kinowar.com

10 великих и просто хороших фильмов о киллерах

 15.06.2020  Новости, ТОП

В реальной жизни киллер – человек, должно быть, не очень хороший. Он ведь убивает людей. За деньги. Но кинематограф зачастую облагораживает и даже романтизирует образ наемного убийцы. И больше других преуспел в этом деле несомненно культовый французский мувимейкер Люк Бессон, снявший два выдающихся фильма об убийцах по найму: один о мужчине («Леон») и один о женщине («Никита»). И именно Бессон ввел в моду традицию называть боевики о чистильщиках их лаконичными именами. Просто, выразительно, сурово, со вкусом.

Леон (Léon, 1994)

превью

Лучший фильм в режиссерской карьере Люка Бессона. Лучший фильм в актерской карьере Жана Рено. Главный фильм о протагонисте-киллере всех времен и народов. Ну и фильм, положивший начало звездной карьере Натали Портман, сыгравшей маленькую Матильду, что мстит продажным копам за убийство четырехлетнего брата. И конечно же, фильм, ассоциирующийся с душераздирающей композицией Стинга «Shape of My Heart». Сейчас уже, конечно, никто не воспринимает великого «Леона» как ответвление другой картины, но отчасти история является почти что спин-оффом «Никиты», по крайней мере выросла она определенно из предыдущей работы Бессона. В «Никите» 1990 года Жан Рено сыграл второстепенную роль Виктора-уборщика, который в одной из сцен подчищает последствия неидеально выполненного задания Никиты. Виктор носит длинное шерстяное пальто, круглые солнцезащитные очки и вязаную шапку. Этот стиль целиком перекочевал от Виктора к Леону, но имя персонажа Бессон сменил, так как в «Никите» Виктор погибает. Не считая профессиональной обязанности ликвидировать людей, Леон – абсолютно положительный герой. Даже в мелочах. И очень душевный. Он делает гимнастику, заменяет Матильде семью и заботится о своем любимом цветке в горшке (который в действительности не фикус, как многие думают, а аглаонема). Он – принципиально честный, благородный и нежный убийца, несмотря на брутальную оболочку.

Криминальное чтиво (Pulp Fiction, 1994)

Тот же самый год. Тоже кино про наемников, мафию и разные криминальные делишки. Но в диаметрально противоположном стиле. Тарантиновском стиле, конечно же. Никакой драмы, только черный юмор, лихорадочный экшн, немного эксцентричного пижонского танца и скороговорочная болтовня о самых пустяковых пустяках. И хотя в фильме несколько очумелых переплетающихся историй и несколько ярких пересекающихся персонажей (включая жену мафиозного босса в исполнении Умы Турман, боксера в исполнении Брюса Уиллиса, мелкого воришку в исполнении Тима Рота), больше всего зрители запомнили и полюбили парочку наемников в лицах Сэмюэла Джексона и Джона Траволты. И, как и принято в фильмах Тарантино, это не положительные персонажи, не особо нежные и не особо рыцари, не возвышенные и не высокоморальные, но вместе с тем тоже не лишенные своеобразной душевности и сердечной доброты. Наемники Винсент и Джулс хороши именно своей приземленностью и недалекостью: обсуждением названий бургеров в McDonald’s, сидением на унитазе, исполнением твиста под «You Never Can Tell» и неправильным цитированием Библии.

Джон Уик (John Wick, 2014)

В этой франшизе, которая чертовски полюбилась и зрителям, и критикам, Киану Ривз сыграл лирического и чуточку экзистенциального элитного наемника, которому не удается распрощаться со своей криминальной сущностью. Джон Уик, истребивший половину русской мафии за смерть щенка, принципиален, беспощаден, элегантен (всегда, как говорится, с иголочки одет, несмотря на грязную работу), совершенен и изобретателен в мастерстве калечить-убивать, изящен в выборе подручных средств (например, карандашом или книгой), завидно умен и интеллигентен, несмотря на сиротское белорусское происхождение, поэтически меланхоличен и бесконечно одинок. Хотя собаку-друга после случившейся трагедии решается завести еще раз. Но уже такую, что сможет за себя постоять. И да, он один против всех, в лучших традициях кафкианской отчужденности.

Ограбление казино (Killing Them Softly, 2012)

Оригинальное название фильма переводится как «Убей их по-тихому» или «Убей их мягко», или «Убей их аккуратно», но лучше всего – «Убей их нежно». Брэд Питт играет киллера по имени Джеки Коган, которого нанимает мафия, чтобы он разобрался с теми, кто посмел ограбить подпольное казино, в котором мафиозные шишки были завсегдатаями. И он разбирается. И делает свою работу именно так, как сказано в названии ленты. Его принцип – убивать быстро, внезапно, на расстоянии, чтобы жертва не мучилась, не унижалась, моля о пощаде, и не испытывала страх. Благородно? Да. Но при этом Джеки Коган предельно хладнокровен и даже меркантилен (и мы его за эту расчетливость нисколько не виним: во-первых, на дворе как-никак кризис 2008-го; во-вторых, каждый труд/ труп должен быть справедливо оплачен). В финале, устранив три мишени и получив по десять штук за каждую, он торгуется со своим работодателем, требуя доплаты в пять тысяч, поскольку одну из целей должен был убрать другой киллер, коллега Когана, оказавшийся не в состоянии, а его тариф – не десять, а пятнадцать штук за душу.

Никита (Nikita, 1990)

В 90-х, когда кинематограф и близко не был феминоцентричным, как сегодня (а в особенности жанр боевика, принадлежащий исключительно мужчинам), Бессон вывел на экран красивую и хрупкую женщину, совмещающую грацию и сексуальность с безупречным навыком холодного заказного убийства. После успеха фильма имя Никита стало нарицательным для любого женского образа, сочетающего секс и жесткость. То есть так же, как все дамские угодники после пьесы Тирсо де Молины стали «донжуанами», все бой-женщины стали «никитами».

Анна (Anna, 2019)

Тридцать лет спустя после «Никиты» Люк Бессон выпустил не дословный, но очень близкий к первоисточнику осовремененный ремейк. И так же, как и Виктор в свое время стал Леоном, наемница Никита превратилась в наемницу Анну. Критики назвали новый фильм «калькой» и разругали. Хотя, если абстрагироваться от привязок к «Никите», «Анна» смотрится занимательно и бодро. По крайней мере здесь история красивой, но обездоленной советской девушки, что становится убийцей на службе КГБ, выглядит куда более живо, лихо, зрелищно и куда менее глупо, дуто и натужно, чем в «Красном воробье». В рассказ о наркоманке, завербованной спецслужбами, Бессон добавил фэшн (легенда Анны – не медсестра, как в случае с Никитой, а супермодель) и современные ЛГБТ-мотивы (сожительствует она не с парнем, а с девушкой). И на удивление, отлично исполнила свою партию Саша Лусс, российская и мировая профессиональная топ-модель, во всех смыслах приятная глазу, то есть и глазу любителя женской красоты, и глазу кинолюбителя добротного экшна.

Соучастник (Collateral, 2004)

В неонуарном триллере Майкла Манна, который точно следует триединству места, времени и действия, Том Круз (для которого это одна из немногих отрицательных ролей) играет загадочного седовласого мужчину в сером костюме, который вечером в лос-анджелесском аэропорту садится в такси, а чуть погодя (после того, как по месту прибытия из окна на машину таксиста сваливается труп) вынуждает водителя везти его еще по четырем адресам, так как таинственный мужчина – наемный убийца, и за ночь он должен убрать пятерых. Герой Круза – киллер под вымышленным именем Винсент, хладнокровный, профессиональный, импозантный, не то чтобы вызывающий симпатии, но определенно достойный уважения и даже почтения. И в таксисте, и в зрителе Винсент вызывает трепет и практически благоговение. А еще Винсент маниакально любит джаз, и в одну из целей стреляет после того, как тот неверно отвечает на вопрос о великом трубаче Майлзе Дэвисе.

Старикам тут не место (No Country for Old Men, 2007)

В этом одном из лучших фильмов братьев Коэнов, поставленном по одноименному роману Кормака МакКарти, не лишенном иронии и юмора, но все же очень черном и кровавом вестерне, Хавьер Бардем сыграл эксцентричного и эпатажного наемного убийцу по имени Антон Чигур (Чигур, к слову, фамилия украинского происхождения, и образована она, скорее всего, от глагола «чигати», то есть «подстерегать»), совершенно бесчеловечного, лишенного всякой эмпатии, одержимого психопата, который убивает своих многочисленных жертв из пневматического пистолета с выдвигающимся ударным стержнем (такое используется для забоя скота и производит звук, похожий на выстрел из строительного гвоздомета) и носит прическу «паж» в духе 60-х, смехотворную, пижонистую и в то же время подчеркивающую его психоз. Иногда судьбу своих мишеней Чигур решает с помощью подброшенной монетки (роль, к слову, принесла Бардему заслуженный «Оскар»: актер воплотил на экране абсолютное зло без всяких спецэффектов и в нелепом парике, истинную машину для убийства, вызывающую такой же ужас неизбежности твердо вышагивающей смерти, какой испытывала Сара Коннор перед терминатором).

Ультраамериканцы (American Ultra, 2015)

В этом комедийном боевике, основанном, между прочим, на реальной программе американских спецслужб, в роли наемного убийцы предстает Джесси Айзенберг, который до сих пор упрямо ассоциируется с Цукербергом и совсем не ассоциируется с образом киллера, к тому же виртуозно владеющего своим ремеслом, и оттого, конечно, еще смешнее. Его герой – провинциальный ленивый укурок, который внезапно для самого себя оказывается «спящим агентом», универсальным солдатом-убийцей ЦРУ в духе Джейсона Борна. Романтическую пару Айзенбергу составляет Кристен Стюарт, героиня которой, что называется, тоже не пальцем делана.

Киллер Джо (Killer Joe, 2011)

А этот черно-чернокомедийный крайне суровый и крайне жесткий триллер, за натурализм секса и насилия получивший самый взрослый прокатный рейтинг (не R, а NC-17), снял сам Уильям Фридкин, создатель «Французского связного» и «Изгоняющего дьявола». Действие разворачивается в современном Техасе. Мэттью МакКонахи играет продажного далласского полицейского, подрабатывающего наемным убийцей. Когда его нанимает рядовая нуждающаяся в деньгах семейка, решившая убить мать из-за страхового полиса, он, конечно же, требует оплату вперед. А поскольку деньги у заказчика появятся лишь после выполненного убийства, киллер Джо берет кое-что в залог. Но не паспорт, конечно. А симпатичную младшую сестру заказчика, юную стеснительную девственницу, которую, как нетрудно догадаться, сексуально эксплуатирует и так, и эдак. Персонаж МакКонахи – с одной стороны, мерзкий, аморальный тип; с другой – брутальный, привлекательный самец, вполне способный вызвать у пленницы стокгольмский синдром. С третьей – монстр, которому не чужда нежность… Словом, Фридкин сделал кровожадную, безнравственную, почти бездушную вариацию на тему красавицы в плену чудовища, но со смягчающей дозой иронии, бьющей по американским семейным ценностям.

Анастасия Лях

 

Читайте также:

Лучшие фильмов о гангстерах и мафии

Лучшие фильмы об ограблениях

Лучшие фильмы про побег из тюрьмы

Лучшие фильмы про ограбления банков

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:

Комментарии