Киноманам имя Акиры Куросавы известно. Все знают, что режиссер выдающийся, что фильмы его давно стали классикой и что он повлиял на развитие кино в целом, как впрямую, так и косвенно, вдохновив многих постановщиков на то, чтобы прийти в профессию. Тем не менее, многие, даже весьма опытные кинозрители, кроме “Семи самураев” толком ничего у мастера не смотрели.
Чтобы восполнить пробел, kinowar.com предлагает десять лучших фильмов Акиры Куросавы (по нашему скромному мнению).
10. Тень воина (Kagemusha) 1980
Золотая пальмовая ветвь Каннского фестиваля.
Мелкого воришку должны казнить. Но поскольку он исключительно похож на правителя Такэду Сингэна, его решают оставить в живых. Постепенно вживаясь в свою новую роль, изучая повадки великого воина, вдохновляющего своих подданных на подвиги, он начинает ощущать свою реальную связь с кланом. Вскоре шанс занять место правителя представляется по воле обстоятельств: Такэду смертельно ранят. Двойник должен выйти из тени…
Частично фильм основан на реальных событиях.
9. Рай и ад (Tengoku to jigoku) 1963
Детектив по роману Эда Макбейна “Выкуп Кинга” (кстати, Куросава очень часто экранизировал не японские (и не азиатские) произведения).
Преступники похитили сына бизнесмена с целью выкупа. Однако, они ошиблись. Похищенный ребенок – сын шофера бизнесмена. Теперь он стоит перед трудным выбором: заплатить выкуп за чужого сына или потратить деньги на свой бизнес. С точки зрения морали, выбор очевиден, однако и деньги на бизнес нужны не просто так. Если отдать их злоумышленникам, то вероятнее всего, придется столкнуться с банкротством.
Несмотря на то, что заметная часть фильма проходит в переговорах, действие захватывает зрителя и не отпускает уже до момента более динамичного повествования, в котором происходят поиски преступника.
Номинация на Золотой глобус и Золотого льва Венецианского фестиваля.
8. Плохие спят спокойно (Warui yatsu hodo yoku nemuru) 1960
Куросава неоднократно обращался к Шекспиру, как к источнику вдохновения. Это были как прямые постановки его трагедий (о чем еще будет рассказано ниже), так и сценарии, созданные по мотивам его произведений, с изменением сюжетных линий, посылов, а также времени и места действия.
Молодой человек решает отомстить за своего отца, который совершил самоубийство по принуждению вице-президента крупной корпорации. Если вам это смутно напоминает исходную точку шекспировского “Гамлета”, то вы абсолютно правы. Молодой человек, которого играет постоянный спутник Куросавы Тосиро Мифунэ, меняет имя, приходит в компанию на позицию секретаря, втирается в доверие к боссу и даже женится на его дочери. Постепенно большой босс начинает понимать, что его жизни угрожает опасность…
Это первый независимый фильм режиссера, который он поставил от собственной кинокомпании.
7. Три негодяя в скрытой крепости (Kakushi-toride no san-akunin) 1958
Также известен под названием “Скрытая крепость”.
Двое крестьян, бедных и не слишком удачливых, встречают генерала и принцессу. Королевскую семью свергли с трона, принцесса лишена прав и жизнь ее в опасности, а генерал (роль которого, по традиции играет Тосиро Мифунэ) пытается доставить ее в безопасное место. Крестьяне присоединяются к миссии, но не из благородства, а из-за того, что их очень привлекает груз золота, которое везут с собой генерал и принцесса. Теперь одним нужно его заполучить, а другим – добраться до безопасного места и использовать его для восстановления былых позиций.
Много говорилось о том, что сюжет фильма “Звездные войны” похож на это повествование (среди прочего, это отмечал и сам Джордж Лукас, крестьян он называл прообразами роботов R2-D2 и C-3PO, а генерала прототипом Оби-Вана Кеноби (с принцессой, надо полагать, также все ясно)).
Серебряный медведь Берлинского фестиваля за лучшую режиссуру.
6. Трон в крови (Kumonosu-jô) 1957
И снова Шекспир. Если вы читали “Макбет” или смотрели одноименный фильм с Майклом Фассбендером и Марион Котийяр, то вы понимаете, о чем эта лента Куросавы.
Для остальных же поясним, что жена доблестного воина (которого, разумеется, играет Тосиро Мифунэ), подбивает его захватить власть. Для этого нужно убить своего правителя, а после и многих других людей, в том числе самых близких и преданных, ведь пророчество говорит о том, что даже самый надежный друг может оказаться причиной твоей гибели. В результате, царство оказывается охвачено кошмарной бессмысленной войной…
5. Жить (Ikiru) 1952
Куросава снова черпает вдохновение в классической литературе, и на сей раз это уже не британская классика, а Лев Николаевич Толстой. Повесть “Смерть Ивана Ильича” перенесена в японскую действительность. Главную роль сыграл Такаси Симура, еще один постоянный спутник режиссера во многих его лучших работах.
Чиновник, начальник одного из отделов муниципалитета, узнает, что жить ему осталось не более года: рак желудка. Внезапно он понимает, что жизнь как-то незаметно прошла мимо. Родной сын его не любит и не ценит, на работе он провел 30 лет, не пропустив ни единого дня, но так ничего достойного и интересного сделать не успел. На следующий день он не выходит на работу, снимает все накопленные деньги со счета и уходит в ночь топить печали на дне стакана. А после возвращения чиновник старается сделать первое в своей жизни по-настоящему нужное дело…
4. Телохранитель (Yôjinbô) 1961
Хитрый самурай приходит в город, раздираемый на части двумя бандами. Чтобы победить обе, ронин (Тосиро Мифунэ, как вы уже поняли), сталкивает их лбами, а потом добивает остатки.
Ремейк этого фильма снял еще один великий режиссер – Серджио Леоне, завернув его в оболочку вестерна. Роль хитрого одиночки сыграл Клинт Иствуд, впервые выступивший на экране в качестве “человека без имени”. А назывался ремейк “За пригоршню долларов”. Однако не все так лучезарно: судебный иск Куросавы Леоне и его студия проиграли. Что, впрочем, не помешало этому вестерну стать легендарным.
“Телоохранителя” также наследовали и другие вестерны, то по сюжетной линии, то по характерам персонажей. “Джанго” от Серджо Корбуччи с Франко Неро в главной роли, а также еще один ремейк оригинальной истории и фильма с Иствудом – картина “Одиночка” с Брюсом Уиллисом режиссера Уолтера Хилла (не снискавшая, впрочем, особого успеха).
3. Расёмон (Rashômon) 1950
История убийства самурая и изнасилования его жены. Все было бы просто и даже банально, вот только одна и та же история рассказывается с четырех углов зрения. Разбойник, жена, самурай и дровосек представляют свою версию произошедшего. Для того времени прием был совершенно новым (да и в наше время все это смотрится весьма непредсказуемо и напряженно). Установить истину удается лишь в финале картины.
Куросава, по сути, впервые настолько громко заявил о себе (и о японском кино в целом), взяв массу наград, в том числе почетный Оскар за лучший фильм на иностранном языке и Золотого льва Венецианского фестиваля.
В роли разбойника Тосиро Мифунэ, в роли дровосека Такаси Симура.
2. Ран (Ran) 1985
Это еще одна экранизация Шекспира. И это чуть ли не единственный заметный фильм Куросавы, в котором не снимается Тосиро Мифунэ.
Старый король делит свое царство между сыновьями (действие, разумеется, происходит в Японии, поэтому трагедия Шекспира заметно адаптирована; также частично сценарий базируется на японских легендах XV века). Вместо того, чтобы править сообща и укреплять свои позиции, сыновья, часто подбиваемые женами, ссорятся и в итоге идут войной друг на друга. Из сильного царства наследие мудрого короля почти мгновенно превращается в пылающее беспорядочное пожарище междоусобной войны.
1. Семь самураев (Shichinin no samurai) 1954
Вряд ли мы могли закончить другим фильмом. Вы все о нем слышали (правда, не так много зрителей его видело). Несколько больше киноманов видело фильм “Великолепная семерка” 1960 года со Стивом Маккуином, Чарльзом Бронсоном, Джеймсом Коберном, Илаем Уоллаком и Юлом Бриннером, который является ремейком картины Акиры Куросавы. Соответственно, одноименный фильм уже 2016 года также является ремейком японской ленты.
“Семь самураев” получили две номинации на Оскар и серебряного льва Венецианского фестиваля, этот фильм находится на двадцатой позиции в топ-250 фильмов по версии IMDb, но самое главное, он оказал огромное влияние на развитие кино. Сценарная и режиссерская работа, постановка кадров, то, как составляется действие на экране, характеры героев, все это вдохновляло актеров и режиссеров десятилетиями и продолжает находить последователей и в наше время. А самое интересное, что при этом фильм является не высоколобым артхаусом, а захватывающим боевиком. Акира Куросава говорил в свое время, что необходимо снимать кино таким образом, чтобы цеплять наиболее вдумчивую аудиторию, тех, кто разбирается в искусстве, но при этом оставаться интересными и для самого обычного зрителя, который пришел в кинотеатр отдохнуть и развлечься. Разве вы можем не согласиться с великим мастером?
Маленькую деревушку постоянно атакуют бандиты. Чтобы дать отпор банде, местные крестьяне нанимают семь безработных самураев. Мотивы каждого из воинов присоединиться к отряду индивидуальны, но при этом у жителей деревни денег для достойной оплаты рискованной работы практически нет…
Читайте также: