kinowar.com предлагает подборку из десяти фильмов на тему эмиграции.
«Вид на жительство» (Green Card, 1990)
Если драматические жанры эксплуатируют тему эмиграции с целью продемонстрировать неустроенность и дискомфорт человека, которому нет места, что называется, «ни там, ни тут», то комедии, в частности романтические, используют этот сюжетный прием, чтобы соединять разрозненные сердца. Симпатичный ромком с Энди МакДауэлл и Жераром Депардье (который тогда еще не был мерзким и толстым и не выставлял себя публичным посмешищем и дураком) рассказывает о двух одиноких людях, которых свела вместе… иммиграционная служба. Ему, французу, нужен вид на жительство в Нью-Йорке, а ей, коренной американке, квартира, которая сдается только супружеским парам. Выход – фиктивный брак… Схожая ситуация позже была разыграна Сандрой Буллок и Райаном Рейнольдсом в ромкоме «Предложение».
«Терминал» (The Terminal, 2004)
«Наша жизнь – это зал ожидания от младенчества и до седин. Сколько всяких наук выживания, а исход непременно один», – говорил мудрый Булат Окуджава. Но Спилберг любит хэппи-энды. Поэтому героя «Терминала» в исполнении Тома Хэнкса, самого большого оптимиста на Земле, ждет исключительно положительный исход. Он – эмигрант из выдуманной восточноевропейской страны под названием Кракозия, который прилетает в заветную благодатную Америку. Но пока он летел, на родине случился государственный переворот и с Кракозией оборвались все дипломатические связи. Паспорт героя аннулирован, страна, в которой он родился, официально больше не существует, а американский погранконтроль, естественно, не может пустить его на территорию США. Так что бедолаге доводиться коротать дни и месяцы в терминале международного аэропорта Джона Кеннеди. И там он постепенно обустраивает свой быт и даже уют, знакомится с людьми, влюбляется в стюардессу, словом, проживает обычную жизнь, будучи человеком из ниоткуда, приехавшим в никуда; жизнь в зале ожидания. «Терминал» отчетливо перекликается с «Паспортом» Георгия Данелии, а в Кракозии несложно угадать любое постсоветское государство.
«Трудности перевода» (Lost in Translation, 2003)
Одна из первых режиссерских работ Софии Копполы заслуженно получила «Оскар» за лучший оригинальный сценарий. Эта маленькая интимная история о симпатии между двумя американцами, нашедшими друг друга в суматошном и непонятном Токио, и о разнице культур и менталитетов в итоге вылилась в притчу об одиноких потерянных душах. Тонко, иронично и меланхолично Коппола обыграла известный мотив человеческой отчужденности, изолированности и неустроенности как в социальном плане, так и в личном. И лекарство от этого прописанного на роду одиночества, увы, может быть только временным.
«Гавр» (Le Havre, 2011)
Эта реалистичная сказка финского мэтра Аки Каурисмяки получила в Каннах приз ФИПРЕССИ, потому что до слез растрогала критиков, до слез счастья. События разворачиваются в портовом нормандском городке Гавр, что в переводе означает «гавань». Главные герои истории – старый пропойца Марсель, бывший богемный писатель, а нынче скромный и простой чистильщик обуви, у которого в больнице умирает жена; и чернокожий подросток, беженец-нелегал, которому грозит депортация. Но несмотря на беды, оба верят в «рождественское чудо», солнце и всепобеждающий гуманизм. «Гавр» – это как если бы рассказ Диккенса нарядили в финскую неторопливость и наложили на теплое полотно какого-нибудь сентиментального мариниста.
«Иммигрантка» (The Immigrant, 2013)
Действие этой слегка опереточной мелодрамы разворачивается в 1920-х годах. Главная героиня в исполнении Марион Котийяр – иммигрантка из Польши, прибывшая в магический и магнетический Нью-Йорк в поисках земли обетованной и женского счастья. Впрочем, магия заканчивается, не успев начаться. Ее туберкулезную сестру помещают в карантин, а саму героиню подбирает неуравновешенный сутенер. Магия (буквально и фигурально) возвращается в жизнь несчастной и обездоленной девушки с появлением фокусника, вселяющего надежду на светлое будущее. В итоге история сводится к примитивному любовному треугольнику и борьбе героя и злодея за сердце красавицы. А карикатурность персонажей (особенно усы Джереми Реннера), к сожалению, не позволяет по-настоящему проникнуться и сопереживать.
«Импорт/ Экспорт» (Import/Export, 2007)
Провокационный опус на тему «хорошо там, где нас нет» от австрийского эксперта Ульриха Зайдля. Медсестра из Украины бросает семью и едет на заработки в Австрию, где не находит ничего лучше, чем место уборщицы в доме престарелых. Параллельно безработный охранник из Вены отправляется на восток и оказывается в украинской глуши. Фильм стоит посмотреть хотя бы из-за постера, на котором изображена голая девица, стоящая раком, и фразы «это история о том, как трудно чистить зубы чучелу лисы».
«Далеко-далеко» (Far and Away, 1992)
В погоне за «американской мечтой» двое авантюристов-ирландцев – рыжеволосая кудрявая красавица Шеннон и нищий парниша Джозеф – оказываются на Диком Западе, где действуют не самые мягкие законы. Романтико-приключенческая сказка, в которой есть место и суровым испытаниям, и комичным ситуациям, и пылкой страсти, примечательна в первую очередь тем, что главные роли исполняют молодые и влюбленные Том Круз и Николь Кидман.
«Пожары» (Incendies, 2010)
«Пожары» стали последней работой канадца Дени Вильнева, снятой на родине. После них началась успешная карьера в Голливуде, которая из малобюджетных «Пленниц» и «Врага» выросла в итоге в один из самых эффектных боевиков прошлого года «Сикарио» и лестное предложение занять режиссерское кресло «Бегущего по лезвию 2» (а поспособствовала развитию событий, прежде всего, номинация «Пожаров» на «Оскар»). С жанровой точки зрения фильм является одновременно и детективом, и военной драмой. Близнецы Жанна и Симон, мать которых много лет назад эмигрировала из вымышленной ближневосточной страны в Канаду, узнают из ее завещания о существовании родного брата и живого отца, которого считали погибшим. Более того, в своей последней воле покойная просит их отыскать. Герои отправляются на Ближний Восток, где узнают о прошлом матери такие страшные вещи, после которых их жизнь уже никогда не будет прежней… Можно сказать, что «Пожары» – это зачатки того головокружительного саспенса, который в «Сикарио» доведен до кипения.
«Истальгия» (2012)
Этот фильм в нашем списке только потому, что он украинский и напрямую касается темы эмиграции. Молодая кинематографистка Дарья Онищенко, которая несколько лет назад уехала из Украины и испытала чувство всепоглощающей ностальгии на собственной шкуре, сняла пластиковую, гламурную картину, в которой большинству героев не веришь, не симпатизируешь и не сочувствуешь, где искусственные диалоги режут слух, а актеры бессовестно фальшивят. Сюжет состоит из трех новелл, трех лав-стори, которые разворачиваются в Киеве, Мюнхене и Белграде и тесно взаимосвязаны.
«Племя» (2014)
Дебютный полный метр Мирослава Слабошпицкого, ставший самым громким украинским кинособытием 2014-2015 (да что там, самым громким кинособытием за всю историю независимости), не нуждается в представлении. Тем более что тема эмиграции проходит в нем вскользь и где-то на третьем плане. Но все же проходит. Главная героиня, воспитанница интерната для глухонемых, по ночам вместе с подругой обслуживающая дальнобойщиков, стремится уехать в Италию и периодически отстаивает длиннющие очереди в посольство. И хотя эта сюжетная линия не получает дальнейшее развитие, очевидно, что за границей девушки пополнили бы и без того широкие ряды украинских проституток…
Анастасия Лях