39 лет назад Ридли Скотт показал нам Лос-Анджелес 2019 года в виде неоновых джунглей, наполненных дымом. Созданный им образ оказался настолько сильным, что большинство зрителей не смогли понять то, что увидели. А это одна из самых плохих вещей, что может случиться с кинолентой. После выхода критики растоптали фильм, а публика его попросту проигнорировала.
Но это был не конец, а только начало, ведь «Бегущий по лезвию» со временем занял первые места в списках лучших фантастических фильмов. Это картина, по которой будет учиться не одно поколение кинематографистов. Культовое творение великого мастера, которое и сейчас, в эпоху расцвета компьютерной графики, не утратило своей вдохновляющей силы.
В этой статье kinowar.com собрал некоторые из фактов о легендарном фильме, что особенно актуально в связи с тем, что вскоре его можно будет снова увидеть на большом экране.
Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект
- Кинолента основана на знаменитом романе Филипа К. Дика “Мечтают ли андроиды об электроовцах?”. Сюжет подвергся существенным изменениям, из-за чего фанаты книги поставили фильму очень низкую оценку. А вот зрители, не читавшие произведение, в основном остались довольны.
- В книге нет слова «репликанты» – роботы, неотличимые от человека, названы там андроидами. Термин «репликант» придумала дочь одного из сценаристов, которая, будучи микробиологом, познакомила отца с процессом репликации клеток.
- В книге также не было и блейдраннеров. Сценарист Хэмптон Фэнчер позаимствовал термин у Уильяма Берроуза и его книги «Blade Runner: A Movie». При этом Берроуз не был автором термина, который впервые появился в фантастическом романе 1974 года «Bladerunners», написанном Аланом Нурсом.
- История «Бегущего» началась с Хэмптона Фанчера – актера, сыгравшего в десятках телесериалов, но так и не ставшего большой звездой. Однажды к нему пришла мысль о написании сценария к фильму, а его друг подал идею об экранизации книги Дика. И хотя сам роман не сильно понравился Фанчеру, он решил, что история о детективе, охотящемся на беглых андроидов, будет коммерчески успешной.
- Когда речь зашла о поиске режиссера, идеальной кандидатурой стал Ридли Скотт, прогремевший на весь мир благодаря ленте «Чужой». Британец прочитал сценарий и отказался, так как планировал работать над экранизацией «Дюны», но впоследствии изменил свое решение. Проект «Дюны» в итоге перешел к Дэвиду Линчу, и после выхода на экраны в 1984 году он провалился в прокате, но стал культовым. Еще одно интересное совпадение заключается в том, что автором новой экранизации книги Фрэнка Герберта стал Дени Вильнев, снявший также сиквел «Блейдраннера» – картину «Бегущий по лезвию 2049», продюсером которой выступил Ридли Скотт. И к слову, она также не имела успеха в прокате.
- После прихода в проект, Скотт сразу же начал менять сюжет, так как хотел расширить мир «Бегущего» и вывести героев на улицы футуристического города. Фанчеру пришлось неоднократно переписывать материал и вносить в него идеи Ридли, что приводило к постоянным разногласиям. Впоследствии к написанию сценария привлекли Дэвида Пиплза, который должен был исправить все согласно требований режиссера.
- «Бегущий по лезвию» относится к кинолентам, которым с самого начала все мешало, и это на самом деле подобно чуду, что она была снята. Проект малобюджетного нео-нуара, с историей, разворачивающейся в камерных декорациях нескольких квартир из-за льющейся через край фантазии режиссера и его перфекционизма начал пугать своими масштабами еще до начала съемок. Бюджет кинокартины стремительно разрастался, что требовало дополнительного финансирования, которое в итоге привело к продаже прав на будущую ленту инвесторам и студии Warner Bros.
- Главным кандидатом на роль Рика Декарда долгое время был Дастин Хоффман, сильно удивившийся предложенной роли, и в случае своего утверждения он планировал внести существенные изменения в этот образ брутального мачо. Переговоры с ним продолжались несколько месяцев, но он так и не получил работу по причине творческих разногласий. Помимо него, на эту роль рассматривались Джек Николсон, Шон Коннери, Аль Пачино, Арнольд Шварценеггер, Клинт Иствуд и Томми Ли Джонс.
- Благодаря участию в «Звездный войнах» и «Индиана Джонс» и при поддержке Стивена Спилберга, на роль бегущего по лезвию был утвержден Харрисон Форд. Однако на площадке актер не всегда ладил с режиссером, что однажды чуть не вылилось в потасовку.
- Филип К. Дик, после того как увидел на съемочной площадке Харрисона Форда в роли Рика Декарда, заявил: «Он был больше Декардом, чем я представлял. Это было невероятно. Декард существует!»
- После того, как Кэтрин Хабер посоветовала Скотту взглянуть на Рутгера Хауэра в кинолентах Пола Верховена «Солдаты королевы» и «Турецкие наслаждения», он больше никого не видел в роли «сверхчеловека» и беглого андроида Роя Батти. По мнению Ридли, облик голландца полностью соответствовал описанию, данному Филипом К. Диком: было в нем что-то «леденящее, безупречное, арийское» и отдал ему роль без единой пробы. Однако во время их первой встречи Хауэр решил подшутить над Скоттом, и появился в огромных зеленых солнцезащитных очках, розовых атласных брюках и белом свитере с изображением лисы. По словам Кэтрин Хабер, когда режиссер увидел Рутгера, он буквально побелел.
- Съемки киноленты стартовали в марте 1981 года и длились четыре месяца, работали в основном ночью, под дождем, и все это сопровождалось полнейшим хаосом. Большинство сцен были созданы в студийном павильоне, но присутствовали и натурные съемки — местом, где жил Себастьян, стало Брэдбери-билдинг, а под полицейский участок замаскировали вокзал Юнион. И хотя эти здания многим были знакомы по другим фильмам, Скотт заявил, что покажет их так, как никто не показывал до него — и оказался прав.
- Режиссер обращал внимание на любые незначительные детали и делал десятки дублей даже самой крошечной сцены до тех пор, пока не находил идеальный кадр. К примеру, Ридли не понравилась чашка и карандаш Холдена, так как по его мнению они недостаточно гармонично дополняли композицию кадра. В итоге человеку, ответственному за реквизит, пришлось купить сотню чашек и карандашей, чтобы британец отыскал нужные. Все это крайне утомляло команду, от которой требовался такой же перфекционизм, как и у режиссера. С самого начала работа над кинолентой стала выбиваться из графика, что нервировало продюсеров, не понимавших, зачем Ридли снимает так много материала. Недоволен был и главный актер, так как ему приходилось подолгу сидеть в гримерке без дела и из-за этого он называл фильм «Ползущим по лезвию». По словам Шон Янг, сыгравшей в фильме Рейчел, впервые она увидела Форда счастливым лишь в день завершения съемок.
- Еще одной причиной недовольства были творческие разногласия, возникшие между Харрисоном Фордом и режиссером. Актер считал, что играет человека, а не репликанта. Ридли же настаивал на обратном. К слову споры о том, кем же на самом деле был «бегущий по лезвию» не утихают по сей день среди фанатов киноленты.
- Первоначально у Роя Батти должен был быть длинный монолог незадолго до его смерти. Рутгер Хауэр счел этот текст чрезмерно техническим, не имеющим отношения к фильму, и мешающим созданию драматического эффекта в сцене. В ночь перед съемками без ведома Ридли Скотта актер удалил большую часть монолога, сохранив лишь понравившиеся ему фрагменты, а затем добавил две последние строчки: «Все эти моменты будут потеряны во времени, как слезы под дождем. Пора умирать.”
После того, как они закончили снимать сцену по версии Рутгера, члены съемочной группы зааплодировали, а некоторые даже расплакались.
- «Все те моменты» – так позднее назвал свою автобиографию Хауэр.
- Идея использовать голубя в фильме также принадлежала Рутгеру. Птица должна была высвободиться и улететь сразу после смерти Батти, однако во время съемок этой сцены большое количество воды, используемой для дождя, намочило птицу, из-за чего она не смогла улететь.
- Согласно биографии Хауэра, финальное противостояние между Риком Декардом и Роем Батти должно было быть дракой в старом спортзале с использованием боевых искусств, таких как кунг-фу. Рутгеру эта идея не понравилась, и он сказал, что это «слишком Брюс Ли» (он все равно не знал кунг-фу), вместо этого он придумал идею о том, что репликант будет преследовать героя Харрисона Форда.
- В реальной жизни Рутгер Хауэр умер в том же году, что и его персонаж (2019), но в другом месяце (июль, а не ноябрь).
- Ридли Скотт и оператор-постановщик Джордан Кроненвет достигли знаменитого эффекта «сияющих глаз» используя технику, примененную Фрицем Лангом в его знаменитом «Метрополисе» и известную как «процесс Шюфтана»: свет отражается в глазах актеров и актрис с части полупрозрачного зеркала, установленного под углом 45 градусов к камере.
- Одним из источников вдохновения для режиссера были нуар-фильмы 40-х и знаменитая картина Эдварда Хоппера «Полуночники».
- Эмпатический тест Войта-Кампфа, используемый в фильме для выявления репликантов, взят из статьи математика Алана Тьюринга под названием «Вычислительные машины и разум», в которой он предложил тест, способный окончательно решить проблему машинного интеллекта.
- Автор романа не дожил до выхода фильма на экраны. Незадолго до смерти он выражал уверенность в том, что картина непременно произведет революцию в жанре. Однако первые оценки критиков и зрителей были достаточно низкими, а свой культовый статус фильм приобрел лишь спустя годы.
- Релиз фильма состоялся летом 1982-го, и продюсеры, рассчитывающие на успех, не учли одного важного фактора, а именно конкуренции. В тот период на экраны вышло слишком много фантастики: «Стар Трек», «Нечто», «Безумный Макс» и «Инопланетянин», который, к слову, всех и «задавил». Будучи очарованной легким фильмом Стивена Спилберга, публика не была готова к мрачной атмосфере «Бегущего» и тому миру, который он показывал. И лишь в 90-х годах, с выходом режиссерской версии, фильм, хоть и с опозданием, но по праву взял то, что заслуживал, став одним из лучших научно-фантастических фильмов в истории.
- «Бегущий по лезвию» имеет семь версий: рабочая, расширенная рабочая, первоначальная, международная, телевизионная, режиссерская и финальная. Сиквел “Бегущий по лезвию 2049” является продолжением режиссерской версии первого фильма, который завершается открытым финалом.
- Даже те, кому картина не нравится, признают, что в техническом плане это шедевр. «Бегущий по лезвию» все еще остается одним из самых красивых фильмов за всю историю кинематографа. При этом в начале 80-х годов прошлого века компьютерная графика еще пребывала в зачаточном состоянии. Все эффекты здесь были достигнуты с помощью декораций, моделей, миниатюр, комбинированных съемок и рисованных фонов, а также света и дыма.
- Кристофер Нолан признавал, что «Бегущий по лезвию» оказал огромное влияние на его фильмы «Бэтмен: Начало» и «Темный рыцарь». Другие большие поклонники этого фильма – Гильермо дель Торо, Фрэнк Дарабонт и Тони Скотт.
Ира Дробот
Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект
Читайте также:
Все фильмы Ридли Скотта, ранжированные от худшего к лучшему
Лучшие фантастические фильмы всех времен
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
- facebook — facebook.com/goodkino
- YouTube — youtube.com/c/kinowar
- Instagram — instagram.com/kinowar.com.ua
- twitter — twitter.com/kinowar_com
- Telegram — t.me/kinowarcom