Сиквел – это продолжение фильма. Обычно сиквел снимают, если фильм стал успешным (в частности, коммерчески). Это, однако, вовсе не означает, что продолжение будет таким же хорошим, как и первый фильм. Напротив, чаще бывает так, что сиквел не только хуже предшественника, но и в целом очень паршив. Однако иногда чудеса все же случаются. В этом посте рассмотрим 10 таких случаев. Обращаем внимание – это список десяти лучших сиквелов, но это не означает, что эти сиквелы лучше первого фильма. Это означает, что они являются хорошим кино, даже если первый фильм сильнее.
Также отметим, что к сиквелам мы не относим вторую (третью, четвертую…) часть заранее придуманного произведения. Именно поэтому в наш список не попадут “Звездные войны”, “Крестный отец”, “Властелин колец”, “Гарри Поттер” и другие фильмы, которые либо поставлены по книге, разделенной на несколько частей (“Властелин”), либо по нескольким частям одной книги (“Поттер”), либо задуманы как трилогия изначально (“Звездные войны”, опять же – они были задуманы даже не как трилогия, а как шесть частей).
Также мы исключаем длинные серии – такие как бондиана, или старый “Стартрек” – фильмов в них слишком много, есть более сильные, есть более слабые. Это к предмету сегодняшней статьи не относится.
Теперь все формальности улажены – перейдем к списку. kinowar.com представляет 10 лучших сиквелов всех времен.
10. Индиана Джонс и Храм судьбы (Indiana Jones
and the Temple of Doom)/Индиана Джонс и последний крестовый поход (Indiana Jones and the Last Crusade)
Когда за продолжение берется Стивен Спилберг, можно быть спокойным (правда, это правило не сработало для четвертой части, забегая наперед). После успеха “Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега”, были сняты еще два фильма про похождения ученого-археолога, который при случае мог и погоню за нацистами организовать, и драке победить, и из оружия пострелять. Что неудивительно, учитывая, что его роль исполнил Харрисон Форд. Помимо трюков и погонь, успех серии про Индиану Джонса, пожалуй, завязан на хорошем юморе фильма. Поскольку во втором и третьем фильме от хороших шуток не отступили, то и они получились хороши.
Хороший сценарий (а ко второму и третьему фильму прилагал руку сам Джордж Лукас), выверенная постановка и стилистика от Спилберга – все три фильма смотрятся одинаково мощно, а в третьем присоединившийся Шон Коннери в роли отца Индианы добавляет изюминки, особенно по части тонкого юмора.
9. Двенадцать друзей Оушена (Ocean’s Twelve)/Тринадцать друзей Оушена (Ocean’s Thirteen)
Первый фильм (Одиннадцать друзей Оушена) – ремейк фильма 1960 года с Фрэнком Синатрой и его компанией друзей-актеров/певцов. Второй и третий – самостоятельные продолжения, снятые в той же легкой стилистике. Согласитесь, что несмотря на все перипетии фильма, вы все же не находитесь во взвинченном состоянии или в переживаниях. Фильм течет легко и приятно, то же происходит с его второй и третьей частью. А поскольку в них только добавляются как друзья Оушена, так и звезды Голливуда, то смотреть все интереснее. Во второй части добавились, среди прочих, Венсан Кассель, Кэтрин Зета-Джонс и Брюс Уиллис, а в третьей – сам Аль Пачино и Элен Баркин.
8. Крик 2 (Scream 2)/Крик 3 (Scream 3)
Спорно, но на наш взгляд, тот самый случай, когда продолжение превзошло первый фильм. Это еще более забавно потому, что в самом фильме “Крик 2” активно обсуждают, что продолжения всегда хуже оригинала (и кстати, именно из этого фильма мы взяли модель – исключили те случаи, когда продолжение является частью заранее задуманной или написанной саги, в фильме это проговаривают на примере “Крестного отца” и “Звездных войн”).
Уэс Крейвен (если кто-то не в курсе, именно он режиссер “Кошмаров на улице Вязов”) в кино очень давно, при этом о жанре триллера и ужастика он знает все досконально. Сила первого “Крика” и его продолжений именно в этом – Крейвен, зная все приемы построения сюжета и отдельных сцен в фильмах ужасов, играет со зрителем в постоянную игру: я вам расскажу о стереотипе из фильма ужасов, потом создам предпосылки для него именно в этой сцене, а потом заставлю вас гадать, оправдается он или нет? То же и с догадками по ходу фильма о том, кто выживет, и самое главное – кто убийца. Во второй части к обыгрыванию приемов ужастиков Крейвен добавил еще и обыгрывание стереотипов вокруг фильмов-продолжений, а в третьем фильме – вокруг завершения трилогий. Получилось очень вкусно. Рекомендуем к просмотру, если вы еще не смотрели – трилогия уже стала классикой фильмов ужасов и триллеров.
7. Безумный Макс 2: Воин дороги (Mad Max 2)
Попробуем и здесь заявить то же самое – продолжение сильнее оригинала. Тому есть логичное объяснение. Первый фильм больше построен на психологии, выстраивается картинка возникновения самого персонажа Безумного Макса, построения его характера. Действия при этом не так много. А вот во втором фильме динамики куда как поболее. Очень значимая часть фильма по длительности проходит в погоне. Сам образ героя Мела Гибсона уже более сформировавшийся, завершенный.
6. Чужие (Aliens)
Тут мы точно не будем говорить о том, какой фильм лучше, первый или второй, чтобы не встрять в холивар фанатов. Но отметим, что второй фильм однозначно хороший. Что неудивительно, учитывая, что как режиссер им занимался сам Джеймс Кэмерон.
Не думаем ничего плохого мы и про третий фильм, которым занимался такой перспективный на тот момент режиссер как Дэвид Финчер. И все же согласимся с мнением, что фильм хоть и хороший, но несколько иного порядка.
Что однозначно отличает продолжения восьмидесятых-девяностых от нынешней индустрии производства сиквелов – это время, прошедшее между выходом частей. “Чужой” вышел в 1979 году, “Чужие” – в 1986. Третий фильм вышел в 1992 году – по шесть-семь лет между фильмами! А в наше время “Новый Человек-паук” (полный перезапуск саги) вышел через пять лет после завершения предыдущей трилогии о старом “Человеке-пауке”. Второй фильм, соответственно, через полтора года.
Знаете, почему сейчас так делают? Потому что вы все ходите эти фильмы смотреть.
5. Ва-банк 2, или Ответный удар (Vabank II czyli riposta)
Для кого-то это будет достаточно неожиданный фильм в этой статье – польское кино восьмидесятых, вряд ли про него кто-то может многое рассказать. Но те, кто видели фильмы Юлиуша Махульского (а это не только “Ва-банк”, это еще и “Кингсайз”, “Дежа вю”, “Сексмиссия”), понимают, что это хорошее кино. И “Ва-банк” – лучшее у режиссера и сценариста. В первом фильме бывший медвежатник (специалист по вскрыванию сейфов) Хенрик Квинто выходит из тюрьмы и мстит бывшему соучастнику за смерть друга. Звучит очень мрачно, в голливудских фильмах это обычно означает стрельбу и реки крови. Но в “Ва-банке” все делается изящно и с тонким приятным юмором. Действие происходит в 30-х годах, а потому, в ритме эпохи, все происходит достаточно неторопливо, с шармом тех лет.
Второй фильм разворачивает действие – теперь месть направлена уже в сторону Квинто (не будем излагать детали, чтобы не спойлерить). Как ему и его другу Датчанину удастся разобраться с проблемами, и удастся ли это сделать – предмет замечательного ироничного детектива от польских кинематографистов. И это еще один случай, когда, несмотря на то, что первый фильм очень хорош, второй его превосходит.
4. Крепкий орешек 2 (Die Hard 2)
То же самое мы скажем и про “Крепкий орешек 2”. Казалось бы: Джон Маклейн (Брюс Уиллис) снова встрял в неприятности под Рождество, снова в зоне риска его жена, снова террористы, снова тупые копы, которые мешают, и хорошие копы, которые помогают. Как снять фильм лучше, чем предыдущий? Оказывается, можно. Великолепный сценарий, неожиданные повороты сюжета, трюки, которые этому сопутствуют, ну и сам Брюс Уиллис, конечно.
Третий фильм, в принципе, также можно было бы поместить в статью, он хорош и по-своему интересен. Кроме того, вызывает уважение такой уход от шаблона, как совершили в третьей части. Но все же по уровню он гораздо слабее первых двух. Как самостоятельное кино, он бы выглядел хорошим фильмом, но на фоне двух первых частей – теряется.
Про четвертую и пятую часть с грустью умолчим.
3. Терминатор 2: Судный день (Terminator 2: Judgment Day)
А вот это одно из лучших продолжений всех времен. Тут совершенно точно превзойден первый фильм, несмотря на то, что он ого-го. Семь лет между двумя частями – и это позволило не только придумать шикарный сценарий и вообще, концепцию происходящего, но и дождаться большого шага вперед от спецэффектов. И это не просто взрывы и разрушения, это то, что дало возможность Джеймсу Кэмерону создать уникальны персонаж, еще более ужасающий, чем терминатор из фильма первого – киборг из жидкого металла Т1000. Выход фильма произвел эффект разорвавшейся бомбы, особенно в подростковой и молодежной среде. Ничего подобного на тот момент зритель просто не видел. Ну а то, как закрутили интригу и как вписали во все повороты сюжета противостояние двух терминаторов, это, как говорят футбольные комментаторы, можно показывать в учебнике.
Третью часть, опять же, стыдливо опустим. Хотя какие на нее были надежды… впрочем, ладно, не будем об этом. Будем считать, что ее просто не было.
2. Назад в будущее 2, 3 (Back to the Future Part II, III)
Фантастическая работа Роберта Земекиса по созданию уникальной истории, которую во второй и третьей части можно развить с учетом всех нюансов такого сложного перемещения во времени. Отметим, что Земекис не только режиссер, но и сценарист, создатель фильмов. Недаром сам Спилберг в свое время называл его будущим кинематографа и не ошибся. В первом фильме профессор Эмметт Браун (Кристофер Ллойд) открывает способ путешествия во времени и отправляет своего друга Марти Макфлая (Майкл Дж. Фокс) в прошлое. В прошлом Марти должен разобраться со множеством вопросов, чтобы решить проблемы в будущем. Звучит сложно, но все выстроено очень строго: каждое обстоятельство, измененное в прошлом, влияет на детали будущего, а какие-то изменения носят критический или даже непоправимый характер. Земекис очень точно выстраивает каждую деталь и заостряет на этом внимание зрителя.
Но при этом, во второй и третьей части он умудряется наслоить еще несколько действий поверх того, что и так уже было накручено будь здоров. Марти попадает в будущее, там узнает о некоторых неприятных вещах и снова летит в прошлое. А в третьей части и вовсе попадает в далекое прошлое. При этом постоянно обыгрываются обстоятельства фильма первого и второго. И все это с должным юмором. Неудивительно, что при такой тщательной проработке сценария, при таком уровне выдумки, а также с такой классной актерской игрой, все три части стали хитами.
1. Темный рыцарь (The Dark Knight)
Об этом фильме можно писать бесконечно – столько там деталей и находок. Ограничимся лишь тем, что после выхода “Бэтмен: Начало” никто не ожидал от сиквела подобного эффекта. После просмотра первого фильма общее мнение было что-то вроде “да, очень неплохо, Нолан молодец, хорошо снял и манеру фильма поменял”. Второй фильм… не будем погружаться в воспоминания обо всех массовых рецензиях в интернете в тональности “ничего подобного я еще в своей жизни не видел” и о том, как на IMDb фильм стал лучшим в рейтинге, что вызвало массу споров и скандалов. Просто скажем, что это шикарное продолжение, оно многократно превзошло первый фильм по уровню, став при этом одним из лучших фильмов в истории.
Во многом, конечно же, благодаря образу Джокера, которого сыграл Хит Леджер.
Как видите, десятку хороших продолжений мы набрали, несмотря на все сомнения. Но хороших сиквелов больше. Вот несколько почетных упоминаний вне перечня десятки.
Голый пистолет 2½: Запах страха (The Naked Gun 2½: The Smell Of Fear)/Голый пистолет 33 ⅓: Последний выпад (Naked Gun 33 ⅓: The Final Insult)
Есть некоторый процент людей, который не любит фильмы трио Цукер-Абрахамс-Цукер. Это происходит из-за того, что в этих комедиях используется юмор абсурда, а некоторым людям в силу своего психологического склада сложно такие шутки воспринимать. Ломается система логики, возникают вопросы “как такое может быть”, “ну ведь должен же быть четкий сценарий” и прочее.
Но всем остальным людям компания этих веселых авторов и Лесли Нильсен подарили множество смешных комедий. Самыми известными, пожалуй, являются “Голый пистолет” и его продолжения. Объяснять, что происходит в этих фильмах – бессмысленно. Их надо смотреть и смеяться.
Смертельное оружие 2, 3 (Lethal Weapon 2, 3)
В фильмах-продолжениях очень многое завязано на интересных героях и актерах, их исполняющих. Иначе может не спасти даже хороший сценарий и режиссура. Мел Гибсон и Дэнни Гловер в роли полицейских-напарников составили сердце успеха фильмов о “Смертельном оружии”. Вечно подтрунивающие друг над другом, отчаянные в погонях и перестрелках, полностью отдающиеся работе. Молодой, заводной герой Гибсона, не упускающий случая подшутить над серьезным и ответственным старшим коллегой (Гловер). Вместе они сокрушают мафию и локальную, и международную: стреляют, дерутся, гоняются за ними на машинах и мотоциклах, проходят сквозь огонь, воду и пытки. Классические крепкие боевики – с хорошей дозой юмора разумеется. Можно только сказать спасибо Ричарду Доннеру – режиссеру, подарившему нам такой киноцикл.
Во второй части появляется Джо Пеши и показывает, что комедийных персонажей он играет не хуже, чем психованных мафиози. В третьей части к напарникам присоединяется Рене Руссо и тоже каши не портит.
В четвертой части для динамики добавляют Джета Ли, но, если честно, четвертая часть слабовата.
Люди Икс (X2)/Люди Икс: Последняя битва (X-Men: The Last Stand)
“Люди Икс” разрослись очень значительно, поскольку помимо трилогии про, собственно, мутантов, появились еще несколько фильмов про Росомаху, которые шли отдельным циклом; а после появился и приквел “Людей Икс”, к которому уже вышло продолжение и планируется еще одно.
Если коротко:
– трилогия “Люди Икс” – отлично
– фильмы про Росомаху – слабо, единственное спасение – Хью Джекмен на экране
– приквел и его продолжение (“Первый класс” и “Дни минувшего будущего”) – шикарно
Ждем следующих сиквелов и готовим статью-продолжение. Кто знает, может она превзойдет статью-оригинал.