kinowar.com

11 режиссеров-рекордсменов «Оскара»

 24.04.2021  Новини, Оскар, ТОП

В преддверии 93-й церемонии «Оскар» вслед за фильмами-рекордсменами вспоминаем режиссеров, получивших наибольшее количество заветных (впрочем, не для каждого) статуэток.

Уолт Дисней (26 статуэток)

Далеко позади всех конкурентов оставил величайший голливудский мультипликатор Уолт Дисней, абсолютный оскаровский рекордсмен, собравший за карьеру целых 26 статуэток. Все награды Дисней получил в качестве продюсера, причем не только за анимацию, но также за игровые и документальные проекты. Первый «Оскар» достался ему в 1932 году за короткометражный мультфильм «Цветы и деревья». Затем Дисней получал по статуэтке едва ли не каждый год вплоть до самой кончины (в особенности выделился 1954-й, когда триумфатор уехал домой с четырьмя золотыми человечками за раз). Последний «Оскар» был присужден ему в 1969 году, уже посмертно, за короткометражную анимацию «Винни-Пух и день забот». Среди трофеев Уолта Диснея было и несколько почетных «Оскаров», в частности за создание персонажа Микки Мауса и за мультфильм «Белоснежка и семь гномов» с припиской «за выдающееся новаторство в области кино, очаровавшее миллионы зрителей и положившее начало новому, великому направлению в мультипликации» (при этом киноакадемики шуточно вручили Диснею одну статуэтку обычного размера и семь уменьшенных копий).

Билли Уайлдер (7 статуэток)

Легендарный режиссер и сценарист Билли Уайлдер, икона золотого века, снявший более шестидесяти картин за полувековую карьеру, создатель классических нуаров и детективов, а также комедий и ромкомов, постановщик «Двойной страховки», «Бульвара Сансет», «Сабрины», «Свидетеля обвинения», «Квартиры», вневременного комедийно-музыкального хита «В джазе только девушки», а также более поздней драмы-загадки «Федора»…, является обладателем семи наград Американской киноакадемии. Два «Оскара» Уайлдеру принес «Потерянный уикенд» (за режиссуру и сценарий), один – «Бульвар Сансет» (за оригинальный сценарий), целых три – романтическая трагикомедия «Квартира» (лучшие фильм, режиссура и сценарий), а в конце 80-х, когда Уайлдер уже несколько лет как перестал снимать, он удостоился почетной премии «за высокое качество общего творческого вклада в кино».

Фрэнсис Форд Коппола (6 статуэток)

Создатель культовой криминальной трилогии «Крестный отец» и эпичной антивоенной драмы «Апокалипсис сегодня» первый свой «Оскар» получил в 1970 году за сценарий к военно-армейскому драматическому байопику «Паттон», режиссером которого Коппола не был. Затем вышел первый «Крестный отец», принесший две статуэтки (лучшие фильм и адаптированный сценарий). Сиквел мафиозной саги оказался еще более успешным: три статуэтки за лучшие фильм, режиссуру и адаптированный сценарий. А вот «Апокалипсис сегодня», несмотря на каннскую «Золотую пальмовую ветвь» и множественные номинации, не принес Копполе ни одного «Оскара», что кажется диким, но факт. Как и третья часть «Крестного отца».

Алехандро Гонсалес Иньярриту (5 статуэток)

Мексиканский мэтр начал режиссерскую карьеру с громкого провокационного дебюта «Сука любовь» и сразу попал на международную арену и кинофестивали класса А. На его счету на сегодняшний день всего лишь шесть полнометражных картин: помимо дебюта это драмы «21 грамм», «Вавилон», «Бьютифул», «Бердмен», а также вестерн «Выживший». Все шесть фильмов участвовали в оскаровской гонке (правда, «21 грамм» ограничился актерскими номинациями). Заветную статуэтку Иньярриту принесли две последние работы: трижды «Бердмен» (за лучшие фильм, режиссуру и оригинальный сценарий) и единожды «Выживший» (за режиссуру). Причем постановщик был назван лучшим режиссером два года подряд, что ранее удалось лишь Джону Форду и Джозефу Манкевичу. В 2017 году Алехандро Гонсалес Иньярриту был удостоен почетной статуэтки «за особые достижения».

Альфонсо Куарон (5 статуэток)

Земляк предыдущего рекордсмена Альфонсо Куарон дебютировал на родине комедией «Любовь во время истерии», которая стала в Мексике большим хитом и проложила молодому режиссеру путь в Голливуд. После работы над неонуарным сериалом-антологией «Падшие ангелы» в компании Содерберга, Богдановича и Хэнкса Альфонсо Куарон экранизировал классические английские романы «Маленькая принцесса» и «Большие надежды» на современный лад. А затем вернулся на родину, чтобы снять еще один хит – роуд-муви «И твою маму тоже». В нулевых мексиканский мувимейкер приобщился к сверхпопулярной фэнтезийной франшизе о Гарри Поттере, сняв лучшую ее часть – «Узника Азкабана». Суровая антиутопия «Дитя человеческое» продемонстрировала еще одну грань режиссерского таланта Куарона. Как и трехмерный камерный космический триллер-метафора «Гравитация» (статуэтки за режиссуру и монтаж). И наконец в 2018-м постановщик вновь вернулся в Мексику, чтобы выпустить очень личную артхаусную черно-белую драму «Рома», которая принесла ему еще три «Оскара»: за режиссуру, лучший фильм на иностранном языке и операторскую работу.

Федерико Феллини (5 статуэток)

Великий Феллини, один из китов итальянского неореализма, так ни разу и не получил «Оскар» в режиссерской номинации. Но его картины четырежды становились лучшими в иностранной категории: «Дорога» в 1957-м, «Ночи Кабирии» в 1958-м (два года подряд), «Восемь с половиной» в 1964-м и «Амаркорд» в 1976-м (да, еще одна дикость: «Сладкая жизнь» получила «Золотую пальмовую ветвь», но не получила «Оскар», то есть получила лишь за дизайн костюмов). В 1993 году Федерико Феллини был удостоен почетной статуэтки на вручении Американской киноакадемии, а в конце того же года мэтр ушел из жизни.

Клинт Иствуд (5 статуэток)

Плодотворный Иствуд, ветеран и актерства, и режиссуры, икона спагетти-вестернов, которому сегодня девяносто лет, но он продолжает снимать и сниматься, получил первый «Оскар» в 1993 году за вестерн «Непрощенный», где выступил и постановщиком, и исполнителем главной роли, и в обеих категориях был номинирован. «Непрощенный» победил как лучший фильм года и как лучшая режиссерская работа. Спустя два года киноакадемики вручили Иствуду почетную награду за продюсерский вклад. Впоследствии номинации на золотого человечка режиссеру принесли фильмы «Таинственная река», «Малышка на миллион», «Письма с Иводзимы» и «Американский снайпер», но лишь боксерская драма с Хилари Суонк выхватила победу: две статуэтки за лучшие фильм и режиссуру.

Джон Форд (4 статуэтки)

Маэстро классического американского вестерна, главный поэт Дикого Запада Джон Форд начал снимать в немую эпоху, а закончил в конце 1960-х (собственно, тогда-то, с его уходом, и сам жанр вестерна ушел в закат). Последний фильм Форда, «Семь женщин», вышел на экраны в 1966 году и был его шестьдесят шестой по счету работой. В нашем рейтинге постановщик занимает аж восьмую строку, но в действительности, если говорить о режиссерских оскаровских рекордах, Джон Форд должен стоять на первой позиции. Все его четыре оскаровские статуэтки – это награды за лучшую режиссуру (картины «Осведомитель», «Гроздья гнева», «Как зелена была моя долина» и «Тихий человек»), и он – единственный режиссер в истории, обладающий четырьмя режиссерскими «Оскарами».

Вуди Аллен (4 статуэтки)

А вот щуплый нью-йоркский еврей-очкарик, плодовитый виртуоз интеллектуальной американской комедии (которого Европа обожает даже больше, чем родные Штаты), «Оскар» за режиссуру получил лишь единожды, остальные три статуэтки достались Аллену за оригинальные сценарии (но на церемонию за трофеями упрямый эксцентрик ни разу не приезжал). Самым титулованным фильмом в карьере слишком остроумного, слишком рефлексирующего нью-йоркского драматурга является стильный, умный, всецело самоироничный ромком 1977-го «Энни Холл», победивший и в режиссерской, и в сценарной категориях (и за этот же фильм Вуди Аллен первый и последний раз в своей жизни номинировался как лучший актер). Еще два человечка достались старомодному цинику-лирику за сценарии драмы «Ханна и ее сестры» и романтического фэнтези «Полночь в Париже».

Братья Коэн (по 4 статуэтки у каждого)

Как и Вуди Аллен, братья Джоэл и Итан Коэны чаще номинировались за свою сценарную работу, а не за режиссуру. Первый «Оскар» в 1997 году, за лучший оригинальный сценарий, им принес эксцентричный сказ о череде кровавых смертей в морозной заснеженной Миннесоте «Фарго» с бесподобным актерским исполнением Фрэнсис МакДорманд, жены Джоэла. И хотя Коэны в первую очередь известны как создатели криминальных комедий, черных комедий, абсурдистских комедий, фарсовых комедий и даже сюрреалистичных комедий, наибольший триумф им принесла драма: три статуэтки в 2008 году заработал жесткий (но и, впрочем, чуть-чуть гротескный) вестерн-триллер «Старикам тут не место».

Ингмар Бергман (4 статуэтки)

Шведский мэтр Ингмар Бергман, безусловный гений сложного, философского авторского кино, эдакий скандинавский побратим советского арт-кита Тарковского, конечно же, куда больше отметился на европейских кинофестивалях, чем в среде голливудских академиков. Тем не менее он девять раз номинировался на «священную» позолоченную фигурку. Трижды его картины побеждали. Все три раза в категориях «лучший фильм на иностранном языке»: в 1961 году «Девичий источник», в 1962-м «Сквозь тусклое стекло» (два года подряд, как и в случае с Феллини), а в 1984-м семейная драма в пяти актах «Фанни и Александр». В 1971 году Ингмар Бергман удостоился от американских киноакадемиков почетной награды за вклад. «Седьмая печать» и «Персона», две наиболее значимые работы в фильмографии Бергмана, на «Оскаре» представлены не были.

Анастасия Лях

Коментарі