Какова цена лжи? Теперь мы знаем наверняка. Не после пятой серии, разумеется. Мы знаем это после чудовищной катастрофы на ЧАЭС в 1986 году. Из-за попытки замолчать проблему, последствия стали куда более трагичными для тысяч людей. Если бы не героические действия ученых, таких как Валерий Легасов и его коллеги, если бы не самопожертвование пожарных, солдатов, работников станции, которые боролись с аварией в первые часы, дни, недели и месяцы, возможно, произошедшее отразилось бы на миллионах людей по всей Европе. Из-за системного замалчивания проблемы с устройством энергоблоков авария в принципе стала возможной. И произошла в ту роковую апрельскую ночь.
Когда мы начинали обзоры каждой серии этого мини-сериала от HBO, мы изначально написали о том, что главной целью этого проекта мы видим изобличение преступного существования системы, которая пойдет на любые жертвы ради сохранения себя самой. СССР был плох не потому, что в нем производили уродливую одежду и плохие автомобили. Советский Союз должен был исчезнуть, потому что человеческая жизнь не стоила ничего, когда речь шла о сохранении безопасности системы. И эта безопасность не имела ничего общего с безопасностью населения, это лишь круговая порука, заставляющая всех трусливо молчать, когда необходимо сказать правду ради общего блага. Но всегда правда отступала на задний план, когда прикрывались иллюзорными идеалами партии, социалистического курса, коммунистического общества.
Далее следуют спойлеры пятого эпизода мини-сериала
В обзоре 4 эпизода мы сетовали не относительно искусственное нагнетание драматизма в линии взаимоотношений Ульяны Хомюк и Валерия Легасова. Мы даже предположили, что Хомюк погибнет, и это станет последней каплей, подтолкнувшей Легасова к самоубийству. И в самом деле, трудно не поддаться искушению по-киношному завернуть сюжет и диалоги, чтобы было больше патетики, больше проникновенных речей, больше самопожертвования и полного звериного оскала бездушной системы. К счастью, мы оказались неправы. Создатели сериала не поддались этому соблазну. Несмотря на то, что обличительная речь в суде прозвучала, а ей предшествовали проникновенные разговоры между Хомюк и Легасовым и Легасовым и Щербиной, уровень пафоса не превысил разумные пределы. “Чернобыль” выдержал уровень сурового реализма, пусть и в оболочке увлекательного художественного повествования. Нам хватило и первых двух серий, чтобы восхититься этим произведением, но после пятой, когда мы увидели законченную выверенную форму, все, что нам остается, это лишь низко поклониться сценаристу и режиссеру. И еще ниже – всем причастным к ликвидации последствий аварии.
Именно для этого и нужен был сериал “Чернобыль” – чтобы в очередной раз вспомнить то, что стало забываться по прошествии трех десятилетий. Мы не являемся неуязвимыми, а цена лжи по-прежнему высока.
В пятой серии был допущен первый, пожалуй, серьезный ляп – был показан Киев, а место действия по фильму – Москва, что подтверждали и титры. Впрочем, случайно ли он был допущен? И ляп ли это? Для киевского зрителя не было проблемой узнать улицу Богдана Хмельницкого (в те времена – Ленина) и прилежащую к ней Терещенковскую (тогда Репина). Но для британского, американского, французского, понятное дело, разницы нет никакой. Кто-то скажет, что это не повод искажать реальность, и будет абсолютно прав. И все же, слишком агрессивное восприятие этого факта вряд ли необходимо: съемки проходили, среди прочего, и в Литве – там, например, снимали Припять. Совершенно очевидно, что те, кто не жил в Припяти, никакой разницы не заметили. И причина бурного обсуждения такого ляпа лишь в том, что зрители увидели улицу, которая знакома лично им, то, на что они никогда не обратили бы внимание в любом другом фильме, снятом не в их родном городе.
Одним словом, неточности неизбежны, особенно в кино художественном, не документальном, но вряд ли они имеют хоть сколько-нибудь критичное значение в случае с этим сериалом.
Линия персонажа Щербины доведена до конца превосходно. Полная эволюция персонажа, от тупого аппаратчика до сначала не слишком тупого уверенного в себе руководителя, а потом и до осознавшего свои ошибки и истинное положение в системе раскаявшегося человека. Легасов не зря говорит о том, что роль Щербины в ликвидации последствий была решающей, и сам бы он ничего не смог сделать.
Но и значение того, что сделал Легасов переоценить сложно. Равно как и вклад остальных ученых, его коллег, которые также пытались донести опасность утаивания правды до руководящей верхушки. Создатели сериала символично указали в послесловии на то, что образ Ульяны Хомюк является данью уважения всем тем научным работникам, которые боролись против системы и за жизни людей.
Нечего добавить. Финальный хор, сопровождающий рассказ о дальнейших судьбах реальных людей, связанных с ликвидацией последствий аварии заполняет эмоциональное опустошение. Мы все знаем, что произошло в 1986 году, пусть и без многих деталей, о которых в том числе рассказывает сериал, но сейчас мы пережили это заново. Нет надежды на хэппи-энд, есть лишь неотвратимость трагизма той катастрофы, которая уже произошла. Это очень изматывающее и тяжелое кино, которое, тем не менее, смотреть очень интересно. А главное – необходимо. Главным образом, для того, чтобы не забывать о том, какова цена лжи.
P.S. Рейтинг последней серии на IMDb на данный момент – 10. Рейтинг всего сериала – 9.7.
Мини-сериал “Чернобыль”
Эпизод 5: Вечная память (Vichnaya Pamyat)
Режиссер Йохан Ренк
Автор сценария Крэйг Мазин
Дата премьеры – 3 июня
Смотрите также:
Что происходило в четвертом эпизоде
Что происходило в третьем эпизоде
Что происходило во втором эпизоде