10 ноября на канале Epic Drama выходит масштабный британский сериал «Мир в огне» о событиях Второй мировой войны. Первый сезон рассказывает о судьбах обычных людей в Британии, Польше, Франции и Германии накануне и в первый год войны. В этом конфликте погибло от 70 до 85 миллионов людей, и он оставил свой след на многих семьях. Создатель «Мира в огне» Питер Баукер задумал сериал с целью рассказать об этих людях и сделать события 80-летней давности ближе и понятней для нового поколения. Как у него, так и фактически у каждого из многонациональной команды сериала есть личные семейные истории, связанные со Второй мировой. Мы хотим рассказать некоторые из них.
Питер Баукер, сценарист и исполнительный продюсер:
«Мой отец и три его брата сражались во Второй мировой войне. В отца стрелял японский снайпер, и моя бабушка получила телеграмму, в которой говорилось, что он пропал без вести и считается погибшим. Некоторое время спустя отец появился на пороге нашего дома живым и невредимым. Моя бабушка из Солфорда, а там не принято показывать эмоций. Так что все, что она сказала, было: «Ох, Эрик! Тебе нужно постричься». Невероятно, но все мои дяди выжили.
Как и многие из его поколения, мой отец никогда не говорил о войне. И я не думаю, что он считал свое участие в ней геройством. Когда ему было за 60, один из его товарищей из военно-воздушных сил связался с ним. Но отец не хотел возвращаться к тем воспоминаниям. После войны он был в Китае, помогал беженцами, доставлял продовольствие людям, которые голодали. Это единственное, о чем он рассказывал».
Шон Бин, исполнитель роли британского пацифиста Дугласа Беннета:
«Мои мама и папа родились в 30-х годах, незадолго до начала войны. Они рассказывали мне истории о том, как им приходилось носить противогазы. У моих тети и дяди было свое противобомбовое убежище в сарае (оно там до сих пор есть), в котором мы играли, когда были детьми. Это было очень шаткое сооружение. Они были хорошими рассказчиками и вспоминали о тех временах с долей юмора.
Мой дедушка служил матросом в Королевском флоте и во время Второй мировой войны был в Мурманске, на севере России. Он вернулся домой опустошенным, много лет приходил в себя и много пил. Он не видел своего сына несколько лет. Когда он вернулся, моему отцу было всего три или четыре года, так что это было трудное время для бабушки. Дедушка служил в арктических условиях, и у меня есть фотографии корабля, на котором он был. А у моего дяди на лице остались кратеры от шрапнели».
Борис Шиц, исполнитель роли Конрада, начальника Почтамта в Гданське:
«Моя бабушка участвовала в Варшавском восстании (восстание против Третьего рейха в Варшаве с 1 августа по 2 октября 1944 года). Однажды она вышла из дому купить еды, и именно тогда началось восстание. Когда она вернулась, то половину ее дома разбомбили. Она поднялась на второй этаж, чтобы забрать вещи из того, что осталось от квартиры. На улице ее остановили немцы и посадили в поезд, который шел в Освенцим. По дороге пленных пересаживали из поезда в поезд. Бабушка была красивой блондинкой, и когда она шла к вагону, какой-то немецкий солдат остановил ее и велел бежать. Этот солдат спас ей жизнь. Она прошла пешком много дней, пока наконец не воссоединилась со своим мужем, моим дедом».
Джона Хауэр-Кинг, исполнитель роли молодого британского переводчика Гарри:
«Мои дедушка и бабушка с обеих сторон во время войны служили в воздушных силах. Бабушка и дедушка по отцовской линии работали в авиадиспетчерской службе Королевских военно-воздушных сил. А папа моей мамы сбежал из Польши в Торонто, где он служил в воздушных силах Канады. Он хотел стать пилотом, много тренировался, но его укачивало, так что его перевели в управление воздушным движением. И так и закончились его мечты стать пилотом. Я вырос на их историях. В эмиграции как-то больше чувствуешь связь с корнями».
Адам Смит, режиссер первого и второго эпизодов:
«Мой дедушка погиб по дороге в Дюнкерк. Никто не знал, где его похоронили. Спустя годы мои мама, папа и дядя отправились во Францию в поисках могилы, но никак не могли ее найти. Совершенно случайно они оказались в одной деревушке, где наткнулись на местного жителя, который рассказал им о могилах трех англичан на местном церковном кладбище. Они отправились к этой церкви и увидели там могилу Уолтера Смита – моего дедушки. Мы не знаем, почему этих троих похоронили именно там. Но мне хотелось бы думать, что они совершили какой-то героический поступок».
Томас Наппер, режиссер третьего эпизода:
«В Манчестере мы снимали в десяти минутах от места, где во время войны жила моя семья. Брат моей бабушки, Джимми Уайтхед, служил в танковом полке вместе с Монтгомери (Бернард Монтгомери — британский фельдмаршал, крупный военачальник, участвовавший в Первой и Второй мировой войнах). В конце концов он стал генералом. В Олдеме и Манчестере он был чем-то вроде легенды. А мой дедушка был штурманом на бомбардировщиках «Ланкастер». Он всегда говорил, что они никогда не знали, где точно они находятся. Понятия не имели».
Энди Уилсон, режиссер четвертого и седьмого эпизодов:
«Во время войны мои родители были детьми и их обоих эвакуировали. Когда война закончилась, им обоим было по 12 лет. Мама рассказывала мне о том, как бомбили Лондон, где она жила. Мой дед служил на кораблях, доставляющих товары солдатам в Тихом океане. Никто не думал, что он вернется живым. У него было несколько смачных рассказов об атаках подводных лодок и истребителей. Брат моего дедушки во время войны был водителем автобуса в восточном Лондоне. Он рассказывал удивительную историю о том, как их обстреливал Мессершмитт, когда он вел автобус по одной из главных трасс Англии. Сейчас мы просто не можем себе это представить. Всю свою жизнь я жил в мирное время, и я думаю, что мы первое поколение, которому так повезло. Поэтому очень интересно доносить эти истории до нового поколения, у которого не было такого опыта».
Ник Эде, художник по костюмам:
«В начале войны мой отец служил в танковом полку в Северной Африке и на Мальте, а в возрасте 22 лет оказался в разведке. Моя мать работала водителем в армии, пока не встретила своего первого мужа, который служил во флоте. Оба моих деда участвовали и в Первой, и во Второй мировой. Мой дед по отцовской линии был заместителем командующего на Мальте на протяжении всей войны. К сожалению, они умерли до того, как я начал интересоваться теми событиями. Мне бы очень хотелось поговорить с ними об этом сейчас. Но я думаю, что этот сериал как раз и призван почтить их память, а также память всех тех, кто прошел эти две мировые войны».