kinowar.com

20 лучших фильмов 2019 года

 26.12.2019  Жанри, Новини, ТОП

Ежегодно мы публикуем список из двадцати лучших фильмов года по нашему субъективному мнению. Каждый раз мы начинаем этот текст с того, что призываем всех наших читателей не поддаваться классическому настроению “раньше было лучше”. Хорошее кино продолжают снимать в очень заметных объемах, и если вы за год с ним не сталкивались, значит, нужно серьезнее подойти к выбору того, что вы собираетесь посмотреть в кинотеатре. Будем надеяться, что наши статьи помогают это сделать.

Тем не менее, несмотря на наш неизменно позитивный настрой, мы не можем не отметить, что первая половина года не выглядела уж очень мощной с точки зрения по-настоящему сильных фильмов. На момент июня-июля нам сложно было бы составить достойную десятку, что в предыдущие годы не случалось. Однако осень и декабрь изменили это положение коренным образом: одна за другой пошли премьеры как прокатные, так и на стриминговых сервисах, как фестивальные, так и мэйнстримовые, которые вновь укрепили веру в то, что хороший кинематограф умирать не собирается.

Фильмы расставлены в произвольном порядке – между собой по рейтингу они никак не выстраиваются.

Итак, kinowar.com представляет 20 лучших фильмов 2019 года.

 

Ножи наголо (Достать ножи, Knives Out)

Knives Out

Начнем с фильма, который почти наверняка понравится любому зрителю. Все любят детективы, все любят интересные истории, все любят набор хороших актеров в одной картине, все любят талантливую постановку с хорошими шутками. А тут все это в одном флаконе. Оказывается, хорошие истории по-прежнему завоевывают сердце аудитории мгновенно и надолго.

Режиссер и сценарист Райан Джонсон – один из самых недооцененных людей в Голливуде. Именно он поставил лучший из новой трилогии “Звездных войн” восьмой эпизод – “Последние джедаи”, где рискнул посмотреть на каноны саги по-другому, привнес свежесть и новые интересные решения, что публика совершенно не восприняла. До этого он ставил такие фильмы как “Кирпич” и “Петля времени”. Теперь же, после “Ножей”, каждый новый его проект будет одним из самых ожидаемых в году.

Глава большой и очень богатой семьи найден мертвым сразу после празднования своего юбилея. Все походит на самоубийство, но полиция приводит с собой именитого частного детектива, чтобы тот убедился, что произошедшее не является чьим-то злым умыслом. Детектив подозревает всех членов семьи без исключения…

Дэниел Крейг, Ана де Армас (прорывная роль для молодой актрисы), Джейми Ли Кертис, Дон Джонсон, Майкл Шэннон, Дон Джонсон, Крис Эванс, Тони Коллетт и Кристофер Пламмер в замечательном фильме, который многие назовут лучшим в году.

 

Форд против Феррари (Ford v. Ferrari)

Ford v. Ferrari

Продолжим список лучшего в году еще одним всеядным в смысле аудитории фильмом, в основе которого лежит интересная история (в данном случае, основанная на реальных событиях). Соперничество Ford и Ferrari в 60-х вышло на новый уровень, когда предложение первых о покупке вторых не только не было принято, но и было осмеяно итальянцами. Форду младшему вменили то, что его авто уродливые, а уж над потугами создать гоночный автомобиль, который превзойдет Ferrari, потешались не только конкуренты, но и члены компании.

Но нет ничего невозможного, если найти нужных людей и ресурсы. Нужного конструктора и руководителя проекта, бывшего гонщика, играет Мэтт Дэймон, а основного гонщика, конфликтного и непокорного, играет Кристиан Бэйл. Лента была бы слишком простой и линейной, если бы на пути были бы исключительно технические препятствия. Ford – огромная корпорация, а потому места для интриг, бюрократии и проволочек предостаточно. Сложно сказать даже, с чем пришлось сражаться больше.

История все равно выходит достаточно линейной, как любая спортивная драма, но за счет живой, очень динамичной постановки (режиссер Джеймс Мэнголд – “Логан”, “Переступить черту”, “Прерванная жизнь”), юмора и актерской игры два с половиной часа пролетают абсолютно незаметно. Особое наслаждение получат все автолюбители, особенно фанаты гонок – полное ощущение присутствия в болиде гарантировано. Но даже если вы далеки от мира автогонок, вы все равно полюбите эту историю.

 

Джокер (Joker)

Джокер Joker фильм Хоакин Феникс 2019

Наконец, подходим к той части списка, которая разделит аудиторию на две части. Есть огромное количество фанатов этого фильма, но он набрал такие обороты, что уже просто невозможно обойтись без армии хейтеров и вопрошающих “что такого в этом Джокере вы увидели?”.

Мы увидели прекрасную психологическую драму в лучших традициях наурного взрослого кино, что в фильмах по комиксам встречается крайне редко – даже “Темный рыцарь” выглядит куда более равлекательным по сравнению с темной историей Артура Флека. DC приняли рисковое решение не пытаться копировать вселенную Marvel и не привязывать сценарно и атмосферно нового “Джокера” к предыдущим проектам студии – и выиграли. Первый фильм категории 18+, собравший более миллиарда долларов, и однозначный мегахит 2019 года.

Об актерской игре Хоакина Феникса сказано уже так много, что отметим лишь, что его шансы на Оскар как никогда высоки (но есть один человек, который может ему помешать – о нем ниже). Тодд Филлипс ранее ставил отличные комедии (“Мальчишник в Вегасе”), но оказалось, что профессионалу подвластны любые жанры (кстати, с юмором в “Джокере так же все отлично). Наше единственное пожелание после просмотра – это чтобы DC снимали нового “Бэтмена” с Паттинсоном в том же нуарном взрослом ключе, а в третьем фильме новообразованной вселенной свели Бэтмена и этого Джокера вместе.

 

Однажды в Голливуде (Once Upon a Time in… Hollywood)

Once Upon a Time in… Hollywood

Если Тарантино снимает фильм – он автоматически попадает в список лучшего за год и становится если не шедевром, то очень достойным кино. “Однажды в Голливуде” помимо привычных приемов режиссера (длинные монологи и диалоги, длинные сцены с накапливанием напряжения, переписывание истории, отличный юмор и тщательно подобранный саундтрек) показал и новую его сторону: Квентин повзрослел. Не в буквальном смысле, понятное дело. Его видение стало более взрослым. Он погружается в атмосферу Голливуда 70-х и не просто закручивает лихую историю, а отдает дань уважения с щемящей атмосферой ностальгии.

Для части аудитории это более взрослое отношение покажется нудноватым. И это однозначно не самый динамичный и взрывной фильм Тарантино. Но с точки зрения роста и развития режиссера это радует куда больше – ведь одинаковые по построению ленты, пусть и очень сильные, рано или поздно будут казаться однообразным и необязательным к просмотру багажом.

Брэд Питт сыграл самого себя в фильмах Тарантино, а вот Леонардо Ди Каприо в очередной раз показал, почему он один из лучших актеров на Земле. Гениальный актер играет хорошего актера, у которого творческий и личностный кризис, а потому он постепенно становится плохим актером, но находит в себе силы показывать, что он хороший актер – такое мог придумать только Квентин, но показать смог бы только Лео.

 

Ирландец (The Irishman)

The Irishman

Еще один фильм, который разделил зрителей на два лагеря. Одни говорят, что это гениальное кино и лучший фильм Скорсезе (это мы), а вторые не разбираются в кинематографе (это мы так шутим, разумеется).

Признаемся, были опасения, что Мартин просто снимет копию “Славных парней”. Но картина все эти опасения развеяла очень быстро (где-то на втором часу просмотра). Начинается все с той же бодрой знакомой динамики гангстерской жизни и постепенного подъема начинающего бандита по карьерной лестнице. Но постепенно это перерастает в куда более глубокое и серьезное кино. Если Тарантино в “Однажды в Голливуде” повзрослел, то Мартин Скорсезе в “Ирландце” обрел высшую мудрость (потому что взрослеть ему уже просто некуда – это Мартин Скорсезе, он снял “Казино”, “Последнее искушение Христа”, “Авиатор”  и “Банды Нью-Йорка”, понятно, что речь идет уже о каком-то совсем другом этапе роста). Этот фильм, как это ни странно, о дружбе, долге и семейных ценностях, о самом главном, что есть у человека в жизни.

Не будем даже начинать обсуждать претензии по возрасту актеров и их визуальному омолаживанию – потому что это явно не то, что нужно обсуждать по такому фильму. Много также было нареканий на то, что “все это уже было”. Не верьте, не было. Какие-то психологические моменты, несомненно, пересекаются с “Крестным отцом” (втянуться в преступную жизнь под предлогом защиты семьи и заботы о ее благе), “Казино” и все теми же “Славными парнями” (постепенный отрыв от реальности при получении все большей власти и контроля), но история эта совершенно о другом (повторимся, не буквальная история, а ее драматическая подоплека).

Актеры, как и режиссер, подошли к своей работе с еще большей степенью мудрости и опыта, чем в былые годы. Аль Пачино не срывается на свои классические пенные истерики, несмотря на взрывной характер его персонажа, Джо Пеши больше не играет гангстера-психа, несмотря на то, что влияние его огромно и от него исходит постоянная угроза, Де Ниро больше копается в себе, чем пытается выглядеть крутым бандитом. Для Аль Пачино, по нашему скромному мнению, это лучшая роль в карьере – и если бы ее поставили в номинацию Оскара как главную, а не второго плана, то у Феникса был бы очень серьезный конкурент в борьбе за статуэтку.

 

Мы (Us)

Us

Джордан Пил, ворвавшийся в 2017 в голливудский кинематограф со своим триллером “Прочь”, мгновенно стал режиссером, чьего нового фильма теперь все ждут. И он не разочаровал. Более того, сохранив тот же уровень напряжения и интриги, что и в своем дебюте, с точки зрения объемности истории и атмосферы он вышел на более высокий уровень.

Темные двойники, взявшиеся неизвестно откуда, выглядят в точности как мы, но ведут себя крайне недружелюбно. Сначала они угрожают своим двойникам-горожанам, а затем переходят к убийствам. Несмотря на впечатление, что они действуют как туповатые зомби, они очень хитры и коварны. Кто они и что им нужно?

Прекрасная роль Люпиты Нионго, которая одновременно играет и запуганную жертву, и демоническую преследовательницу. Режиссер также сыграл одну из главных ролей, отца семейства, которое и атакуют пришельцы в первую очередь.

 

Джон Уик 3 (John Wick: Chapter 3 — Parabellum)

John Wick: Chapter 3 - Parabellum

То, что этот фильм попадет в число лучших в году, стало понятно уже где-то на десятой минуте просмотра, когда бой на ножах и топорах был в самом разгаре. Поскольку во второй части выстрелов в голову с расстояния в полметра было настолько много, что порой казалось, что кроме них в фильме попросту больше ничего нет, создатели поняли, что нужно что-то менять, чтобы части фильма хотя бы минимально отличались друг от друга. И на помощь пришло холодное оружие – это просто замечательная смесь динамики и насилия, чистый шедевр постановки боевых сцен.

Затем добавили персонаж Хэлли Берри, и это не просто женский персонаж, чтобы вывести гендерное соотношение на приемлемый уровень, а это новая вплетенная история, причем как для повествования, так и для расширения потенциала все тех же боевых сцен. Команда из Ривза, Берри и ее боевых собак – это эпичное зрелище. Ну а побоище в отеле со светом, музыкой и бесконечным количеством выпущенных пуль – это какой-то новый уровень симфонии насилия.

Фильм и раньше не отличался реалистичностью, но теперь он вовсе от нее отошел, предоставляя режиссеру и сценаристам максимальный простор для фантазии. Ждем ли мы четвертую часть? О, да!

 

Мстители: Финал (Avengers: Endgame)

Endgame

“Войну бесконечности”, конечно, переплюнуть было просто невозможно – не может же второй фильм подряд выигрывать Танос. Но “Финал” приблизился к уровню предыдущей части максимально близко. Как по драме, так и по изяществу сценарного решения. Все сюжетные линии, включая новоприбывшую Капитана Марвел, были вплетены в действо с легкостью и непринужденностью – и как и в предыдущей части “Мстителей”, всем героям было отведено достаточно места. При этом на первый план вышел тот, с кого начиналась вся вселенная Marvel 11 лет назад – Железный человек, Тони Старк.

Обычно конек Старка – сарказм и самоирония, но в этой картине Дауни-младший включил такой объем драмы, что комок если и не подступал к горлу, то физически ощущался тем сильнее, чем ближе было к развязке. Сложно сказать, когда теперь вселенная выйдет на подобный уровень, явно потребуется несколько лет на раскрытие потенциала новых персонажей и новых ответвлений, но с учетом того, что показали в финале саги, мы готовы запастись терпением.

 

Маяк (The Lighthouse)

Маяк

Наконец мы входим в ту часть списка, которую большая часть аудитории не видела, а часть зрителей и не захочет увидеть. Что поделать, есть кино мэйнстримовое, массовое, а есть нишевое и артхаусное. Само по себе это не плохо и не хорошо – это жизнь. Что точно здорово, это то, что это многообразие форм и смыслов существует, а значит каждый сможет выбрать себе что-то по душе.

“Маяк” – уверенный образец того, что называется артхаусом и кино не для всех. Если вам он понравился, а вашему другу нет, не стоит упрекать его в отсутствии вкуса и узком кругозоре. Просто такое кино не может нравиться всем. Но любителям кино настроенческого, атмосферного, где формальный сюжет отходит на задний план, оно, скорее всего понравится.

Двое прибывают на маленький остров нести вахту на маяке. Им предстоит там пробыть очень долго, если только корабль не опоздает с тем, чтобы забрать их обратно на большую землю. Тогда им придется пробыть там совсем долго. Настолько долго, что грань между реальным и придуманный сотрется и для персонажей, и для зрителей. Останутся только бесконечный алкоголь, бесконечные ссоры между старым опытным дозорным и молодым парнем с темным прошлым и бесконечное море до самого горизонта.

Эстетически все прекрасно до боли. В черно-белой игре света и тьмы прекрасно оттеняются актерские работы заслуженного ветерана Уиллема Дефо и одного из самых перспективных актеров поколения, Роберта Паттинсона. Показы в кинотеатрах были максимально ограниченными, поэтому если вы сможете найти этот фильм в интернете – обязательно посмотрите.

 

Брачная история (Marriage Story)

Брачная история Marriage story

В этом году Netflix лидирует по количеству номинаций премии Золотой глобус. И одним из локомотивов выступила драма, подающая семейную жизнь с двух сторон – “Брачная история”.

Главные роли исполнили Скарлетт Йоханссон, в очередной раз показавшая, что она может быть не только соблазнительной блондинкой в кадре, и главный конкурент Хоакина Феникса в борьбе за Оскар в этом году – Адам Драйвер, который вновь показал, почему он является одним из самых актуальных актеров этой декады. Его и Паттинсона вы в ближайшие десять лет будете видеть во всех главных премьерах Голливуда и независимого кино, и это хорошая новость.

Режиссер и сценарист Ной Баумбах специализируется на тонкой нестандартной драме (“История семьи Майровиц”, “Милая Фрэнсис”, “Кальмар и кит”), и многие критики отмечают, что это лучшая его работа на сегодняшний день. Что отрадно, мнение зрителей по большей части совпадает с мнением критиков.

 

По воле божьей (Grâce à Dieu)

Grâce à Dieu

К счастью, хорошее кино снимают не только в США. Французский фильм, который в какой уже раз срывает покровы с проблемы совращения несовершеннолетних служащими церкви. Картина Франсуа Озона снята по реальной истории священника Бернара Прейне, которого виновным в растлении малолетних признала и сама католическая церковь, лишив сана. Священнослужитель пытался препятствовать выходу фильма, но как видите, с этим у него получилось хуже, чем с растлением.

Франсуа Озон – один из самых именитых режиссеров французской новой волны (“8 женщин”, “Бассейн”, “Франц”, “Двуличный любовник”). Ранее он часто эксплуатировал тему человеческой сексуальности, на сей раз он решил затронуть куда более болезненную проблематику, но стиль изложения, открытый и проникновенный, остался тот же. Цепочка преступлений церковника могла бы продлиться еще долгие годы, пока уже взрослые мужчины, ставшие его жертвами в детстве, не решили открыть миру все то, что делалось втайне и явно не во благо Господа.

 

Портрет девушки в огне (Portrait de la jeune fille en feu)

Portrait de la jeune fille en feu

Еще одна французская картина, обладатель приза за лучший сценарий на Каннском фестивале. Молодая художница приезжает на остров, чтобы нарисовать портрет невесты. Девушку готовят к свадьбе, которую она не хочет. Она отказалась позировать предыдущему художнику, а потому новая художница не говорит ей о цели своего приезда. Она прогуливается с невестой, запоминая ее лицо и рисуя его по памяти. Постепенно такое общение выливается в более глубокую связь между девушками…

Селин Сьямма выступила и режиссером, и сценаристом. Больше ее работ выполнено именно в качестве сценариста, поэтому класс и опыт более 12 лет в сценарном ремесле ощущается сразу. Одна из исполнительниц главных ролей, Адель Энель, сейчас едва ли не самая актуальная французская актриса на текущий момент. Из широко известных лиц зритель также может вспомнить Валерию Голино.

 

Дитя робота (I Am Mother)

превью

Премьера на фестивале Сандэнс дает понять, что кино небольшое и независимое. Но это не значит, что оно обязательно нишевое и артхаусное. Напротив, любимая многими тематика научной фантастики и пост-апокалипсиса, умноженная на размышления о природе существования машин и людей, возможности выведения идеального вида и тех, и других. Может ли машина вычислить, что лучше для существования человечества? Может ли само человечество разобраться в этом вопросе? Можно ли полагаться на математический подход при оценке оптимального будущего нашего вида?

Несмотря на небольшой бюджет, визуальная сторона выполнена отлично. Разумеется, это не уровень спецэффектов последних “Мстителей” или “Звездных войн”, но ведь и суть не в этом. Визуальный ряд должен помогать повествованию, а не замещать его. И “Дитя робота” справляется с этой задачей на отлично.

Хилари Суонк, дважды лауреат Оскара, попала в немилость в Голливуде после того, как приняла участие в концерте, посвященном 35-летию Рамзана Кадырова. Сложно сказать, существуют ли до сих пор препятствия для нее для участия в больших премьерах больших студий (концерт состоялся в 2011 году), но роль в небольшом независимом проекте, скорее, все же, следствие этого события. Как это ни странно, бан мэйнстримовых мэйджоров в каком-то смысле пошел на пользу актрисе. Ведь помимо денег, есть еще и карьерные, и творческие устремления, которые, возможно, проще реализовать, пребывая вдали от массового кино. А большая голливудская карьера еще наладится.

 

Кролик Джоджо (Jojo Rabbit)

Кролик Джоджо Тайка Вайтити Скарлетт Йоханссон

Тайка Вайтити поймал волну и не собирается останавливаться. Его карьера началась с короткометражек, за одну из которых он был номинирован на Оскар. Затем он снялся в картине “Реальные упыри”, которую сам и поставил – и с того момента стал официальной интернациональной звездой. Права на съемку одноименного сериала выкупил FX, параллельно Тайка поставил третьего “Тора”, финальную серию сериала “Мандалорец”, а главное, взял гран-при фестиваля в Торонто с “Кроликом Джоджо”.

Если вы смотрели хотя бы один из проектов, где занят Тайка Вайтити, то вы понимаете, что его главное оружие – это юмор. Яркий, провокационный, местами черный, неизбитый, смешной. Несмотря на безудержный поток фантазии, режиссер не теряет чувства меры и ощущения стиля. В “Кролике” он играет воображаемого друга маленького мальчика, который видится ему в форме Гитлера. Разве не прелесть?

Гротеск, сюр, ирония, сатира – все это подходит по определению к фильму. Мальчик, проживающий в Германии во время Второй мировой обнаруживает, что его мать-одиночка (Скарлетт Йоханссон) прячет на чердаке девочку-еврейку. А дальше начинается “Королевство полной луны” в нацистской Германии, смешное и трогательное одновременно.

 

Пепел – самый чистый белый (Jiang hu er nv)

Jiang hu er nv

Азия не может не занять место в списке лучшего за год (и это не последнее появление азиатского кинематографа в двадцатке). Китайское кино. Цзя Чжанкэ, признанный мэтр Поднебесной, поставил эстетически выверенную работу о криминальном мире на стыке тысячелетий. Удивительно, сколько искусства может поставить в мир организованная преступность в преломлении линзы кинокамеры.

Азиатское кино богато традициями эстетики, доминирующей над смыслами. Когда удары и способности героев превышают допустимые пределы физики, рождаются шедевры, подобные “Дому летающих кинжалов” и “Затаившийся тигр, крадущийся дракон”. Но в данном случае мир далеко не такой романтичный, куда более антропогенный, городской, современный.

Дочь шахтера влюбляется в гангстера, строго следующего кодексу его клана. Ее отец продолжает работать и бороться за права рабочего человека. А дочь все более отдаляется в богатый мир больших денег и криминальных разборок где-то на заднем плане. Во время одной из таких разборок ее жизнь ломается…

Великолепная потусторонняя музыка, сопровождающая происходящее.

 

Красивый мальчик (Beautiful Boy)

Beautiful Boy

Стив Карелл давно перерос комедийное амплуа. И если в какой-то момент было удивительно видеть его, не гримасничающего и выдающего шутки, то после “Игры на понижении”, “Охотника на лис” и целого ряда других картин стало ясно, что перед нами актер, умело сочетающий и комедийные, и драматические навыки.

Тимоте Шаламе, юная надежда Голливуда, играет юного наркомана из хорошей семьи. Ничего не должно было подтолкнуть его к этому, его отец – успешный журналист, в его семье двое детей от второго брака, а развод с первой женой прошел давно и безболезненно. Но сын погружается в мир алкоголя, ЛСД, метамфетаминов, кокаина и героина. Почему? Что стало причиной? Что его подтолкнуло? Вместе с отцом парня мы пытаемся найти ответы, но вряд ли найти их так уж легко.

Фильм по реальной истории не погружается в чернуху, но и не рисует солнечных перспектив. Мы все знаем, что бывших наркоманов не бывает. Но терпение и бесконечные попытки спасти своего собственного ребенка – то, во что должен погрузиться любящий отец, как бы не было сложно и обидно. Потому что только через стремление помочь появляется шанс на победу.

 

Боль и слава (Dolor y gloria)

Dolor y gloria

Педро Альмодовар и Антонио Бандерас – давняя пара в кино. Бандерас и Пенелопа Крус в этом фильме не встречаются на экране – Крус играет мать главного героя. Интересно, что и ранее эти двое в фильмах Альмодовара не встречались, хотя их обоих режиссер снимал очень часто по отдельности.

Бандерас играет режиссера, переживающего личный и творческий кризис. Погружаясь в воспоминания о важных событиях в его жизни и встречая важных людей из его прошлого, герой постепенно выбирается из провала. Любопытно, что и самого Бандераса, которому уже почти шестьдесят, многие списали со счета. И пусть отчасти виной тому не самые успешные работы актера в последние годы. Он, тем не менее, сумел показать, что стоит еще очень многого, выдав настолько мощную игру, что жюри Каннского фестиваля присудило ему Золотую пальмовую ветвь за лучшую мужскую роль.

Вот так, играя режиссера в глубоком кризисе, Антонио отчасти справился с восприятием его собственной карьеры, заметно улучшив свои позиции в индустрии. В следующем году его ждет три большие голливудские премьеры.

 

К звездам (Ad Astra)

Ad Astra

Этот фильм совсем не такой, каким может показаться по трейлеру. Это не сай-фай о героическом спасении отца, затерянного в космосе. Динамики в картине хватает, есть и погони,и перестрелки, и рукопашные бои. Но “К звездам” вовсе не об этом. Он о долгом, сосредоточенном, почти медитативном путешествии к осознанию самого себя. Это звучит банально, об этом снято множество фильмов и написано много книг, но именно это и происходит на протяжении двух часов. Космический триллер перерастает в глубокую драму сына, на которого оказал слишком большое влияние его отец и его исчезновение. И если на Земле осознать проблему и справиться с ней не получается, то путь в несколько сотен тысяч километров дает такой шанс.

Визуально картина выдержана в идеальной эстетической составляющей. Поскольку в наше время профессиональным работникам индустрии спецэффектов не составляет сложности воспроизвести на экране любую фантазию сценариста и режиссера, то мы лицезреем то погоню на Луне в атмосфере сниженного притяжения, то атакующего гориллу в невесомости, то бесконечное безмолвие бескрайнего космоса на пути от одной планеты к другой. Реалистичность происходящего максимальная. Но не приключения в космосе захватывают наше внимание. История человека, находящегося под влиянием жизненного пути своего отца, вот что постепенно выходит на первый план.

Это однозначно одна из лучших ролей Брэда Питта. Если в упомянутом выше “Однажды в Голливуде” он хорош, но по сути, просто отыгрывает определенный, уже сложившийся в предыдущем фильме с его участием у Тарантино типаж, то здесь его работа тольше, вывереннее, искуснее.

 

Солнцестояние (Midsommar)

Midsommar

Хоррор солнечного дня. Неожиданное решение, которое привлекло внимание не только фестивальной публики, но и фанатов жанра. Ари Астер ворвался в мир большого кино в прошлом году со своей “Реинкарнацией”, а теперь он пошел еще дальше по пути нестандартного ужастика.

Путешествие в летнюю солнечную Швецию, что может предвещать беду? Казалось бы, это может сгладить проблемы девушки, сестра которой покончила с собой, да и отношения с парнем наладятся. Но для встречи с ужасом и смертью совершенно необязательно погружаться в ночную тьму. Даже при ярком солнечном свете могут происходить самые страшные вещи.

В главной роли Флоренс Пью, одна из самых многообещающих молодых актрис Голливуда. Очередной проект студии A24, который не разочаровал.

 

Паразиты (Gisaengchung)

Gisaengchung

И замыкает список (но не по значению) один из лучших фильмов года, обладатель гран-при Канн, фильм корейского режиссера Пон Чжун Хо “Паразиты”. История о бедной семье начинается как бытовая комедия, постепенно перерастает в в закрученный детектив и финально оказывается трагедией с совершенно неочевидной концовкой. Корейское кино, прорывающееся к широкой мировой публике славится своей жестокостью, но это не тот случай. Упор сделан на разбор психологической составляющей жизни семьи приспособленцев и на социальную несправедливость, о которой кричит жестокая реальность как в Корее, так и во всем мире.

Это длинная и обстоятельная история, заставляющая то смеяться, то грустить, но не опускающаяся до того, чтобы кого-то поучать или пристыдить. Что-то подобное (не в таких гротескных масштабах, конечно), каждый из нас наблюдает в своем городе и в своем маленьком мирке. И каждый сам решает, как относиться к этому и что лично он может изменить.

Несмотря на бытовую и приземленную тональность изложения, конечно же, эту историю не стоит рассматривать как документальную или строго реалистичную – художественная составляющая перевешивает точность фактажа. Но это нисколько не умаляет драматический эффект, заставляющий кого-то впадать в состояние задумчивости, а кого-то в тягучий сплин.

 

Отдельно от основного списка мы бы хотели отметить два украинских фильма этого года: художественный фильм крымского режиссера-дебютанта Наримана Алиева “Додому (Evge)” и документальный фильм еще одного режиссера, для которой эта работа также стала дебютом в полном метре, Надежды Парфан – “Співає Іванофранківськтеплокомуненерго”. Обе картины хочется выделить, в первую очередь, за смелость – смелость начать заниматься проектом неочевидной тематики в неочевидном формате. “Додому” рассказывает историю отца и сына, которые едут из Киева в оккупированный Крым хоронить второго сына, убитого в АТО на Востоке Украины. Несмотря на озвученные вводные, фильм не о войне, а о столкновении культур, попытке перестроиться одних людей и консервативном традиционализме других, о поиске себя на новом месте и в новой жизни. “Співає Іванофранківськтеплокомуненерго” – документальный фильм, выстроенный в художественном формате. Это полтора года из жизни коммунальщиков, которые за мизерную плату пытаются наладить работоспособность отопительных систем в городе, а параллельно поют в хоре и просто живут своей жизнью. Теплая и местами смешная история постепенно перерастает в драму сегодняшнего дня, одновременно обыденную и почти трагичную.

 

Читайте также:

20 лучших фильмов 2018 года

20 лучших фильмов 2017 года

20 лучших фильмов 2016 года

20 лучших фильмов 2015 года

 

По традиции, дополняем наш материал “списком списков” от компании Артхаус Трафик – ссылки на все основные рейтинги лучшего за год в кино от ведущих мировых изданий об индустрии. Читайте, сопоставляйте, анализируйте, задавайте вопросы.

• The New Yorker: http://bit.ly/34ohKKQ
• Indiewire: http://bit.ly/2Ph41kA
• The New York Times: https://nyti.ms/2YHv1Ne
• TIME: http://bit.ly/2taaCoc
• The Guardian: http://bit.ly/38EvsfY
• Variety: http://bit.ly/2PKWGsz
• Esquire: http://bit.ly/36DdDMt
• Rolling Stone: http://bit.ly/2YJhIff
• David Ehrlich (IndieWire): http://bit.ly/2EeM7c0
• Empire: http://bit.ly/35v055a
• BFI: http://bit.ly/2rIp46C
• The Hollywood Reporter: http://bit.ly/2YKqyZZ
• Vox: http://bit.ly/2PlNImJ
• Mashable: http://bit.ly/2RO4xbj
• Los Angeles Times: https://lat.ms/35jUSgK
• Wired: http://bit.ly/34l70wu
• The Atlantic: http://bit.ly/2rHMV6p
• Entertainment Weekly: http://bit.ly/2RP57pu
• Associated Press: http://bit.ly/2qSCsok
• Collider: http://bit.ly/2PFcPjf
• Vulture: http://bit.ly/36yFNrP
• Rotten Tomatoes: http://bit.ly/2RORkzd
• Insider: http://bit.ly/38tzKXc
• Screencrush: http://bit.ly/2Ef2QvO
• Refinery29: https://r29.co/35tKaV7
• Cosmopolitan: http://bit.ly/2EqTLQF
• IGN: http://bit.ly/35lfd5b
• Slate: http://bit.ly/2PlP8h3
• The Ringer: http://bit.ly/2LRdHA9
• Metacritic: http://bit.ly/2PKOCb0

Коментарі