Путешествия во времени – давняя мечта человечества, многократно отображенная в кино в самых разных формах. В эту подборку мы включили и научную фантастику, и триллеры, и комедии – серьезных ограничений по жанрам не вводили. Главное, чтобы фильм был интересным и значимую (или важную) его часть занимали перемещения во времени.
Итак, kinowar.com представляет 20 лучших фильмов о путешествиях во времени, ранжированные от худшего к лучшему.
20. Звездный путь (Star Trek) 2009
“Стар Трек” не про путешествия во времени, если говорить в целом, да и фильмов в серии было очень много за несколько десятилетий существования франшизы. Вероятно, именно за счет столь длительного пребывания в эфире обойти вопрос перемещения во времени было практически нереально. В итоге, в последнем (на текущий момент) перезапуске молодой Спок (Закари Куинто) встречает старого Спока (самого себя в будущем), которого играет Леонард Нимой, исполнявший роль молодого Спока в оригинальной франшизе. Звучит запутанно? Примерно так выглядят многие фильмы с использованием перемещения во времени.
19. Бойфренд из будущего (About Time) 2013
Интересный концепт перемещения во времени: способность вернуться в те моменты воспоминаний, которые ты переживал. Она передается по наследству по мужской линии в семье главного героя (Донал Глисон). Он решает подправить дела по любовной линии, применяя свой уникальный дар…
Удачное сочетание комедии и фантастической оболочки с Биллом Найи, Рэйчел Макадамс, Марго Робби, Ванессой Кирби и Томом Холландом в главных ролях.
18. Невероятные приключения Билла и Теда (Bill & Ted’s Excellent Adventure) 1989
Сложно сказать, почему некоторые фильмы становятся культовыми, особенно если речь идет о комедиях. Где грань между слегка придурковатым, но смешным юмором и пошлостью, например? Совершенно не поддается определению. То ли дело в наличии Киану Ривза (пусть еще совсем молодого, но харизму куда денешь), то ли в кратком, но эффективном присутствии Джорджа Карлина, то ли в том, что в свое время эта легкая лента на грани комедии и фантастики (но больше комедии, конечно же), что называется, попала в нерв ожидания аудитории, но так или иначе, теперь это классика. Для которой было снято продолжение, а теперь, спустя тридцать лет, снято и заключение трилогии.
17. Счастливого дня смерти (Happy Death Day) 2017
Если скрестить “День сурка” и “Крик”, получится очень симпатичная молодежная комедия-триллер о том, как девушку снова и снова убивают в студенческом общежитии, а она каждый раз просыпается утром того самого дня смерти, чтобы в итоге понять, кто убийца. Да, немало вторичных идей – но как по-другому, если все истории уже давно написаны. Вышло динамично, свежо и смешно. Настолько, что все это привело к сиквелу.
16. Детонатор (Primer) 2004
Этот культовый уже фильм снят всего за 8 тысяч долларов. Друзья и родные в качестве актеров и съемочной группы, а режиссер и автор сценария Шейн Кэррут выступил также продюсером и композитором (и сыграл главную роль). Несмотря на это и несмотря на то, что технические аспекты путешествий во времени не объяснялись простым, доступным для понимания зрителем языком, успех в среде людей, которым нравится интеллектуальное кино, неоспорим.
Когда ты открываешь способ перемещаться во времени, у тебя возникает масса сопутствующих вопросов и моральных дилемм. Даже если ты ученый, решить их не так просто…
15. Патруль времени (Predestination) 2013
Фантастический фильм по Роберту Хайнлайну – это всегда заявка на успех. Один из самых авторитетных авторов в сфере научной фантастики написал рассказ “Все вы зомби”, который разбирает парадокс предопределения (или, проще говоря, причинно-следственную петлю).
Бюро Времени борется с преступлениями, предотвращая их совершение. Временной агент перемещается во времени, чтобы найти того, кто должен совершить злодеяние, а заодно и остановить сам замысел. Есть только один преступник, с которым он не может справиться – Пшик-Подрывник, террорист, специализирующийся на бомбах. Для его поимки главный герой отправляется в прошлое…
14. Петля времени (Looper) 2012
И снова причинно-следственная петля. Главный герой работает киллером, жертвы для которого сбрасываются в определенное место и время – ему лишь остается нажать на курок. И вот однажды из будущего ему сбрасывают… самого себя, более возрастного. Выполнять ли задание? И если нет – к чему это приведет?
Джозеф Гордон-Левитт в старости будет выглядеть как Брюс Уиллис (по крайней мере, согласно видению авторов картины).
13. Дежавю (Déjà Vu) 2006
Дензел Вашингтон может спасти жертву взрыва, которая дорога ему лично, и найти виновника гибели 543 человек, если верно распорядится экспериментальными технологиями. Но трезво мыслить ему мешает одержимость именно этой одной особой жертвой. А потому изменение прошлого для предотвращения терракта становится значимой моральной дилеммой…
12. Полночь в Париже (Midnight in Paris) 2011
Теплый, добрый фильм, где никого не убивают и ни за кем не гоняются с помощью технологий перемещения во времени. Вуди Аллен написал и поставил увлекательную историю о писателе, который испытывает творческий кризис и получает шанс с ним справиться, когда загадочным образом попадает в прошлое, в 20-е годы 20-го века. Он встречает Дали, Бунюэля, Хэмингуэя, а потом переносится в еще более далекое прошлое, сравнивая надежды и чаяния великих писателей, художников, драматургов…
11. Исходный код (Source Code) 2012
Этот фильм прошел относительно незамеченным, несмотря на то, что в нем заняты Джейк Джилленхол, Мишель Монаган, Вера Фармига и Джеффри Райт. И снова перемещение во времени, для того, чтобы предотвратить терракт – но на сей раз спецагент перемещается в сознание другого человека в последние 8 минут его жизни. За 8 минут нужно разобраться, кто заложил бомбу, потому что тот же преступник собирается взорвать еще одну бомбу, только теперь уже объемом и силой побольше – в Чикаго. Погибнут миллионы, а потому приоритет – установить личность подрывника. Но спецагента (Джилленхол) не устраивает такая расстановка целей: он хочет спасти девушку, к которой мгновенно проникся симпатией…
10. Эффект бабочки (The Butterfly Effect) 2003
Эштон Кутчер снимался в кино часто, но в хорошем – не так много. “Эффект бабочки” рисует картину широкими мазками и не вдается в мелкие и технические детали. В общем, это вам не “Назад в будущее” с точки зрения проработки теории перемещения во времени. Но это и не столь важно, ведь тема влияния мельчайших событий нашей жизни и происходящего с людьми в нашем окружении на развитие событий в будущем раскрыта полностью (равно как и моральная дилемма бесконечных попыток улучшить свою жизнь за счет других). Проваливаясь в прошлое с помощью чтения своего дневника, главный герой непосредственно влияет на события в нем. Но изменив прошлое, пусть даже в лучшую сторону, пусть даже из лучших побуждений, он влияет на то, что он обнаружит, вернувшись в то время, из которого он прибыл. И вот настоящее далеко не всегда меняется к лучшему…
9. Мстители: Финал (Avengers: Endgame) 2019
Самый кассовый фильм в истории, который обогнал даже “Аватар” – чем не причина попасть в список (любой). Да, финальная часть десятилетней саги о Мстителях вовсе не о путешествиях во времени. Но именно с помощью перемещения во времени Мстители, уцелевшие после щелчка пальцами Таноса, решают проблему, возникшую в “Войне бесконечности”. Общий концепт приходит в голову Человеку-муравью, затем команда просит Тони Старка отполировать идею. Старк не хочет этого делать, поскольку не хочет ставить семью в опасное положение. Но затем загадка затягивает его – поиск решения неизбежен…
Здорово, что создатели фильма отдали должное “Назад в будущее”, разобрав принципы работы времени и перемещения в нем и создав свою версию, отличную от привычной. После ее обсуждения Человек-муравей говорит: “Так “Назад в будущее” все это время были неправдой?”.
8. День сурка (Groundhog Day) 1993
О том, насколько хорош этот фильм говорит один уже тот факт, что его название стало устоявшимся оборотом. Теперь, когда кто-то сталкивается с ситуацией, которая повторяется из раза в раз с минимальными отклонениями, он уверенно называет это днем сурка. Такая всенародная любовь достигнута за счет удачной комбинации хорошей идеи, продуманного сценария, создающего целую вселенную в одном маленьком американском городке (точнее, в одном дне в одном маленьком городке), и великолепного Билла Мюррея, который в состоянии тащить на себе и эволюцию героя, и львиную долю шуток в картине, и сочетание комедии и драмы в рамках одного персонажа. Рано или поздно этот фильм переснимут, и сколь бы удачными ни были бы режиссерские решения и техническая реализация, именно Мюррея будет не хватать для того, чтобы такой ремейк стал успешным.
7. 12 обезьян (12 Monkeys) 1995
Терри Гиллиам снял достаточно мрачный фантастический триллер о том, как в 2035 году почти все население Земли вымерло из-за вируса. Оставшиеся в живых обитают под землей и снаряжают Брюса Уиллиса для того, чтобы он отправился в далекое прошлое и разобрался в причинах эпидемии. Несмотря на то, что Уиллис привычно играет опустившегося бунтаря, который должен всех спасти, на первый план в картине неожиданно выходит Брэд Питт, играющий совершенно безумного персонажа в нескольких ипостасях. Номинация на Оскар за роль второго плана более, чем заслуженная (равно как и полученный Золотой глобус). Временные петли и причинно-следственные связи, двойные и тройные концовки, надежда и полное ее отсутствие одновременно – всем этим жонглирует Гиллиам, чтобы создать свой атмосферный мир на экране.
6. Грань будущего (Edge of Tomorrow) 2014
“День сурка” + “Трансформеры” – вот самое простое объяснение того, что происходит в этом фильме. Неожиданно он оказался не просто проходным голливудским блокбастером с Томом Крузом, а стал по-настоящему интересным и сценарно, и режиссерски фильмом. Триллер, фантастика, боевик, драма – всего достаточно и все успешно сочетается. Слабый и самовлюбленный герой Круза сталкивается с целеустремленной воительницей, которая ведет за собой человечество, подвергшееся атаке жестоких инопланетных машин (прекрасная Эмили Блант). Через многократную свою гибель и воскрешение, а также через общение с “цельнометаллической стервой” (Блант) скромный военный пиарщик становится храбрым воином, а главное – достойным человеком. Сиквел фильма был подтвержден уже черт знает когда, но пока проект с места так и не сдвинулся (и карантин с этим не помог).
5. Терминатор (The Terminator) 1984
Этот фильм практически столь же бережно обращается с концепцией перемещения во времени, как и следующий перед ним в списке “Назад в будущее”. Связь между прошлым и будущим подразумевает коррекцию последнего при изменении первого; при этом все тот же, уже несколько раз упомянутый в статье парадокс предопределения – причинно-следственная связь и ее алогичность/логичность – дополняет тягучую и напряженную атмосферу картины. Терминатор отправляется в прошлое для того, чтобы уничтожить надежду всех людей в войне против машин в будущем еще до его рождения. Убить Сару Коннор, мать Джона – единственная задача безжалостной машины, которая никогда не останавливается, никогда не устает, никогда не сдается и никогда не отступает. Безупречный шедевр от Джеймса Кэмерона.
4. Назад в будущее (Back To The Future) 1985
Эти три фильма обязаны присутствовать в таком списке, вопрос только в том, как именно их расположить. Любой ответ будет верным, но мы решили, что с учетом того, что в каждом следующем фильме появлялось все больше сюжетных и временных линий, которые необходимо было увязать (что блестяще удалось создателям), значимость этих фильмов мы также отметим как более существенную с каждой новой вышедшей частью.
Первый фильм можно назвать лучшим в трилогии, ведь именно с него все началось. Но мы решили использовать обратный алгоритм.
3. Назад в будущее 2 (Back To The Future, Part II) 1989
Потому что во втором фильме выстроили новый (и более сложный) слой поверх того, который уже существовал, и увязали его с первой лентой. Множество отсылок к первой картине (погоня за Марти на скейте, остановившиеся часы на башне ратуши, кафе с игровыми автоматами и другое) исполнены с добротой к своему собственному детищу и уважением к зрителю. Мир будущего так похож на мир прошлого и настоящего 80-х, но при этом так уверенно технологически шагнул вперед (при этом реальность, которая уже достигла того же года, так и не смогла осуществить многие изобретения фильма). В этом фильме все было настолько прекрасно (и логично, отдельная благодарность Роберту Земекису за столь четкое и выверенное описание пространственно-временного континуума), что душа могла желать только одного – заключительной третьей части цикла.
2. Назад в будущее 3 (Back To The Future, Part III) 1990
И зритель получил ее. Действие перенесли на Дикий Запад (еще один круг отсылок, на сей раз учитывающий уже два круга истории), задачу героям заметно усложнили, кроме того, добавили любовную линию для доктора Брауна. В результате, в процессе просмотра мы побывали в далеком прошлом, настоящем и будущем, а создатели безукоризненно замкнули весь цикл, сделав несколько ложных финалов и обыграв культурное наследие и музыкальное (ZZ Top в качестве музыкантов на ярмарке в 19 веке), и кинематографическое (как и во второй части, не обошлось без упоминаний Клинта Иствуда, только здесь его было куда больше, и значение выполняемых действий было куда более критичным для общего повествования). Сложно вспомнить столь удачную трилогию в истории кино, сценарий которой не был задуман изначально. Фантазия и находчивость Роберта Земекиса и Боба Гейла позволили придумать продолжение любимой истории таким, чтобы за него не было стыдно.
1. Терминатор 2: Судный день (Terminator 2: Judgment Day) 1991
Равно как и три части “Назад в будущее” могли быть расположены в этом списке в любом порядке, первая позиция также могла бы выглядеть по-разному. Здесь мог бы находится один из фильмов уже упомянутой трилогии, здесь мог бы быть первый “Терминатор”, здесь могли бы быть “Грань будущего”, “12 обезьян” или “День сурка”. С учетом разнообразия жанров этих картин и их значения в истории, любой выбор был бы верным. Второй “Терминатор” оказался на вершине нашего списка потому, что после первой части казалось, что никакого продолжения не может быть в принципе. Однако когда Кэмерон вернулся с идеей того, как все может начаться по-новой, новая история не только оказалась достойной предшественницы, но и превзошла оригинал. Революция смысловая и технологическая, движущая вперед весь жанр научной фантастики и фантастического боевика, состоялась. Новое путешествие во времени вышло еще более напряженным, неотвратимым, драматичным и даже грустным в эмоциональном финале.
Читайте также:
55 лучших фантастических фильмов всех времен
Лучшие фантастические фильмы 21 века (на данный момент)
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
- facebook — facebook.com/goodkino
- YouTube — youtube.com/c/kinowar
- Instagram — instagram.com/kinowar.com.ua
- twitter — twitter.com/kinowar_com
- Telegram — t.me/kinowarcom