Если вы любите жанр фантастики, вы просто не можете не любить фильмы о космосе. Космос – это что-то притягательное не только для человечества в целом, но и для киноманов. Так было всегда, и похоже, с развитием технологий для изображения новых миров на большом экране, так будет всегда, во все более увеличивающемся объеме. Поэтому мы и решили собрать в одну подборку все то лучшее, что сняли о космосе.
Но какие именно фильмы включать? Сначала мы думали сосредоточиться только на реальных событиях – но тогда придется исключить “Интерстеллар” и “Марсианин”, подборка выйдет так себе. Потом мы хотели ограничиться исключительно научной фантастикой. Но где та тонкая грань, отделяющая сай-фай от фэнтези? “Стар трек”, например, куда попадает? И стоит ли исключать “Звездные войны” и “Стражи Галактики” только лишь из-за каких-то там придуманных нами же только что правил?
Поэтому мы решили не дробить на поджанры и просто собрали все то лучшее, что рассказывает о космосе, мирах, которые в нем существуют (пусть даже только в фантазии сценаристов) и пришельцах, которые прибыли из него на Землю. Чтобы не вступать в ожесточенные дискуссии о том, что лучше, “Апполон-13” или “Вспомнить все”, мы расположили все картины в алфавитном порядке.
Итак, kinowar.com представляет 30 лучших фильмов о космосе.
Аватар (Avatar) 2009
Очень удачно первым в списке оказался фильм от титана режиссуры Джеймса Кэмерона, который около десяти лет оставался самым кассовым в истории. Пожалуй, именно этот факт стал финальным аргументом в пользу картины даже для тех, кто не любит сагу о голубых существах с планеты Пандора. После выхода “Аватара” на экраны началось настоящее сумасшествие, люди ходили на просмотр по 2-3 раза, билет на время ранее 2 часов ночи невозможно было достать (про 3D и IMAX версии и говорить нечего), казалось, что даже те, кто вообще никогда не был в кинотеатре, посетили это зрелище. Потом, как это обычно бывает, началась обратная волна – начали подмечать совпадение линии повествования с “Танцующим с волками”, сетовать на то, что визуальная часть перевешивает смысловую и в принципе говорить о том, что “не очень-то все и круто”. Однако, отрицать невероятный успех фильма просто невозможно. Равно как и быть равнодушным в ожидании четырех (!) его продолжений.
Аполлон-13 (Apollo 13) 1995
Тот самый фильм по реальным событиям. “Хьюстон, у нас проблема” – это именно оттуда. Историю о неудачной высадке на Луну, которую поставил Рон Ховард, теперь знают даже те, кому лень ковыряться в Википедии. Прекрасный актерский состав, во главе которого Том Хэнкс. Два Оскара, правда оба лишь в технических номинациях.
Близкие контакты третьей степени (Close Encounters of the Third Kind) 1977
Некоторые фильмы становятся культовыми по какому-то сверхудачному стечению обстоятельств. Никто не оспаривает гений Стивена Спилберга, однако фильмы об инопланетянах, прибывших на Землю снимали и до, и после. Причем, визуальные эффекты серьезного уровня появились только в 90-х. Но именно фильм 1977 года стал в определенном роде прорывом для всего жанра. Фантастический жанр занял нишу сверхприбыльного сегмента, а не просто дешевых постановок для фильмов категории “Б”. Сочетание отличного сценария, постановки, операторской работы и нового, свежего, осмысленного кино, пожалуй, стало тем сплавом, который позволил детищу Спилберга войти в хрестоматии лучшего в истории.
Враг мой (Enemy Mine) 1985
Старый, а потому не настолько впечатляющий визуально фильм о противостоянии и дружбе двух совершенно разных форм разумных организмов. Но куда важнее, чем внешние проявления, наполнение внутреннее. Землянин и драк оказываются на необитаемой планете, полной опасностей. Персонаж Денниса Куэйда – пленник драка (Луис Госсет-младший). Однако со временем им приходится не только научиться доверять друг другу, но стать друзьями…
Вспомнить все (Total Recall) 1990
Этот фильм не безупречно гладок в деталях, но наполнен такой чудесной атмосферой олдскульного боевика и таким количеством классных “фишек”, что просто невозможно не влюбиться в него после первого же просмотра. Предводитель восстания, живущий придатком на животе у взрослого мужика, ветвистые руки мутанта, который он прячет в перчатки, чтобы мутацию не заметили, женщина с тремя грудями – разве это не компенсирует отдельные шероховатости повествования? А если вспомнить, что в главной роли Арнольд Шварценеггер, а в образе его любящей жены – Шэрон Стоун, то совершенно нереально не занести “Вспомнить все” в регистр золотой классики. Режиссер – Пол Верховен.
Гравитация (Gravity) 2013
Медитативное, но очень напряженное действо от Альфонсо Куарона. Как и в картине выше в списке “Враг мой”, в бесконечном космосе остаются лишь двое, оставленные наедине с внешней угрозой (Сандра Буллок и Джордж Клуни). Более серьезной угрозы, чем сам космос, просто не существует, и с какого-то момента начинает казаться, что спасение просто не может наступить… Семь Оскаров, включая за режиссуру и блистательную операторскую работу Эммануэля Любецки.
Грань будущего (Edge of Tomorrow) 2014
Великолепная Эмили Блант в роли героя, который в состоянии вдохновить человечество на противостояние с инопланетным вторжением, и отличная эволюция Тома Круза на экране – от немощного слюнтяя до человека, осознающего важность своего предназначения и чувство долга. Комбинация “Дня сурка” и “Трансформеров” куда как более глубокая, чем просто побоище гигантских роботов, и гораздо более захватывающая, чем стандартная драма о преодолении слабого себя. Один из самых неожиданных хитов научно-фантатсического жанра, вторую часть которого теперь уже просто невозможно дожидаться спокойно.
Звездные войны (Star Wars) 1979-…
Сага стартовала в 1979 году, получила новую жизнь в 1999, а затем и вовсе запустила третью (и что-то подсказывает, что не последнюю) трилогию. Как это часто бывает с проектами, у которых возникает слишком большая база преданных фанатов, нареканий у аудитории не возникло только к стартовой трилогии. По второй трилогии признание наступило лишь спустя годы (правда, ненависть к Джа-Джа Бинксу никуда не делась). Новая трилогия еще даже не завершена, поэтому о какой стадии принятия можно говорить? Сейчас существует только гнев и отрицание.
Звездный путь (Star Trek) 1979-…
Эта сага стартовала еще в 50-х в формате сериала. Первый фильм вышел примерно параллельно со “Звездными войнами”. Несмотря на то, что в своей богатой фильмографии “Звездный путь” совершил куда большее количество нелепых ляпов, чем “ЗВ”, зрители относятся к каждой новой части франшизы куда более благосклонно. Может, потому что общее восприятие ее менее серьезное. А может, просто уважение к возрасту проекта.
Инопланетянин (E.T. the Extra-Terrestrial) 1982
Еще один шедевр Стивена Спилберга, добрый и поучительный, как все его фильмы, направленные в большей степени на детскую и юношескую аудиторию. Не слишком проворный инопланетянин отбился от своей исследовательской группы при попытке собрать образцы растений на Земле. Теперь за ним охотятся NASA и ФБР, а спасти пришельца могут, понятное дело, только более чистые и искренние дети…
Интерстеллар (Interstellar) 2014
Отсылки к “Космической одиссее” Стэнли Кубрика, научная фантастика, составленная при участии ученого Кипа Торна, который разрабатывал теории о черных дырах, эпичное полотно в два часа сорок минут, неземная музыка Ханса Циммера, слезы Макконахи, снова слезы Макконахи – этот фильм Кристофера Нолана настолько масштабный и всеобъемлющий, что у него не было шансов пройти мимо зрителя. Путешествие к звездам, которое растянулось на годы и трансформировалось в путь героя к себе.
К звездам (Ad Astra) 2019
Самое свежее поступление в список. Если вы ожидаете научной фантастики или космического боевика, то приготовьтесь полностью перестроиться. Это совершенно иной по жанру фильм – космос здесь выступает лишь ландшафтом для действия. Долгое психологическое путешествие главного персонажа (Брэд Питт) от высшей степени профессионализма и упоенности работой к настоящему себе, своим приоритетам, желаниям и устремлениям. Драма стоимость в сотню миллионов долларов – такое можно себе позволить, только имея в распоряжении Питта как лицо на постере. Самый некосмический фильм из списка, несмотря на постоянное присутствие космоса в кадре.
Контакт (Contact) 1997
Джоди Фостер и Мэттью Макконахи в драме о попытке установить контакт с внеземной цивилизацией. Персонаж Фостер прослушивает радиочастоты в надежде поймать сигнал из космоса. Ее проект отказываются финансировать из-за иллюзорности шансов такого контакта, но миллиардер (Джон Херт) поддерживает ее попытки. И вот, спустя годы напряженного труда, сигнал получен. Удастся ли установить контакт, если на твоем пути не только космические расстояния, но и любые возможные препоны на самой Земле?
Сильная литературная основа изрядно помогла фильму: он поставлен по роману астрофизика Карла Сагана, который не только занимался наукой, но и стал полноправным участником мира литературы, телевидения и кино. Режиссер – Роберт Земекис.
Космическая одиссея 2001 года (2001: A Space Odyssey) 1968
Что можно написать о классике, которую посмотрели все, кто хотя бы минимально увлекается фильмами о космосе? Только то, что влияние фильма Стэнли Кубрика столь велико, что даже если вы не смотрели “Одиссею”, вы все равно представляете, о чем там идет речь, благодаря десяткам отсылок и оммажей в научной фантастике последних нескольких декад (чего один “Интерстеллар” стоит).
Космические ковбои (Space Cowboys) 2000
Клинт Иствуд в космосе? Да, бывает и такое. Когда настала беда, и спутник готов упасть на Землю, помочь может только четверка ветеранов, ведь система прибора настолько устарела, что молодому поколению уже не разобраться. Однако пожилые пилоты очень своенравны: они настаивают, что в космос должны полететь именно они. И даже проходят медпроверку. И все бы, может, и обошлось, если бы космос не был такой же территорией войны, как и Земля – спутник не так прост, как могло показаться… Иствуд выступил и режиссером, и продюсером, и исполнителем главной роли в компании с Томми Ли Джонсом и Дональдом Сазерлендом (забавно, что последние двое снялись и в фильме выше по списку, “К звездам”).
Луна 2112 (Moon) 2009
Если вам нравятся монодрамы, Сэм Рокуэлл и музыка Клинта Мэнселла, то нам даже нечего больше добавить. Фильм с очень скромным бюджетом (всего-то 5 миллионов долларов), особенно если говорить о постановках о космосе, стал таким любимым и избранным, благодаря отличному сценарию и завораживающей игре Рокуэлла. Режиссерский дебют сына Дэвида Боуи, Данкана Джонса, который затем поставил “Исходный код” и “Варкрафт”.
Настолько подробного руководства по выращиванию картошки на Марсе еще не снимали. Отличная литературная и сценарная основа, которую оживил Ридли Скотт с помощью Мэтта Дэймона в роли забытого на красной планете астронавта. Режиссеру не впервой снимать фильмы о космосе, но на сей раз главным врагом землян являются не монстры, а сила стихии (ну и забывчивость, конечно). Экипаж корабля решает совершить невозможную миссию: прилететь на Марс снова и забрать коллегу.
Молчаливое бегство (Молчаливый бег) (Silent Running) 1972
Легендарный Брюс Дерн (который в последнее время регулярно появляется в фильмах Квентина Тарантино) играет ботаника, который ухаживает на последними выжившими растениями с Земли. На планете вся флора уничтожена, вся растительность содержится в геодезических куполах у кораблей на орбите Сатурна. С Земли поступает сигнал уничтожить купола, но ботаник не дает так просто умереть растениям. Он похищает теплицы и летит к Сатурну…
Обливион (Oblivion) 2013
Как и в “Грани будущего”, героический Том Круз. Но в отличие от фильма, описанного выше, он изначально подготовленный и опытный. Настолько, что постепенно начинает задавать вопросы самому себе о собственной миссии и о самом себе. 2077 год, очередное киношное постапокалиптическое будущее Земли, в котором уцелевшее население живет на космической станции, добывая ресурсы на покинутой планете. Компанию Крузу составили Ольга Куриленко, Морган Фримен, Мелисса Лео и Николай Костер-Вальдау.
Октябрьское небо (October Sky) 1999
Совсем еще молодой Джейк Джилленхол. Невероятная история по реальным событиям. Советский Союз запускает спутник. Для официальных США это трагедия и проигранная стадия войны в космосе. Но для многих это источник вдохновения. Именно этим и стал запуск спутника для обычного школьнику, который решает своими силами построить ракету…
Парни что надо! (The Right Stuff) 1983
Если вам было мало историй по реальным событиям в этом списке, то вот вам еще одна: пилоты ВВС США, многие из которых были асами и героями войны, испытывают аппараты для первых пилотируемых полетов в космос. В фильме показана не только профессиональная часть истории, но и личная. Взаимоотношения с женами и родными на фоне амбиций и тяги к высшим свершениям в первых попытках открыть космос для человечества.
Пекло (Sunshine) 2009
Есть фильмы про постапокалипсис, а есть фильмы про пре-постапокалипсис. Когда в недалеком будущем Солнце начало угасать, на спасительную миссию отправили космический корабль “Икар II”. Команда корабля должна подойти к Солнцу и направить на него гигантскую бомбу. Таким образом есть шанс вдохнуть в звезду новую жизнь и спасти Землю. В ролях Киллиан Мёрфи, Роуз Бирн, Крис Эванс, Бенедикт Вонг, Хироюки Санада и Марк Стронг. Режиссер – Дэнни Бойл.
Прибытие (Arrival) 2016
Один из лучших фильмов последних лет, не только о космосе. Длинное размеренное полотно Дени Вильнёва о том, как другая цивилизация прибыла к нам и пытается что-то сказать. Но что именно, а самое главное – что-то хорошее или плохое для Земли, непонятно. К счастью, за дело берутся не военные, а ученые. Специалисты по языкам пытаются разобраться в том, может ли предложить внеземной разум что-то меняющее жизнь человечества к лучшему, или это реальная угроза исчезновения нашего вида. Фильм уникально сочетает динамичность сай-фай триллера и развязку философской драмы.
Район №9 (District 9) 2009
Эта картина выросла из короткометражки, у которой был замечен однозначный потенциал для полного метра. Нил Бломкамп, в свою очередь, был замечен как режиссер, который при правильном раскрытии потенциала может стать следующим Ридли Скоттом или Джеймсом Кэмероном. И пусть пока авансы еще далеки от того, чтобы быть в полной мере оправданными, “Район №9” стал глотком свежего воздуха в заезженных сюжетах о столкновении с иными цивилизациями. Угол повествования был развернут с привычной парадигмы “они уничтожат нас” или “мы по глупости уничтожим наш шанс на контакт с более умной расой” на отношение к пришельцам как к иммигрантам, которые обосновались в твоем городе и стали проблемой для местных жителей. Они грязны, неряшливы, порой агрессивны, а главное – они другие. Удастся ли землянам сохранить хотя бы нейтральное отношение к гостям планеты, вопрос риторический: проблемы неизбежны и они постепенно нарастают. И хотя сюжет в очередной раз имеет общие корни с “Танцующим с волками”, равно как и “Аватар”, о котором мы писали выше, формат подачи и язык повествования стали новыми для индустрии.
Скрытые фигуры (Hidden Figures) 2016
Это кино вряд ли можно назвать прорывным как художественное произведение, но это очень нужный фильм. Еще пятьдесят лет назад в США (да и во всем мире) проблема расизма существовала в таком нелепом виде, что на уровне повседневной прикладной жизни это оборачивалось то фарсом, то небольшими локальными трагедиями. Особенно гротескно это смотрится к NASA, одной из самых прогрессивных организаций Земли. Три работницы космической отрасли, которые имели несчастье быть в то время быть черными в США, оказывают неоценимую помощь команде ученых – еще одна история по реальным событиям, которая, казалось бы, могла существовать только в мире кино.
Солярис (1971)
Все, что снял Тарковский, стало бессмертной классикой. Все экранизации великих фантастических книг стали провалом для тех, кто эти книги читал (а в данном случае, и для того, кто эту книгу писал). Вот в таком неразрешимом парадоксе последние полвека и живем. Равно как и персонажи фильма, попадающие на Солярис и переосмысливающие всю свою жизнь…
Стражи Галактики (Guardians of the Galaxy) 2014-…
Здорово видеть этот фильм сразу после “Соляриса”, все-таки, располагать картины по алфавиту – отличная идея. Приводим здесь только первый фильм, но второй ровным счетом ничем ему не уступает. Это совсем другой жанр по сравнению с Тарковским, но хорошая комедия очень ценна даже в лиге фантастики, если она сделана со вкусом, наполнена отличными актерами, а самое главное – смешит вас как при первом просмотре в кинотеатре, так и при всех последующих просмотрах. Ждем третий фильм, благо Джеймс Ганн вернулся в режиссерское кресло.
Человек на Луне (Первый человек) (First Man) 2018
И снова к серьезному жанру. На сей раз биопик, история первого человека, высадившегося на Луну. Режиссером стал невероятно успешный молодой Дэмьен Шазелл, ранее снявший “Одержимость” и “Ла-Ла Ленд”. Кардинальным образом сменив тематику и формат повествования, он не растерял все свои навыки мастера и выдал достаточно мрачную, трагичную, но очень увлекательную историю с все тем же Райаном Гослингом в главной роли.
Чужие (Aliens) 1986
Джеймс Кэмерон подхватил эстафету от Ридли Скотта и сделал из камерной сай-фай драмы зубодробильный космический боевик, при просмотре которого до последней минуты держишься за ручки кресла от напряжения. Рипли также эволюционировала, став более жесткой и мужественной, подобно тому, как изменилась Сара Коннор в двух последовательных шедеврах того же режиссера, “Терминаторе”. Споры о том, какой фильм лучше, сиквел или оригинальный, не утихают до сих пор, и вероятно, в большей степени определяются тем, к какому жанру вы больше расположены. Так или иначе, это абсолютная классика, обязательная к просмотру.
Чужой (Alien) 1979
Равно как и первый фильм. Размеренный, неторопливый, постепенно перерастающий в настоящий хоррор. Корабль получает сигнал о помощи, его команда руководствуется протоколом и спешит на помощь. На корабле они находят нечто такое, что меняет навсегда не только их жизни, но и всю научно-фантастическую индустрию кино.
Элизиум: Рай не на Земле (Elysium) 2013
Снова Нил Бломкамп, который после “Района №9” получил серьезные бюджеты. Вновь сквозь призму научной фантастики и относительно недалекого будущего режиссер пытается осмыслить современные проблемы общества. Капитализм, при всей своих преимуществах перед коммунизмом и социализмом, имеет и массу губительных для человечества черт, что особенно ярко раскрывается в 22 веке. Перенаселение, бедность, бесконечные войны и власть богатых полностью изменили парадигму проживания, где класс богачей переселился на космическую станцию с чистым воздухом и лучшими достижениями здравоохранения, оставив низшие слои общества умирать на пораженной всеми возможными болезнями и проблемами Земле…
Читайте также:
55 лучших фантастических фильмов
25 лучших фантастических сериалов