Если вы смотрите много кинофильмов, то у вас наверняка не раз случалась ситуация, когда вы возвращались домой (или вставали с дивана) и говорили себе: “Что я только что посмотрел?”. При этом внутри себя вы понимали, что фильм вам очень понравился, но вопросов стало значительно больше, чем ответов. Интереснее всего, что ответы на эти вопросы было совсем непросто найти. Иногда из-за того, что ответы на них были сокрыты в глубоком смысле картины, творчески спрятанном в многочисленных образах, звуковых эффектах или же известных только автору метафорах. Порой из-за того, что фильм предполагает собой несколько частей, которые будут досняты только в том случае, если на данную картину пойдет зритель. А иногда и потому, что автор не привык изъяснятся сюжетом, а пытается передать настроение и внутренние переживания понятным для него способом. Особенно непросто, когда автор умудряется совместить всё это вместе.
Также, мы совсем не исключаем того, что хитрый автор мог таинственно посмотреть в даль, прищуриться и подумать: “А что если я сделаю много таких штук, которые ничего не значат, а все подумают, что это глубокий смысл? Отличная идея!”. Что ж, порой зрителю нужны не только ответы, но и неразгаданные загадки, чтобы было чем занять себя на досуге.
Итак, kinowar.com представляет 12 самых непонятных фильмов.
1. Облачный атлас (Cloud Atlas) 2012
После просмотра данной картины практически все зрители разделились на два лагеря: тех, кто говорил, что фильм гениален, а также тех, кто говорил, что фильм слишком заумный, а порой и вовсе непонятный. При этом каждый, кто говорил, что фильм гениален, соглашался с тем, что скорее всего картину придется посмотреть еще один раз, для того, чтобы уточнить некоторые моменты. Тем, кто не готовился к просмотру за ранее, стало известно, что фильм является экранизацией книги с одноименным названием, а значит тем, кто чего-то не понял, можно было еще прочесть печатную версию. Это, конечно, расставляло некоторые точки над “i”, но окончательных ответов не давало. Автор книги, Дэвид Митчелл, при этом говорил, что фильм является хорошим переложением его произведения и, что он согласен с тем, как режиссеры передали то, что он хотел сказать.
Дополнительные сложности в процесс осознания фильма внес тот факт, что у него, по сути, три режиссера. Таким образом зритель видит головоломку, собранную не только из сложных сплетений и историй, но и созданную разными людьми под другим углом. Сестра и брат Вачовски (а тогда это было именно так) снимали сцены из будущего и 19-го века, в то время как Тыквер снимал наше время и 20-ый век. Конечно, есть уже много материалов, кроме самой книги, которые поясняют “Облачный атлас”, говоря о его сложной структуре, как о высоком уровне киномастерства. Спорить с ними не будем, но признаем, что невыясненные и непонятые моменты все же сохранились даже после немалого количества просмотров.
2. Пила (все части)
Совсем неслучайный гость в этой подборке. Невероятно страшный хоррор получился именно таким во многом благодаря своей запутанности. Зритель не только испытывает свои нервы на прочность, борясь со страхами увечий, уколов, крови, внутренностей, порезов, темноты, замкнутого пространства, воды и прочего, но и мучается от безысходности. Прием успешен во многом за счет того, что смотрящий не знает, что произойдет, когда и, самое главное, почему. Нелинейный сюжет, с хитросплетениями и персонажами из разных частей с дополняемой от серии к серии мотивацией породил существенную запутанность, которая идет только на руку всей серии фильмов. Не ожидая в казалось бы уже решенной ситуации очередного поворота, зритель понимает, что смерть неизбежна и не спасется по итогу никто.
Кстати, в интернете особой популярностью пользуются статьи, в которых линейно объясняется весь фильм, для тех, кто все же попытался дойти до сути происходящего и не сломать себе голову.
3. Прометей (Prometheus) 2012
Вся серия фильмов “Чужой” была достаточно простой. Конечно, сценарий не был ясен до появления каждого нового фильма или очевидным с первых кадров, но структура была достаточно логичной: прилетаем (просыпаемся, возрождаемся), сталкиваемся с проблемой, решаем. Структура картины “Прометей”, которая является приквелом к событиям в оригинальной серии, не то чтобы замысловата, но она оставила такое количество вопросов по поводу мистических персонажей, что часть фильма попросту неясна. Кто эти лысые ребята? Мы произошли от них, или что хочет сказать этим автор? Откуда они взялись, в чем мотивация их желания заселить планету Чужими? Откуда они сами их взяли? Если они были такими умными, то почему пострадали? И самое главное, если они такие умные, то почему у них не было запасного плана?
Вторая часть ответила на большинство этих вопросов, породив еще большее количество новых. Зритель гадает и придумывает Вселенную за авторов, стараясь понять, куда повернется сюжет в третьей части приквела.
4. 12 обезьян (12 Monkeys) 1995 и почти весь Терри Гиллиам (“Страх и ненависть в Лас-Вегасе”, “Бразилия”, “Теорема Зеро” и другие)
Терри Гиллиам – мастер неизведанного, мистического и необычного. Человек, который непосредственно работал со всей группой “Монти Пайтон”, создавая самые безумные мультипликационные заставки для скетчей комедийной группы. Практически каждая его картина – обязательный фестиваль абсурда с ироническим смыслом. Не обязательно понимать все, что происходит в его кино. Хоть каждый из образов в фильме существует по определенной причине, часто эта причина иррациональна, т.е. не обязательно привязана к смыслу или несет какое-то тайное послание. Стоит признать, что фантазии автора можно позавидовать.
Кто-то скажет, что здоровый и трезвый человек не может так мыслить. Но кто тут определяет, что такое нормальность?
5. Револьвер (Revolver) 2005
Гай Ричи умеет снимать хорошее динамичное кино, которое так приятно пересматривать по несколько раз. Его фирменный стиль – это всегда беспроигрышный вариант для вечернего просмотра или похода в кинотеатр в приятной компании.
Все бы ничего, но есть у него один фильм, который существенно выделяется. “Револьвер” не попадает в обойму стандартных картин Ричи, хоть и имеет его характерный почерк. История гангстера, который застрял в самом себе в результате чрезмерной ментальной деятельности, оставляет много вопросов. Если вспоминать первый просмотр в кинотеатре, то в какой-то момент в зале кто-то измученно закричал: “Да что он несет?!”. Этот фильм – один из тех случаев, когда ты пытаешься допустить, что на самом деле происходит, но не уверен прав ли ты. А еще не уверен, что это на самом деле имел в виду автор, а не ты придумал сам, пытаясь оправдать происходящее.
6. Солярис 1972
Один из лучших фильмов советского периода по нашему скромному мнению. “Солярис” непонятен, но ровно в той мере, в какой человек не готов думать. Прекрасная философская картина, выточенная и доведенная до совершенства рукой мастера. Что же все таки непонятного?
Если сильно не вдумываться, то для многих практически все: события, мотивация, причинно-следственные связи и скрипучая музыка Артемьева. С другой стороны, если вы готовы к серьезному кино, то этот фильм оставит неизгладимое впечатление. И вам обязательно понравятся и события, и мотивация, и причинно-следственные связи и, конечно же, скрипучая музыка Артемьева.
7. Трудно быть богом (Алексей Герман, 2013 год)
Этот фильм достаточно долго ждали. Первая идея снимать появилась еще в 1968 году, но из-за событий в Чехии съемки пришлось отменить. В следующий раз к ним приступили уже в 1999 году, проработав в итоге до самой смерти режиссера. Возможно, постоянные проблемы со здоровьем, предчувствие автором своей скорой смерти, а может просто эстетическое желание режиссера показать грязь, кишки и дерьмо, влияет на полное отрешение у смотрящего. И дело тут во многих вещах: сюжет достаточно сложно сшит из кусков непонятно чего, неся в себе исключительно эстетику дерьма, насилия и внутренностей. Наличие в кадре большого количества деталей интерьера, утвари, оформления Средневековья запутывает и вызывает отвращение, не позволяя полноценно понять и без того непростые диалоги. В итоге, посмотрев эту картину, и не зная, о чем писали братья Стругацкие, вы, возможно, поймете лишь то, что кое-где было изрядно насрано.
8. Донни Дарко (Donnie Darko) 2001
Просто не всегда легко понять что-то, где есть существо в костюме огромного кролика, с улыбкой дьявола, падающие с неба двигатели, переходящие дорогу сумасшедшие старушки, аварии, катаклизмы, путешествия во времени (или нет), переплетение пространства-времени (или нет) и все это с таинственным выражением лица Джейка Джилленхола. Один из самых сумасшедших фильмов, который приятно смотреть, даже не всегда понимая, что здесь и зачем.
9. Заводной апельсин (A Clockwork Orange) 1971
Нельзя просто так взять и не полюбить фильм “Заводной апельсин”. Если в вашей жизни не хватает старого доброго ультранасилия, то не будет лишним в очередной раз пересмотреть этот шедевр Стэнли Кубрика. Если вы собираетесь на вечеринку, где планируется драка или чего хуже, не забудьте пересмотреть фильм “Заводной апельсин”. На худой конец, если вы праворадикальный молодчик, который всегда хотел понять, как избавиться от своей привычки лупить прохожих, то вам бесспорно необходимо пересмотреть это подробное пособие по странным вещам.
10. Обед нагишом (Голый завтрак, Нагой обед) (Naked Lunch) 1991
Книгу “Обед нагишом” Уильяма Берроуза заслуженно считают классикой мировой литературы, во многом потому что она изменила отношение к тому, о чем можно писать. Фильм, который был снят по этой книге, решил сильно не отставать и именно поэтому там тоже ничего не понятно. Мы не будем пересказывать все детали, чтобы не портить впечатление любителям бессвязных сюжетов, скажем лишь, что нам бы тоже хотелось иметь возможность получать регулярные советы и рекомендации от жуков-клавиатур.
11. Твин Пикс (Twin Peaks) 2017
Новый сезон “Твин Пикс” побил все рекорды по неопонятности и псевдоинтеллектуальности. Вычурность Линча достигла тех размеров, когда она уже может восприниматься в качестве самостоятельного искусства. Многосерийная нарезка из часто несвязанных между собой эпизодов, которая оканчивается так, что хочется крикнуть “Да какого же черта!?”. Настоящие ценители тонкого искусства плавленного киносырка должны обязательно включить третий сезон “Твин Пикс” в свой вотч лист.
12. Лобстер (The Lobster) 2015
Грек Йоргос Лантимос снял один из лучших фильмов 2015 года. Поймал свою волну – и не собирается останавливаться. Режиссеру нравятся небанальные сюжеты с неочевидными развязками (и не только развязками – все течение фильма совершенно не вкладывается в рамки стандартных шаблонов современного кино). Именно поэтому Лантимос так заметно и выделился.
Сама концепция мира в картине очень нетривиальна. Но когда вы уже, казалось бы, приняли правила игры и сориентировались в происходящем на экране, каждое следующее происшествие выбивает у вас почву из-под ног. Чистое наслаждение от просмотра, но многое совершенно непонятно. От чего хочется пересматривать и обдумывать заново не единожды.
“Лобстер” настолько многослойный и запутанный, что следующий фильм режиссера “Убийство священного оленя” на его фоне смотрится простым и линейным.
Читайте также:
10 фильмов, полностью состоящих из разговоров