kinowar.com

10 лучших ролей Джеймса МакЭвоя

 21.03.2021  Актори, Новини, ТОП

Следом за подборкой про десять ролей Киры Найтли публикуем подборку лучших ролей другого молодого и актуального британца (а если быть точнее, то шотландца), также избирательно подходящего к выбору проектов. Джеймс МакЭвой, партнер Киры по изысканной и претенциозной в хорошем смысле слова мелодраме «Искупление», носит не ярлык, но, скажем так, бирочку «хорошего мальчика». Однако иногда срывает ее и выдает шикарных, экстраординарных плохишей, выходя за все академические рамки.

Сплит (Split, 2016)

В этом психологическом триллере Шьямалана Джеймс МакЭвой сыграл маньяка с расщеплением личности, в котором теснятся целых двадцать три разношерстных персонажа, включая ребенка, женщину и… зверя. Здесь артист демонстрирует невероятный, умопомрачительный спектр кардинально отличающихся друг от друга образов. И что еще поразительнее, абсолютно в каждом он максимально убедителен. МакЭвой не переигрывает даже там, где нужно по-детски шепелявить, шаловливо торговаться, баловаться и робеть. А в женской ипостаси (игривой, но начисто лишенной манерности и жеманности) и вовсе смотрится как влитой, как созданный матерью-природой. И наконец его кульминационное перерождение, переход в стадию зверя, подлинного монстра, заставляет затаить дыхание и наблюдать метаморфозу с открытым ртом.

Грязь (Filth, 2013)

А здесь хороший мальчик идет ва-банк и меняет амплуа самым радикальным образом. В экранизации черного трагикомичного романа Ирвина Уэлша, автора культового «На игле», МакЭвой сыграл продажного и совершенно аморального, бесчестного эдинбургского полицейского, детектив-сержанта сыскной полиции, который намерен во что бы то ни стало продвинуться по карьерной лестнице и посему плетет в участке гнусные интриги, устраняя конкурентов. По возможности оставаясь в пределах комедии, актер с полной серьезностью и основательностью показывает самый край человеческого в человеке, превратившемся в законченную свинью, которая уже упала лицом в болото и шлак и которой осталось только смачно захрюкать.

Искупление (Atonement, 2007)

Здесь МакЭвою досталась роль, с одной стороны, влюбленного романтического героя, с другой – человека с трагической судьбой и не менее трагической любовью, несправедливо обвиненного в изнасиловании; человека с близким, возможным, но выхваченным из рук, украденным счастьем. Можно сказать, актер исполняет роль жертвы и обстоятельств; и детской обиды, глупости, клеветы или фантазии; и внезапно обрушившейся войны. МакЭвой играет мягко, почти что бархатисто, но в то же время не беззубо и не мученически. Его персонаж, не сильный и не слабый, а скорее не успевший полностью созреть и пожить, – молодой человек, которому повезло испытать взаимность от божественной девушки, но не повезло во всем остальном.

Атомная блондинка (Atomic Blonde, 2017)

В этом стильном шпионском триллере, разворачивающемся в Берлине перед падением стены, МакЭвой сыграл оперативника британской разведки Персиваля: грубоватого, хулиганского, стриженного под Шинейд О’Коннор, гоняющего по Западному Берлину на спорткаре Porsche 911. Фамилия его персонажа отсылает к рыцарям Круглого стола, но сам Персиваль – кто угодно, только не рыцарь. То ли двойной агент, то ли просто позер, пижон, выпендрежник. Шотландец МакЭвой с оглядкой на шотландца Шона Коннери сыграл отбившуюся от рук версию Джеймса Бонда с рейтингом R и сменой смокинга на брутальный гранж.

Последний король Шотландии (The Last King of Scotland, 2006)

А в этой исторической драме актер сыграл молодого шотландского врача, который, стремясь к приключениям, отправляется работать в Уганду, где близко знакомится с президентом Иди Амином (реальный угандийский диктатор, за роль которого Форест Уитакер удостоился премии «Оскар»). Доктор спасает президента от колик в животе и становится тому ближайшим другом и советником. Параллельно с тем, как меняется тон повествования от комедийного, заданного сценой спасительного пускания газов, до не просто драматичного, но шокирующего, жесточайшего, бесцензурно разоблачающего садизм и геноцид, меняется и протагонист в исполнении МакЭвоя, который поначалу выглядит наивным слепцом и чуточку нахлебником, охотно пользующимся привилегиями и благами, дарованными Амином, и не вникающим в неудобную правду, но затем таки прозревает, просыпается и отрезвляется и сам становится мишенью гнева тирана.

Заговорщица (The Conspirator, 2010)

Еще одна историческая драма, на сей раз от режиссера Роберта Редфорда. Фильм рассказывает о женщине (Робин Райт), которую обвинили в заговоре и убийстве Авраама Линкольна. МакЭвой сыграл ее адвоката. Его персонаж, молодой ветеран гражданской войны и начинающий юрист, проходит трансформацию от «адвоката дьявола» (сперва он твердо убежден в виновности своей клиентки и испытывает к ней негативные эмоции) до адвоката-гуманиста, намеренного положить все силы на то, чтобы обелить и спасти от смертной казни невиновную женщину.

Транс (Trance, 2013)

В динамичном, тонко и мудрено прописанном, визуально эффектном триллере-головоломке Дэнни Бойла, главном экшене в фильмографии Джеймса МакЭвоя, актеру досталась роль сотрудника аукционного дома, который похищает картину Франсиско Гойи стоимостью несколько десятков миллионов фунтов, во время ограбления получает удар по голове, а в себя приходит в кресле для пыток в окружении головорезов, стремящихся выпытать местонахождение полотна. Из-за амнезии герой не может вспомнить, куда именно спрятал трофей, и бандиты прибегают к помощи женщины-гипнотизера. Множество огорошивающих твистов, лабиринт сценарных ходов и ловушек, размытая грань между реальностью и суггестией… Здесь и события, и персонажи – не то и не те, кем кажутся. В этой работе МакЭвою довелось быть одновременно и хорошим, и плохим мальчиком.

Исчезновение Элеанор Ригби (The Disappearance of Eleanor Rigby, 2013-2014)

Это авторское эпичное исследование любви, утраты, боли, расставания, сближения и отдаления мужчины и женщины, которое можно назвать псевдодетективной супружеской драмой, в полном комплекте состоит из трех неразрывно связанных полнометражных фильмов: «Исчезновение Элеанор Ригби: Он», «Исчезновение Элеанор Ригби: Она» и «Исчезновение Элеанор Ригби: Они». В украинский прокат вышла только одна часть – «Они», хотя определенно это изыскание необходимо смотреть в сборе. Его и Ее играют МакЭвой и Джессика Честейн. И оба демонстрируют тонкую, глубокую психологическую игру. Можно сказать, режиссер Нед Бенсон снял свой вариант «Брачной истории», но только совсем без юмора и даже траги-юмора, с чуточку навязчивым, фундаментальным, но лишенным фальши и идущим от сердца драматизмом.

Люди Икс: Первый класс (X-Men: First Class, 2011)

Джеймс МакЭвой – не частый участник блокбастеров. Видимо, именно поэтому он и попал в перезагрузку супергеройской франшизы «Люди Икс», где на главные роли режиссер Мэттью Вон намеренно выбрал двух британцев (да, знаем, Фассбендер – ирландец, но не будем разводить политические распри), предпочитающих экшнам драмы, актуальных британцев современности, умных и породистых, которые стали бы достойной заменой британцам-ветеранам франшизы сэру Иэну Маккеллену и Патрику Стюарту. И действительно, МакЭвой и Фассбендер составили мощный, эмоциональный, харизматичный, силой драматической игры выходящий за рамки спандексного кинокомикса тандем. Антигеройскому обаянию своего коллеги МакЭвой противопоставил совершенную, безотносительную положительность, которую удалось донести без формализма, приторности и скуки, максимально красочно и от души.

А в душе я танцую (Inside I’m Dancing, 2004)

В этой ирландской драмеди о дружбе здоровой девушки и двух парней-инвалидов (у одного церебральный паралич, у другого – генетическая мышечная дистрофия) МакЭвой сыграл с детства прикованного к инвалидной коляске весельчака Рори. Да-да, весельчака, который принял свой недуг и научился получать от жизни кайф в доступном ему формате. Танцевать не ногами, но внутри. Молодой Джеймс МакЭвой, пребывающий на заре карьеры, подошел к работе ответственно, тщательно и деликатно. Он очень много общался с больными мышечной дистрофией и понял, что их основополагающий лайфстайл и базисная философия – жить так, чтобы их ни в коем случае не жалели. Это кредо он и вложил в своего персонажа.

Анастасия Лях

Коментарі