лейф Эдлунд Йоханссон, Петер Белли, Катарина Якобсон
“День сурка” в формате психоделического хоррора от режиссера-скандинава? Дайте два.
Гостайна (Official Secrets)
Режиссер: Гэвин Худ
В главных ролях: Кира Найтли, Рэйф Файнс, Мэттью Гуд, Индира Варма, Мэтт Смит
Роскошный актерский состав в экранизации книги по реальным событиям “Шпион, который пытался остановить войну” о переводчице с китайского, которая выдавала масс-медиа секреты спецслужб США, включая те факты, которые помогали оправдать нахождение американских войск в Ираке.
Я — Мать (I Am Mother)
Режиссер: Грант Спутор
В главных ролях: Хилари Суонк, Роуз Бирн
Грант Спутор снимал клипы, а теперь снял свой первый полный метр. Очередная попытка пост-апокалипсиса – на сей раз детей человеческих из эмбрионов выращивает робот по имени Мать. В противоборство с ним вступает героиня Хилари Суонк.
После свадьбы (After The Wedding)
Режиссер: Барт Фрейндлих
В главных ролях: Мишель Уильямс, Джулианна Мур, Билли Крудап, Уилл Чейз
Ремейк фильма 2007 года Сюзанны Бир с Джулианной Мур и Мишель Уильямс в главных ролях.
Отчет о пытках (The Report)
Режиссер: Скотт З. Бёрнс
В главных ролях: Адам Драйвер, Джон Хэмм, Дженнифер Моррисон, Майкл С. Холл
Не секрет, что спецслужбы США при допросах применяют пытки. Ну, в смысле, что теперь это уже не секрет – фильм как раз и рассказывает о том, как подобные вещи выплывают наружу. Пытки подозреваемых после терракта 11 сентября, честный политик пытается открыть информацию об этом, а ЦРУ пытается не дать ему это сделать.
Солнечная ночь (The Sunlit Night)
Режиссер: Давид Внендт
В главных ролях: Дженни Слейт, Джиллиан Андерсон, Зак Галифианакис
Американская художница бежит от проблем в личной жизни на далекий норвежский остров. И тут находит новую симпатию. Звучит тривиально, но режиссер Давид Внендт ставил, среди прочего, фильм о Гитлере, который проснулся в 21 веке. Так что банальностей не ждите.
Бархатная бензопила (Velvet Buzzsaw)
Режиссер: Дэн Гилрой
В главных ролях: Джейк Джилленхол, Рене Руссо, Джон Малкович, Тони Коллетт, Билли Магнуссен, Наталия Дайер
Получившая противоречивые отзывы лента о мире богемы, размеренная эстетская жизнь которого нарушается при появлении неизвестного художника, о чьих картинах никто не знает, но которые сулят миллионные доходы. Правда, что-то мистическое хочет этому обогащению помешать.
Документальное кино
Думаете, документальные фильмы – нудятина для профессионалов? Не спешите.
Покидая Неверленд (Leaving Neverland)
Режиссер: Дэн Рид
Самая нашумевшая премьера Сандэнса, презентующая свой, достаточно бескомпромиссный взгляд на биографию Майкла Джексона в разрезе отношения с детьми. Родственники легенды музыки уже обрушили шквал критики в адрес создателей, часть аудитории отказывается верить, часть говорит о том, насколько все описанное очевидно и ожидаемо, а мир соцсетей бурлит уже вторую неделю.
С любовью, Антоша (Love, Antosha)
Режиссер: Гаррет Прайс
Антон Ельчин трагически погиб в 2016. Это фильм о его жизни и творчестве.
Неприкасаемый (Untouchable)
Режиссер: Урсула МакФарлейн
Художественный фильм, уверены, еще предстоит увидеть (и не один). А пока первая документальная лента о Харви Вайнштейне и харрасмент-скандале, оборвавшем его сверхуспешную карьеру. Несмотря на то, что процесс еще не завершен, материала на фильм уже накопилось достаточно.
Память: Происхождение Чужого (Memory: The Origins of Alien)
Режиссер: Александр О. Филипп
Документальный фильм о том, как создавалась концепция “Чужого”: мифология Греции и Египта, творчество Фрэнсиса Бэкона, комиксы и многое другое.
В этом году было подано рекордное количество заявок на участие – 14 259 заявок из 152 стран.
Полный список участников
Американское драматическое кино
Before You Know It by Hannah Pearl Utt
Big Time Adolescence by Jason Orley
Brittany Runs a Marathon by Paul Downs Colaizzo
Clemency by Chinonye Chukwu
The Farewell by Lulu Wang
Hala by Minhal Baig
Honey Boy by Alma Har’el
Imaginary Order by Debra Eisenstadt
The Last Black Man in San Francisco by Joe Talbot
Luce by Julius Onah
Ms. Purple by Justin Chon
Native Son by Rashid Johnson
Share by Pippa Bianco
The Sound of Silence by Michael Tyburski
Them That Follow by Britt Poulton and Dan Savage
To the Stars by Martha Stephens
Американское документальное кино
Always in Season by Jacqueline Olive
American Factory by Steven Bognar and Julia Reichert
APOLLO 11 by Todd Douglas Miller
Bedlam by Kenneth Paul Rosenberg
David Crosby: Remember My Name by A.J. Eaton
Hail Satan? by Penny Lane[4]
Jawline by Liza Mandelup
Knock Down the House by Rachel Lears
Midnight Family by Luke Lorentzen
Mike Wallace Is Here by Avi Belkin
Moonlight Sonata: Deafness in Three Movements by Irene Taylor Brodsky
One Child Nation by Nanfu Wang and Jialing Zhang
Pahokee by Ivete Lucas and Patrick Bresnan
TIGERLAND by Ross Kauffman
Untitled Amazing Johnathan Documentary by Ben Berman
Where’s My Roy Cohn? by Matt Tyrnauer
Зарубежное драматическое кино
Dirty God by Sacha Polak
Divine Love by Gabriel Mascaro
Dolce Fine Giornata by Jacek Borcuch
Judy and Punch by Mirrah Foulkes
Koko-di Koko-da by Johannes Nyholm
The Last Tree by Shola Amoo
Monos by Alejandro Landes
Queen of Hearts by May el-Toukhy
The Sharks by Lucía Garibaldi
The Souvenir by Joanna Hogg
This is not Berlin by Hari Sama
We Are Little Zombies by Makoto Nagahisa
Зарубежное документальное кино
Advocate by Rachel Leah Jones and Philippe Bellaïche
Cold Case Hammarskjöld by Mads Brügger
Untitled Brazil Documentary by Petra Costa
The Disappearance of My Mother by Beniamino Barrese
Gaza by Garry Keane and Andrew McConnell
Honeyland by Ljubomir Stefanov and Tamara Kotevska
Lapü by Juan Pablo Polanco and César Alejandro Jaimes
The Magic Life of V by Tonislav Hristov
Midnight Traveler by Hassan Fazili
Sea of Shadows by Richard Ladkani
Shooting the Mafia by Kim Longinotto
Stieg Larsson – The Man Who Played With Fire by Henrik Georgsson
Премьеры
After the Wedding by Bart Freundlich
Animals by Sophie Hyde
Blinded by the Light by Gurinder Chadha
Extremely Wicked, Shockingly Evil, and Vile by Joe Berlinger
Fighting with My Family by Stephen Merchant
I Am Mother by Grant Sputore
Late Night by Nisha Ganatra
Official Secrets by Gavin Hood
Paddleton by Alex Lehmann
Photograph by Ritesh Batra
Relive by Jacob Aaron Estes
Sonja – The White Swan by Anne Sewitsky
The Mustang by Laure de Clermont-Tonnerre
The Boy Who Harnessed the Wind by Chiwetel Ejiofor
The Report by Scott Z. Burns
The Sunlit Night by David Wnendt
The Tomorrow Man by Noble Jones
Top End Wedding by Wayne Blair
Troop Zero by Bert & Bertie
Velvet Buzzsaw by Dan Gilroy
Документальные премьеры
Ask Dr. Ruth by Ryan White
Halston by Frédéric Tcheng
Love, Antosha by Garret Price
Marianne & Leonard: Words of Love by Nick Broomfield
MERATA: How Mum Decolonised The Screen by Heperi Mita
Miles Davis: Birth of the Cool by Stanley Nelson
Raise Hell: The Life & Times of Molly Ivins by Janice Engel
The Brink by Alison Klayman
The Great Hack by Karim Amer and Jehane Noujaim
The Inventor: Out for Blood in Silicon Valley by Alex Gibney
Toni Morrison: The Pieces I Am by Timothy Greenfield-Sanders
Untouchable by Ursula Macfarlane
Words from a Bear by Jeffrey Palmer
Читайте также:
Золотой глобус 2019: победители