Первое обязательное пояснение, естественно, о том, что мы не будем рассказывать в этой статье о порно. Хотя отдаем себе отчет в том, что разделить порно и эротику порой совсем непросто.
Далее нам придется разобраться с определениями и подходами. Эротическим мы будем считать кино, которое главным образом сосредотачивается на сексуальности, эротике, обнаженном человеческом теле, как визуально, так и сюжетно, но при этом не переходит ту самую тонкую грань, за которой начинается порнография.
А режиссерами эротических фильмов мы будем считать тех режиссеров, кто снял заметное количество таких фильмов, пусть и не большую часть. И самое главное, что именно эти фильмы стали знаковыми, памятными, культовыми (даже если у режиссера есть успехи в других жанрах).
При таком подходе, разумеется, возникнет масса перегибов. Считать ли таких мастеров как Бернардо Бертолуччи режиссерами эротического кино? Не уронит ли такая оценка их статус? Если режиссер сильнее, в первую очередь, в жанре триллера или психологической драмы, стоит ли включать его в список? Кого ставить выше, того, у кого эротические фильмы – основной профиль, или того, кто снимал их время от времени, а сам при этом является легендой режиссерского цеха, а его картины изучают в киношколах? Правильного ответа нет, и быть не может. Поэтому просто сосредоточимся на субъективном выборе и ранжировании, стараясь максимально раскрыть всю полноту столь любимого многими жанра.
Итак, kinowar.com представляет 10 лучших режиссеров эротических фильмов.
10. Залман Кинг
Слияние двух лун, Дикая орхидея, Дикая орхидея 2, Дневники Красной Туфельки (фильм и сериал), Бока
Залман Кинг – классический образец режиссера эротических фильмов. Вне этого жанра он не работал (или почти не работал – по крайней мере, всего его хотя бы немного заметные работы были связаны с эротикой), снял целый ряд, без иронии, культовых фильмов, но при этом никогда не взлетавший слишком высоко с точки зрения художественных достижений. Более того, снял немало эротического трэша, куда без этого.
И все же, свое место в истории он занял. Будучи сценаристом и продюсером “Девяти с половиной недель”, Залман Кинг затем особенно плодотворно провел время в качестве режиссера в первой половине 90-х: “Слияние двух лун”, “Дикая орхидея” и “Дикая орхидея 2”, “Дневники Красной Туфельки” – сначала полный метр, а потом и сериал с Дэвидом Духовны. И хотя даже эти фильмы не назовешь высокохудожественными, дальше все пошло совсем некрасиво. Постепенно Залман уверенно погрузился в глубины категории “Б”, так и не выбравшись оттуда до самого финала карьеры. Впрочем, наследие он оставил серьезная: те, кто рос в 80-е и 90-е, не только вспомнит перечисленные названия, но и ностальгически улыбнется, перебирая в голове особенно врезавшиеся в память сцены.
“Слияние двух лун” с великолепной Шерилин Фенн.
“Дикая орхидея” с легендарным Микки Рурком и совсем еще юной Кэрри Отис, вышедшей после фильма за актера замуж. Брак был недолгим, а лечение от наркотической зависимости – наоборот. К счастью, все обошлось, и актриса теперь счастлива в другом браке.
Сиквел вышел куда слабее оригинала (хотя, будем честны, с художественной точки зрения и оригинал был не то чтобы силен).
“Дневники Красной Туфельки” – телефильм вышел в 1992 году. Дэвид Духовны и Бриджит Бако сыграли семейную пару, у половины которой были секреты, о чем муж узнал, лишь найдя ее дневник после смерти. Несмотря на простоту изложения и сценария, проект породил продолжение в виде сериала, где Духовны продолжил изучение чужих эротических дневников. Сериал был в эфире пять лет. Любопытно, что Дэвид Духовны и Бриджит Бако спустя некоторое время вновь встретились на съемочной площадке другого сериала, “Блудливая Калифорния”. Если вы спрашиваете, был ли у пары секс по сюжету, то вы очевидно не слишком хорошо знакомы с концепцией этого блудливого сериала.
9. Ларс фон Триер
Нимфоманка, Антихрист, Догвилль
Несомненно, если описывать жанр, в котором работает Ларс фон Триер, это не будет жанр эротического кино. Психологическая драма, триллер, даже хоррор – все что угодно, да и парадигму “Догма 95”, в которой он и единомышленники снимали кино, также забывать не стоит; но вряд ли кто-то в здравом уме назовет его фильмы эротическими. С другой стороны, во многих его картинах эротики, секса и сексуального подтекста такое количество, что Залман Кинг выглядит на этом фоне практически пуритански чистым. Именно поэтому и попадает Ларс в наш список: уж слишком много сексуальности он пропустил через действие своих картин. Вспомним самые яркие проявления на его творческом пути.
Чтобы закрыть вопрос раз и навсегда, Триер создал практически энциклопедию секса, проявлений сексуальности и почти всех отклонений этой сферы существования человека. Садизм, мазохизм, педофилия, групповой секс, первый секс, асексуальность, супружеская измена, нимфомания и отсутствие оргазма – список можно было бы и продолжить, но думается, общая мысль ясна. “Нимфоманка” – кино с чрезвычайным обилием секса и сопутствующих процессов, однако оно не про секс. Это кино про поломанные судьбы, души и разрушенную систему отношений между людьми в современном мире.
И да, секс на экране (много) был совершенно необходим для того, чтобы это показать.
Еще один памятный (и очень тяжелый для просмотра) экземпляр – “Догвилль”. Помимо того, что фильм идет три часа и затрагивает непростые психологические и социальные темы, в нем еще и начисто отсутствуют декорации (стены домов начерчены мелом на полу). Зато в нем присутствует Николь Кидман, которая сбежала в провинцию от своего деспотичного отца. Сначала местные жители принимают ее радушно, а потом каждый мужчина деревни считает своим долгом заполучить ее силой.
Ничем хорошим это не заканчивается ни для героини Кидман, ни для жителей деревни. Секс, как всегда у Триера, не является темой повествования (и уж тем более, эротика и эротичность), но без него никак (прямо как в жизни, не правда ли?).
И самым неприятным примером для упоминания (и особенно для просмотра) является “Антихрист”.
Секса и обнаженного тела тут также хватает, но если вы хотите посмотреть эротическое кино, то это явно не тот фильм, который стоит рекомендовать. Порекомендовать этот фильм к просмотру мы в принципе можем лишь для очень ограниченного круга людей (главным образом, фанатов все того же Триера).
8. Жюст Жэкин
Эммануэль, Гвендолин, Любовник леди Чаттерлей, История ‘О’, Мадам Клод
Этот человек вписал свое имя в историю жанра благодаря фильму, название которого знают все – “Эммануэль”. Не факт, что многие его смотрели, учитывая, что снят он уже очень давно, да и степень скандальности и эпатажности уже далеко не самая актуальная. Но именно через такие вехи в истории кинематографа индустрия и движется вперед, как бы пафосно это ни звучало.
Это сейчас история сексуальных похождений скучающей жены сотрудника посольства Франции в Бангкоке не представляла бы ничего выбивающегося из того, что снимают все вокруг. А в 1974 году этот фильм запрещали, а потом прокатывали в кинотеатрах по несколько лет. Потому что до того ничего подобного не было – именно в этом и принцип эволюции, сначала болезненный шок от чего-то нового, но потом это просто пройденный этап развития, привычный и даже обыденный. Но если бы не было таких пройденных этапов, не возникало бы ничего нового – и это касается и кино, как и любого другого вида искусства.
Это был дебютный фильм Жэкина в качестве режиссера. Потом сняли еще шесть фильмов про Эмманюэль (со все той же Сильвией Кристель в главной роли), один хуже другого, но Жюст к этому отношения уже не имел. Впрочем, нельзя сказать, что остальные его фильмы стали шедеврами. Он по-прежнему пытался создавать эксперименты вокруг пропускания историй через эротику и сексуальность, но ни “Гвендолин”…
… ни “Любовник леди Чаттерлей” (вновь Сильвия Кристель в главной роли)…
… образцами серьезного художественного кино не стали (несмотря на достаточно серьезную литературную основу для последнего). Впрочем, почти все его работы были достаточно заметны с точки зрения ожидания зрительской аудиторией.
7. Дэвид Кроненберг
Автокатастрофа, Оправданная жестокость, Порок на экспорт
Еще один режиссер в нашем списке, чье значение несопоставимо больше, чем просто мастер эротического жанра. Кроме того, такое кино однозначно не профиль Кроненберга. Дэвид Кроненберг – неоспоримая легенда, и внесением его в данный список мы никоим образом не собираемся бросить тень на его творческое наследие. Но как и в случае с Триером, игнорировать его интерес к эротической составляющей в фильмах не представляется возможным. Вспомним самое яркое.
“Автокатастрофа”. Фабула проста: мужчина испытывает сексуальное влечение к тем, кто получил травму в результате аварии. Но то, что у Залмана Кинга стало бы примитивной и пошловатой историей (извини, Залман), у Кроненберга превращается в поэзию искалеченных тел и душ.
“Оправданная жестокость” особо памятна вот этой сценой.
А в “Пороке на экспорт” Вигго Мортенсен блистал не только актерским талантом, но и мужской силой.
Понятное дело, у Кроненберга эротика и сексуальность выступали лишь инструментами для решения общей задачи картины (и набор инструментов ими не ограничивался). И все же свой след в жанре мастер успел оставить.
6. Нагиса Осима
Империя страсти, Табу, История жестокой юности и другие
Представитель азиатского кинематографа в нашем списке. А значит, не столь известный широкой публике. Что не делает его влияния на жанр меньшим.
В своем фильме “История жестокой юности” Осима одним из первых представил движение, ставшее началом “новой волны” в японском кинематографе. Практически в каждой стране был подобный этап: молодые режиссеры со свежими идеями решали снимать что-то кардинально новое не только по форме, но и по наполнению. Поскольку это был 1960 год, то абсолютно логичным выглядит протест против сложившейся традиционной культурной парадигмы (ведь это максимально традиционалистская Япония). Рассказывая историю очень молодой пары, познающей первый опыт любви и параллельно первый опыт обмана и преступления, режиссер постепенно ставит под сомнение сложившуюся привычную систему морали, отношений, социальный уклад, как это видит юное поколение того времени.
В гораздо более поздней картине “Империя страсти” (1978 год) Осима рассказывает историю идеального преступления на почве измены, ревности и страсти. Как бывает всегда в случае с идеальным замыслом, что-то все равно идет не так, и прошедшее без накладок убийство мужа любовницы все равно оборачивается сначала слухами и пересудами, а потом и расследованием властей.
Чтобы сложилось верное впечатление о художественной ценности произведений этого режиссера, отметим, что “Империя страсти” получила приз Каннского фестиваля за режиссуру.
В своем последнем фильме “Табу” Осима рассказывает историю самурайского тренировочного лагеря, где молодой красивый парень сводил с ума своей внешностью остальных самураев, что в итоге привело к борьбе за его благосклонность. И хотя, с учетом того, что это кино конца 90-х, и многие автоматически спишут все на эпатажность и вседозволенность нового времени, стоит отметить, что это Япония – страна со своим очень древним культурным и иерахическим укладом, с очень длительной и витьеватой историей. И отношения между между самурами-мужчинами – не попытка режиссера сорвать хайп на горячей популярной теме однополой любви. Фильм рассказывает о временах практикования традиции сюдо, которая практически регламентировала отношения между мужчинами определенного возраста и положения. Что-то похожее было в свое время в Греции, да и в других странах, а потому это не безумная придумка сценаристов, а история, базирующаяся на реальных фактах.
Из заметных лиц отметим тут Таданобу Асано (в главных и вторых ролях вы его видели в фильмах “Монгол”, “Тор” (все три фильма), “Затойчи”,”Молчание”, “Морской бой”) и самого Такеши Китано.
5. Гаспар Ноэ
Любовь 3D, Необратимость, Экстаз, Вход в пустоту
Провокатор, бунтарь и брутальный гений, Гаспар Ноэ просто не мог не использовать секс, эротику, эротичность, сексуальные фантазии и даже какой-то процент порно в своих картинах. Художественную ценность работ режиссера часто ставят под вопрос, но если вы не ханжа и не слишком слабонервны, то это вряд ли относится к вам. Потому что именно те зрители, у которых болевой порог слишком низок, обычно и высказывают презензии к его картинам. Остальные наслаждаются и формой, и содержанием – пусть порой это бывает и достаточно непросто с точки зрения тяжести просмотра.
“Любовь 3D” порадовала не только обилием секса на экране (часто вполне реального), но и увлекательной манерой рассказа о переживаниях обычной пары, стартовавшей с романтичной истории любви и закончившей жестокой циничной правдой повседневности и ошибок юности.
Любовь вдвоем, втроем, в свингерском клубе, на улице и вообще где и как угодно. И хотя суть картины не в этом, сложно сделать вид, что это не оказывает на зрителя никакого влияния.
“Необратимость” обычно упоминают в контексте одной-единственной сцены, забывая о том, что сам фильм стоит гораздо больше, чем тот эффект шока, который она производит.
Впрочем, винить за такой акцент сложно, ведь изнасилование героини Моники Беллуччи показано с травмирующей реалистичностью. Напомним, что и Венсан Кассель также присутствовал в этом фильме (и не только в качестве актера, но и продюсером).
“Экстаз” как наиболее свежий одурманивающий и вводящий в состояние транса фильм в карьере мастера также не обошелся без эротики и сексуальности, пронизывающей воздух.
А “Вход в пустоту” хоть и размышляет на тему смерти, жизни, реальности и того, как мы в ней существуем, наполнен сценами секса и обнажения. Таков Гаспар Ноэ – просто диалогов и красивых природных пейзажей для донесения своей мысли ему не хватает.
Несомненно, Ноэ не стоит называть режиссером эротического кино (тем более, что он в принципе не вписывается в рамки какого-либо жанра). Но и игнорировать эротическую составляющую в его фильмах также не получится.
4. Тинто Брасс
Калигула, Подглядывающий, Нарушая запреты, Паприка, Все леди делают это, Салон Китти
А вот Тинто Брасса однозначно стоит называть режиссером эротического кино. Более того, его даже вполне можно именовать королем этого жанра, пусть он и не на первом месте в нашем списке. И делать так стоит потому, что в отличие от многих других режиссеров подобного профиля, Брасс не только не стесняется той специфики в которой работает, но и гордится ей. Это не тайный эротоман, это абсолютно открытый, убежденный, фанатичный евангелист от эротики, который наслаждается жанром, просто купается в сексуальности своих актрис и того действа, которое он придумывает и ставит. Когда любишь свое дело, шансов на успех заметно больше. Но одной любви, разумеется, недостаточно – нужно понимать, как работает эротическое кино и уметь правильно его снимать. Тинто Брасс мог бы написать учебник по таким съемкам. Но он этого не сделал – он был занят любимым делом, на книгу времени не оставалось.
Первое, что многие мгновенно вспоминают, когда слышат имя Тинто Брасса – это фильм “Калигула”. Не будем оригинальничать, начнем с него же.
С этим фильмом связаны не только юношеские воспоминания нескольких поколений, но и заметная скандальность. Продюсер фильма Боб Гуччионе, он же издатель журнала “Penthouse”, на тот момент признанного в США порнографическим, вмонтировал без ведома режиссера и остальной команды сцены с несимулированным сексом. Иными словами, добавил в и без того достаточно смелый откровенный фильм фрагменты порно. Автор сценария Гор Видал изъял свое имя из титров, многие актеры были в шоке от финального монтажа, скандалов с прокатом было бесконечное множество. В итоге, потенциально очень серьезное и в отдельных моментах прорывное кино стало как минимум, спорным, а во многих случаях и попросту запрещенным (напомним, что интернета в 1979 году не было, и распространение картин при снятии с проката было достаточно затруднительным). Критики и зрители по сей день пытаются оценить ленту с учетом врезанных сцен и без него, ломая копья в попытке вычленить художественное среди эротического и порнографического. Кто знает, как повернулась бы карьера Брасса, если бы не такой скандальный эпизод.
В фильме “Подглядывающий” Брассу уже никто не мешал, да и с общественными нравами в 1994 году уже было попроще. Это не означает, что не было скандалов и осуждения, но их масштаб уже не приближался к былым временам съемок порно на базе жизнеописания римских императоров.
Фильм очень откровенный: помимо того, что вы неоднократно увидите и мужской член, и полностью обнаженное женское тело, вы также будете иметь возможность видеть сцены секса, вполне вероятно также не всегда симулированного. Однако в том и сила Тинто Брасса – это не порнография, это эротика, порой достигающая уровня поэзии.
Молодая пара знакомиться на почве специфического склада сексуальных предпочтений мужчины: он любит подглядывать. В том смысле, что он любит подглядывать за сценами эротического характера – секс, мастурбация, обнажение, переодевание. Вокруг пары их друзья и родственники, многие из которых также не святы, а потому сближение и взаимопонимание может наступить только после длительного болезненного процесса эволюции молодых людей.
Многие вещи смотрятся достаточно пошло, несмотря на всю виртуозность режиссера, но некоторые сцены сняты великолепно как с визуальной, так и с психологической точки зрения. Отдельно стоит восхититься взаимопониманием режиссера с актерами – сложно даже представить себе, что именно он говорил им, чтобы добиться желаемого на экране. Наверно, речь всегда шла о высоком искусстве и роли личности в нем.
Чтобы немного сбалансировать общую картниу по Брассу, вспомним о не лучшем примере его творчества (просто чтобы не создавалось впечатления, что это непризнанный Бунюэль и Бергман в одном флаконе) – “Нарушая запреты”. Любителям чисто визуальной стороны эротики тут есть на что посмотреть, но вот копнуть глубже точно не получится.
“Все леди делают это” – как вы понимаете, речь не о стирке и глажке. Фильм об измене, верности и отношениях.
Эта картина заметно более отягощена смыслом, чем все та же “Нарушая правила”, однако на шедевр не тянет.
Кстати, название заимствовано у оперы Моцарта.
“Салон Китти” получил заметно большую известность, чем стандартные эротические драмы Брасса, во многом за счет того, что тема секса и эротики раскрывается на фоне реальной истории времен нацистской Германии. Публичный дом в Берлине был местом утех высокопоставленных чинов, а в какой-то момент стал еще и инструментом сбора информации для шантажа неугодных с помощью аудиозаписи.
Но планы офицера СС Валленберга не осуществились так гладко, как ему бы хотелось: женщины узнают о коварном замысле и составляют контрплан.
Версия фильма с вырезанными сценами повышенной степени откровенности транслировалась не только на большинстве кинорынков Европы, но и по ТВ. И таким образом, “Салон Китти” стал первым большим прорывом для Тинто Брасса, эротомана, визуала, гедониста, провокатора и уверенного в себе эксцентричного художника.
3. Бернардо Бертолуччи
Мечтатели, Последнее танго в Париже, Ускользающая красота, Под покровом небес и другие
Бернардо Бертолуччи – признанный мастер и новатор, совсем недавно ушедший от нас. Жанры, в которых он работал менялись от семейной драмы до исторического опуса, но неизменно он переплетал психологию, социальные материи, отношенческие вещи с интимным миром человека или группы людей. Поскольку Бертолуччи по размаху таланта заметно ближе к своим итальянским коллегам средневековья – Микеланджело, Да Винчи, Ботичелли – то в его работах тема сексуальности, эротизма, интимности и даже извращений и прочих запретных материй подана куда более тонко и чувственно, чем в достаточно прямолинейном эротоманском подходе его соотечественника, стоящего в нашем списке на позицию ниже, Тинто Брасса.
С точки зрения провокации и запретных тем, первое, что приходит на ум – фильм “Последнее танго в Париже” и знаменитая сцена с маслом (кто смотрел, понимает, о чем речь, кто не смотрел – посмотрите, и не только из-за этой сцены). Скандальности добавило также то обстоятельство, что о масле, использованном в качестве лубриканта, Марию Шнайдер не предупредили. Это обнаружилось много лет спустя, после откровенного интервью актрисы, в котором она призналась, что чувствовала себя униженной и практически изнасилованной. Бертолуччи пошел на такой шаг в попытке добиться реалистичной реакции от Шнайдер. Реакцию мы все получили, но сливочного масла с тех пор актриса не ест, а Марлон Брандо около пятнадцати лет не общался с режиссером и зарекся сниматься в чем-то подобном.
Но Бертолуччи это совершенно не останавливало от продолжения исследования интимной сферы человеческой натуры. Снова Париж, снова фантазии и секс в квартире, только теперь участников трое и они моложе. А еще – Ева Грин. Разумеется, речь о фильме “Мечтатели”.
Но как и в случае с “Последним танго”, обнаженное тело и секс – лишь инструмент, а не самоцель.
Что не отменяет того факта, что обнаженного тела и секса очень много.
В еще одной работе о первом сексуальном опыте и попытках найти себя, “Ускользающая красота”, переплелись юность и опыт персонажей, американская культура и итальянские пейзажи, прошлое и настоящее и, разумеется, обнаженные тела мужчин и женщин.
Совсем еще молодая Лив Тайлер, Рэйчел Вайс, Джереми Айронс и Джозеф Файнс.
В фильме “Под покровом небес” были определенные дополнения по сравнению с первоисточником – книгой Пола Боулза. И этими дополнениями стали как раз эротические сцены между главными героями, о которых крайне нелестно отзывался писатель, недоумевая, зачем их в принципе использовали?
Но не думайте, что фильм эротический – это тяжелая трагедия, которую, впрочем, все равно стоит посмотреть.
2. Эдриан Лайн
Девять с половиной недель, Роковое влечение, Неверная, Непристойное предложение, Танец-вспышка, Лолита и многое другое
Порой кажется, что Эдриан Лайн снял все эротическое кино мира. Как и у Залмана Кинга, практически все его работы (за исключением, разве что, “Лестницы Якова”) – в чистом виде эротическое кино. Но что отличает Лайна от Залмана Кинга, это уровень художественности и культурной ценности его картин. Практически каждая – культовая для своего времени, обсуждаемая, интригующая, увлекающая. Судите сами:
“Девять с половиной недель”. Классика эротического кино, классика мелодрамы, культовые сцены с холодильником, стриптизом в светотени жалюзи, сексом в потоках дождевой воды, переодеванием Бейсингер в мужскую одежду, одна из самых памятных экранных пар – Микки Рурк и Ким Бейсингер.
“Роковое влечение”. К чему может привести супружеская измена, очень доходчиво нам показали на примере неудачной интрижки персонажа Майкла Дугласа. Гленн Клоуз многим мужчинам до сих пор снится по ночам (и совсем не из-за эротических фантазий о ней).
Еще немного об измене и ее последствиях от Дайан Лейн и Ричарда Гира. “Неверная”.
Ради того, чтобы получить Деми Мур, Роберт Редфорд делает Вуди Харрельсону “Непристойное предложение”. Один миллион долларов за ночь с его женой.
“Танец-вспышка” не содержал сцен секса, но что-то подсказывает, что многие зрители не раз его пересматривали не из-за непредсказуемых сюжетных твистов.
Несмотря на то, что картина достаточно простая по повествованию, сцены танца и тренировок поставлены с таким визуальным совершенством и чувственной сексуальностью, что в очередной раз понимаешь, что профессиональный режиссер и из банальной истории успеха сделает нечто большее и памятное.
“Лолита” – тест на виртуозность для режиссера эротического жанра. Тематика отношений взрослого мужчины и несовершеннолетней девушки – предмет слишком тонкий и чувствительный, очень легко скатиться в пошлость, а то и совершенно неприглядные вещи. Тест Эдриан Лайн, как вы понимаете, прошел на отлично.
И лишь одного режиссера эротического кино мы поставим выше.
1. Пол Верховен
Основной инстинкт, Она, Шоугёлз, Плоть и кровь, Турецкие наслаждения и другие
Потому что Пол Верховен – это уже не просто талант, трудолюбие, профессионализм или удачливость. Это гениальность.
“Основной инстинкт”. Прорыв начала 90-х и мнгновенная классика. Даже если бы Верховен не снял ничего после этого фильма, его творчество все равно изучали бы на любых кинокурсах.
Майкл Дуглас (который достаточно часто снимался в эротическом жанре, пусть и не в чистом виде, а в комбинации с триллером и детективом) и Шэрон Стоун сотворили чудо, заставив нас следить за ними два часа с затаенным дыханием.
Во втором фильме уже не было ни Дугласа, ни, что самое главное, Верховена. Результат ожидаем – пусть фильм и не самый слабый, до уровня первого ему чрезвычайно далеко.
Шэрон отчаянно старалась, но без Пола Верховена такую картину не вытянуть.
В “Шоугелз” обнаженного тела было еще больше (что неудивительно, учитывая то, что фильм про стриптиз и эротический балет), но успеха, соразмерного “Основному инстинкту” он не снискал. Фильм получил все “Золотые малины”, которые только возможно.
И все же, талант (точнее, гений) Верховена слишком силен: спустя пару десятилетий картина рассматривается как культовая, об отдельных сильных сторонах говорят и критики, и зрители, и другие режиссеры.
Возможно, было слишком много обнаженного тела, как для 90-х, а может просто мастер всегда идет впереди широких масс. И аудитория просто не была готова. А вот теперь она готова “Шоугелз” пересматривать – и не один раз.
Спустя много лет Верховен снова громко заявил о себе – в этом ему помогла еще один заслуженный ветеран кино, Изабель Юппер. Изнасилование и изменение внутреннего мира после него, помноженные на напряженные элементы триллера произвели очень сильный эффект на публику. Да и критики наградами не обделили. “Она”.
Верховен снимал не только эротические фильм (чего стоит, среди прочего, один из фильмов его голландского этапа карьеры – “Оранжевый солдат” с Рутгером Хауэром, а были еще и такие олдскульные шедевры жанра боевика как “Робокоп” и “Вспомнить все”). Именно поэтому мы хотели бы закончить эту подборку фильмом, в котором было немало секса, насилия и обнаженного тела, но изначально он все же условно исторический – средневековые приключения наемников и их поиски счастья в коварном и очень жестоком мире. “Плоть и кровь”.
Вновь Рутгер Хауэр, в роли предводителя наемников, движимых жаждой мести, и совсем еще молодая Дженнифер Джейсон Ли. Для тех, кто любит жесткое реалистичное историческое кино, Пол Верховен создал классическое полотно, актуальное на долгое время.
Читайте также:
10 лучших фильмов, замешанных на сексе
10 фильмов, в которых актеры занимались сексом по-настоящему
55 самых обсуждаемых обнаженных сцен в кино
120 самых сексуальных кадров в истории кино