Хаяо Миядзаки – это новый мир анимации. Это не просто интересные истории или замечательные прорисовки. Это поток фантазии, который не предугадать, который постоянно несется вперед на сумасшедшей скорости и который не остановить. Это всегда гораздо более серьезно, чем просто “мультфильмы”, всегда с моралью, всегда с рассмотрением нравственной стороны вопроса, но при это без скучных поучений и банальных прописных истин. Мгновенно узнаваемый стиль без самоповторов. Миядзаки – несомненный гений, осчастлививший планету своим творчеством и подтолкнувший новые поколения аниматоров (и не только японских) к новаторским, смелым, непохожим на все, что было раньше, свершениям.
Многие люди, которые ранее не сталкивались с анимацией Миядзаки, воспринимают информацию о нем в стереотипном шаблоне картинки японских мультфильмов из детства. Если кто-то помнит, например, аниме “Суперкнига” из далекого теперь уже 1981 года, то выглядело это примерно вот так:
Понимаете, да? Плохая линейная прорисовка, угловатые движения, эмоции на максимуме за счет трясущихся лиц и огромных раскрытых ртов. Многие автоматически переносят это на все японское аниме.
Каково же удивление зрителя, когда он впервые видит анимацию Хаяо Миядзаки и понимает, что это совершенно другой мир. Если вы еще никогда с ним не сталкивались, мы настоятельно рекомендуем вам это сделать. Поверьте, оторваться вы уже не сможете – вы пересмотрите все мультфильмы режиссера, не только те, которые мы перечислим ниже в статье.
Итак, kinowar.com представляет 10 лучших мультфильмов Хаяо Миядзаки.
10. Ведьмина служба доставки (Majo no takkyûbin) 1989
Кики – девочка-ведьма, которая летает на метле и которой нужно потренироваться, чтобы стать настоящей взрослой ведьмой. Немного похоже на концепт истории Гарри Поттера и других волшебников из вселенной Джоан Роулинг, не правда ли? Аниме поставлен по книге «Служба доставки Кики» японской писательницы Эйко Кадоно. Книжка детская, и мультфильм тоже. Но это не делает историю неинтересной для взрослых. То ли погружение в мир детства, то ли просто добрая история с интересными героями, все это не оставляет равнодушным (забегая наперед, как и все остальные мультфильмы Миядзаки).
Ведьмы-подростки отправляются на стажировку: для того, чтобы стать профи, нужно год прожить в незнакомом городе, зарабатывая профессиональными услугами. Ведьмы вовсе не злые – родители Кики изготавливают и доставляют обычным жителям целебные снадобья. Кики уверена, что сможет делать также, но ее мать беспокоится, что у девочки впереди немало сложностей, ведь пока что она освоила должным образом лишь искусство полета на метле…
9. Мой сосед Тоторо (Tonari no Totoro) 1988
Вероятно, один из самых известных мультфильмов Миядзаки. А точнее, один из самых известных героев.
Тоторо (с ударением на первый слог) – хранитель леса. Он общается только с детьми и избегает взрослых (что напоминает концепцию Карлсона от Астрид Линдгрен). Возможно, отчасти поэтому, мультфильм выглядит достаточно детским. Но это совершенно не отнимает у него очарования. Миядзаки никогда не скатывается в сюсюканье, даже если история детская, и с точки зрения анимации, и с точки зрения повествования это все равно полноценное художественное произведение. Забота матери о детях и ответной детской озабоченности судьбой родителей выглядит трогательно и увлекательно.
Сочетание жизни обыденной, рутинной, семейной и путешествия в мир духов сейчас кажется чем-то очаровательным и верным с точки зрения воспитания подрастающего поколения. Но совершенно невозможно представить, как концепцию встречи двух детей с огромным непонятным созданием в дебрях сельской местности продавали продюсерам. Прокат мультфильмов Миядзаки не всегда был “верняком”, в 80-х у него еще не было культового статуса. Но время расставило все на свои места: популярность персонажа и самого фильма в среде поклонников японского аниме (и не только) не поддается сомнению. Любые опросы и голосования покажут, насколько точно художник прочувствовал аудиторию.
8. Небесный замок Лапута (Tenkû no shiro Rapyuta) 1986
Хаяо Миядзаки – большой поклонник авиации. В том или ином виде это проявилось во многих его произведениях. И если даже это не история о самолетах и пилотах, летательных аппаратов, а порой и целых летающих островов в его фильмографии предостаточно.
Лапута – древняя легенда. Это летающий остров, который, как и все малодоступное, овеян мифами и небылицами. Кто-то считает, что там находятся сокровища, кто-то думает, что там хранятся древние знания.
Дети почти всегда являются центральными персонажами произведений Миядзаки. Именно юная Сита владеет талисманом, за которым охотятся воздушные пираты. У охотников за волшебным кристаллом цели сугубо прагматичные, но дети, чистые и неиспорченные, следуют зову своего сердца и повинуются велениям совести. К счастью, в волшебном мире Миядзаки, столкновение алчных взрослых и добрых детей может закончиться чем-то поучительным для зрителя и не трагичным по своей сути. Охота за небесным замком проходит через самые непредсказуемые повороты сюжета и при этом избегает банальной прямолинейности диснеевских опусов. Любопытно, что источниками вдохновения для художника выступали как произведения литературы, кино и изобразительного искусства (например, “Путешествие Гулливера” Джонатана Свифта, “Метрополис” Фрица Ланга и “Вавилонская башня” Питера Брейгеля Старшего), так и реальные события (Миядзаки в своих интервью говорил о серьезном влиянии впечатления от забастовок британских шахтеров).
7. Порко Россо (Kurenai no buta) 1992
Если говорить о любви к авиации, то невозможно не вспомнить мультфильм “Порко Россо”.
В этом анимационном шедевре нет детей (почти), все центральные персонажи – взрослые люди. Тем не менее, юный чистый герой (точнее, героиня) все равно является катализатором пробуждения всего лучшего, что есть не только в протагонистах, но и в не самых положительных действующих лицах. Даже грязные (в том числе, в буквальном смысле) воздушные пираты не могут противостоять зову совести, исходящему из уст юной авиаконструкторши. А та, в свою очередь, находится под впечатлением от пилота-героя, в одиночку освобождающего заложников и спасающего пассажирские суда.
Этот герой – простой наемник. Да еще и свинья. В буквальном, а не фигуральном смысле. За его превращением стоит история проклятия, которое (и это интересный момент, добавляющий шарма истории) так и не объясняется в фильме. Порко Россо в буквальном переводе с итальянского – Красная Свинья. Летчик-итальянец, обратившийся в хряка размеров человека, виртуозный пилот и неунывающий оптимист. Его прошлое трагично, его настоящее осложнено его внешним видом, его будущее туманно, поскольку помимо личных проблем его сопровождает окружение войны и тотального экономического кризиса. Миядзаки, как это часто происходит в его работах, переносит свое действие не только в родную Японию, но и в Европу и США. Противостояние пилотов, пиратов, сильных и продажных личностей, фанатов авиационной инженерии и бессовестных интриганов, помноженное на нетривиальную историю любви через года, подхватывает вас и несет до самой развязки, которая, как всегда у режиссера, оставляет многое на откуп фантазии зрителя, но при этом расставляет правильные моральные приоритеты без навязчивой поучительности.
6. Ходячий замок (Hauru no ugoku shiro) 2004
Это один из самых ярких примеров безудержной фантазии Миядзаки. Она стартует где-то на пятой-десятой минуте фильма и несется без остановки и возможности предугадать, что будет дальше.
Если вы – фанат Миядзаки и смотрели этот мультфильм 10-20 раз, то вы перескажете сюжет без труда. Но после первых пары просмотров в вашей голове абсолютная каша – не от непонимания, а от полного восторга перед происходящим.
Девочка, проклятием обращенная в старуху, пугало, которое некогда было чем-то совершенно иным, ведьма, которая не может снять свое собственное заклинание, и даже хозяин замка, который… плохой? хороший? сбитый с толку наложенными проклятиями? Да и его спутники жизни в замке, обладающие магическими чарами, но страдающие от того, что кто-то когда-то их заколдовал – даже если бы полностью расскажем вам сюжет фильма, вы все равно не будете достаточно подготовленными для его просмотра.
История переходит из обычной жизни европейского городка в фантасмогорическое повествование о странном укладе жизни замка, который перемещается с помощью “куриных” (на самом деле, нет) ножек. И предугадать, куда приведет это путешествие, совершенно невозможно.
5. Принцесса Мононоке (Mononoke-hime) 1997
Тема противостояния технологий, принесенных в этот мир человеком, и природы – одна из центральных в творчестве Хаяо Миядзаки.
Естественно, художник на стороне природы. И с помощью длинной и витиеватой истории он пытается объяснить, почему именно единение с природой и отрицание насилия и решения вопросов с позиции силы может привести к гармонии и нормальному сосуществованию разных племен, народов, цивилизаций, миров.
Огнестрельное оружие сильнее копий и стрел, а технологии (пусть даже и средневековые), в состоянии победить правое дело. В фильмах Миядзаки нет уверенности, что добро обязательно победит. Более того, сначала даже непонятно, что именно является добром. Злые лесные монстры и гигантские хищники могут быть как теми, кто просто отстаивает свой мир, так и теми, кто таит в себе древнее зло.
Волшебники, колдуны, военачальники, лидеры племен и армий, междоусобицы и локальные конфликты, вбивающие кол между соседствующими народами. Нечто подобное мы видим во “Властелине колец” и “Хоббите”: неспособность договориться и попытка защитить свой маленький мирок, игнорируя интересы тех, кто живет рядом, не приводит ни к чему хорошему ни одну из конфликтующих сторон.
Это еще один яркий пример того, как аниме может быть куда более тяжеловесным, чем многие драматические “взрослые” фильмы. Проблематика, поднимаемая Миядзаки на протяжении всей его карьеры аниматора стала актуальной в глобальном масштабе уже в 21 веке, но аргументы мастера выглядят все такими же весомыми и интересными для просмотра.
4. Рыбка Поньо на утёсе (Gake no ue no Ponyo) 2008
Не стоит забывать, что Мидзаки – японец. А если вы видели хотя бы одно японское ТВ-шоу или рекламный ролик, то вы понимаете, что это совершенно другой, сумасшедший мир.
Некоторые повороты этой истории могут показаться практически болезненными, но лишь в первые 20-30 минут. Да, рыбка хочет стать человеком и испытывает симпатию к мальчику. Да, мальчик тоже не может понять, почему эта рыбка ему так дорога. Но потом вас захватывает повествование, существующее на грани реального мира с реальными проблемами (семейные отношения, люди пожилого возраста и их изолированность от остального мира, катастрофы и попытки людей спастись от стихии) и волшебства.
При этом стиль анимации от режиссера не останавливается в своем развитии. Если сравнивать “Рыбку” 2008 года с его более ранними работами, то при сохранении образности мышления и бесперебойного потока фантазии, добавились также и технические приемы изображения. Это не реалистичность современных мультфильмов от Disney и Pixar, но это куда более продвинутый и захватывающий мир мультипликации по сравнению с тем, что было технически доступно режиссеру в 80-х.
При развитии технической стороны вопроса, режиссер никогда не забывает о том, что первично: история, наполнение и мораль. Как всегда, увлекательно и захватывающе, но при этом без заунывной риторики и поучений.
3. Унесённые призраками (Sen to Chihiro no kamikakushi) 2001
Возможно, самая известная работа мастера. Возможно, самый его популярный мультфильм на уровне с “Мой сосед Тоторо”. Возможно, одна из вершин его творчества.
Поток фантазии, который не останавливается ни на секунду. Непредсказуемое повествование, развитие которого не только невозможно предугадать, но даже и не хочется предугадывать. Вы просто расслабляетесь и несетесь вместе с героями вперед – к финалу, который не является основной целью. Вам и так хорошо, в этом мире, который создан руками и сознанием режиссера, но по ощущению, просто существовал всегда.
Родители маленькой девочки едят в заброшенном таинственном городе, в который они попали по ошибке, и превращаются в свиней.
В голливудских мультфильмах путешествие девочки в попытке снять чары с родителей было бы простым и прямолинейным. Но не в мире Миядзаки.
Такое количество персонажей, которое она встречает по пути, сложно себе даже и представить. Кто из них поможет, а кто предаст; кто таит еще большую опасность; кто загадочный и непонятный на вид, но пытается быть полезным, а кто предлагает руку помощи лишь с тем, чтобы подчинить своей воле – это совершенно неясно.
Злые колдуньи, молчаливые призраки, непонятные правила нового мира, которые нужно или принять, или преодолеть. Дружба, взаимовыручка, помощь. Предательство, обман, коварство.
Мир демонов и призраков, ее более непонятный с учетом того, что мы, как европейский зритель, не слишком разбираемся в японской и азиатской мифологии.
Это действительно эпохальное полотно, занимающее верхние строки как в рейтингах японских аниме, так и в списках лучшего в истории мировой анимации и кино.
2. Навсикая из Долины ветров (Kaze no tani no Naushika) 1984
Несмотря на то, что это было снято в начале 80-х, и технически, и понятийно – это шедевр.
Постапокалипсис по-японски (а точнее, по-миядзаковски): после смерти антропогенного индустриального мира человечество поклоняется ветру, помогающему выжить в неравной борьбе с куда более сильной новой природой.
Навсикая обладает недюжинной силой и опытом по борьбе с гигантскими монстрами и природными катаклизмами. Но несмотря на все технические навыки, ее главное оружие – непротивление злу насилием и умение увидеть доброе в любой форме жизни.
“Добро должно быть с кулаками”: Навсикая не просто идеалистка, которая не в состоянии постоять за себя. Но она не хочет выжигать врагов каленм железом. И пытается примером доказать верность такой позиции остальным.
Еще одна ярчайшая работа, призывающая к единению с природой и указывающая на опасность уничтожения окружающего мира в процессе человеческого технологического прогресса. А вслед за окружающей средой погибнем и мы сами, если только не научимся тому, как можно сосуществовать с природой в условиях постоянного развития.
1. Ветер крепчает (Kaze tachinu) 2013
Наверно, самая взрослая и самая трагичная работа Хаяо Миядзаки.
Угроза не только постоянно наступающего технологического прогресса, но и самых страшных технологий, которые производит человечество: оружия войны. Ядерное оружие, техногенные катастрофы и все то, что несет в себе негативная сторона научного развития.
Любовь Миядзаки к авиации проявилась в полной мере. История мальчика, который обучается летной инженерии, а после становится талантливым конструктором, переживающим обсуждение предмета своего жизненного интереса даже во снах.
Ему является его кумир авиационной мысли во сне, их диалог постоянно развивается в зависимости от того, что происходит в реальности. А реальность несет как радости отношений с любимой девушкой, так и постоянную тревогу от приближающейся утраты.
Атмосфера произведений Ремарка довлеет над, казалось бы, мультяшной историей, которая не сулит хэппи-энда, даже в те минуты повествования, когда, казалось бы, все развивается хорошо.
Тревога, опасность, ощущение трагизма постоянно присутствует в этом традиционно для Миядзаки светлом рассказе. И полностью вовлекаясь в историю, никак не можешь избавиться от этого ощущения. Это и светлая печаль, присущая всем великим произведениям в жанре драмы, и бесконечная тяжесть где-то на заднем фоне, которая так распространена в каждой серьезной трагедии больших драматургов.
Хаяо Миядзаки велик и в образности мышления, и в неукротимой фантазии, и в технической стороне оживления рисунков. Но еще более он силен в создании проблематики в процессе рассказа самых интересных историй в этом, казалось бы, детском жанре анимации. Истинный художник, властелин умов и пророк вне времени.
Смотрите также:
50 лучших мультфильмов в истории