Эта американская актриса, которую родители назвали в честь жены Шекспира, шекспировских ролей пока что не играла. Ее дебютом в кино стали подростково-романтические «Дневники принцессы», обыгрывающие на современный лад сказку о Золушке, и долгие годы Хэтэуэй была заложницей образа бархатной диснеевской девочки с большими губами, большими глазами и хлопающими ресницами. Пока не сыграла плохую девочку и не удостоилась первой номинации на «Оскар». Но успех – штука очень нестабильная, и последние годы актрисе не особо везет с выбором проектов. Однако хочется верить, что свою лучшую роль она еще не исполнила, и, как говорил герой «Весны на Заречной улице», «многое еще осталось впереди».
Крэйзи (Havoc, 2005)
Участие в этой умеренно провокативной молодежной картине, должно быть, было для молодой Хэтэуэй тем самым протестом против амплуа принцессы. Она сыграла старшеклассницу из богатой белой американской семьи, которая дружит с такими же, как она, элитными выглаженными подростками. Но ей смертельно скучно. И, пребывая в голодном поиске острых ощущений, девушка вместе с подругой оказывается в трущобном латиноамериканском квартале, наполненном наркодилерами и проститутками. Глупая богатенькая малолетка, изнывающая от зажравшейся хандры, знакомится с плохими мальчиками и принимает их правила игры, включающие не только море крепчайшего пойла, но и групповой секс. И конечно, вся эта забава грозит закончиться очень плохо… Должно быть, сегодня лента про то, как белые ищут инфернальную злачность в районе цветных, сошла бы за расистскую, но в нулевых такой сюжет был вполне адекватным и даже очевидным. А для юной звезды «Дневников принцессы» это был относительно смелый и дерзкий эксперимент.
Горбатая гора (Brokeback Mountain, 2005)
И в том же году, что и «Крэйзи», вышла титулованная гей-драма «Горбатая гора», ставшая для Хэтэуэй первой по-настоящему взрослой и серьезной работой, к тому же отметившейся не только на «Оскаре», но и на фестивале в Венеции, где душераздирающий и невероятно чувственный фильм о запретной любви двух ковбоев, получил «Золотого льва». Хэтэуэй сыграла сексапильную девушку с типичного техасского родео, которой соблазняется и на которой в итоге женится персонаж Джейка Джилленхола. Но естественно, любить ее герой не может и не хочет, так что ее судьба и надежды оказываются такими же несправедливо сломанными. Оскаровские номинации получили все актеры, кроме Хэтэуэй: Джилленхол, Леджер и Мишель Уильямс, сыгравшая аналогично несчастную супругу второго главного героя. Но, пусть и без номинации, эта роль Энн была выразительной и однозначно знаковой в ее тогдашней, да и в последующей фильмографии.
Рэйчел выходит замуж (Rachel Getting Married, 2008)
А вот и долгожданное первое признание от критиков и киноакадемиков. Сложная, противоречивая роль плохой девочки Ким, сестры хорошей девочки Рэйчел в исполнении Розмари ДеУитт, в этой психологической инди-драме от режиссера «Молчания ягнят» Джонатана Демми принесла актрисе заслуженную номинацию на «Оскар». Хэтэуэй сыграла наркоманку, которая после курса реабилитации возвращается в родной провинциальный пригород и отчий дом, где все семейство готовится к важному событию: свадьбе Рэйчел. Ким, естественно, тоже приглашена. Но между сестрами сквозят давние обиды и размолвки, ведь Ким и в детстве была в центре внимания из-за своего трудного пубертата, тогда как послушная Рэйчел всегда оставалась в тени, и даже сейчас, в день свадьбы сестры, грозит перетащить одеяло на себя. В итоге выяснения отношений вскрывают старые неприятные семейные тайны. Многоуровневый образ Ким благодаря вдумчивой и плавной игре Хэтэуэй расслаивается постепенно, слой за слоем, распечатывая подноготную и сюжета, и характера.
Любовь и другие лекарства (Love and Other Drugs, 2010)
Спустя пять лет после «Горбатой горы» Энн Хэтэуэй снова сыграла в тандеме с Джейком Джилленхолом, и на этот раз любовь у них получилась. Режиссер «Последнего самурая» Эдвард Цвик нетипично скрестил ромком, социальную драму и специфический жанр разоблачения корпораций-акул капитализма. Джилленхол изобразил фармацевтического агента, который напаривает докторам и их пациентам определенные лекарства без зазрения совести, не брезгует взятками и красноречивым очковтирательством. Однажды он встречает красивую и казалось бы легкую в сексе и общении девушку (Хэтэуэй), у которой оказывается начальная стадия неизлечимой болезни Паркинсона. Естественно, к финалу протагонист кардинально пересматривает свои приоритеты и ценности. Энн здесь выполнила не самую простую задачу: удержала хрупкий и шаткий баланс, не задев чувств реально страдающих этим недугом людей, между тяжелым, почти трагическим образом и необременительно-романтическим.
Темный рыцарь: Возрождение легенды (The Dark Knight Rises, 2012)
После Мишель Пфайффер играть Женщину-кошку для любой актрисы было бы рискованно, чревато нелестными сравнениями. Но Хэтэуэй в завершающем фильме трилогии Кристофера Нолана о Бэтмене не просто набралась смелости и коснулась святыни (к слову, ни один из экранных воплощений Бэтмена, даже с учетом Майкла Китона, нельзя назвать по-настоящему каноническим и неприкасаемым, тогда как Женщина-кошка в исполнении Пфайффер действительно стала эталонной и непреложной на многие-многие поколения вперед), но представила совершенно другую Селину Кайл. Возможно, не столь грациозную и «кошачью», но не менее стильную (перешедшую от стиля садо-мазо-латекса ко стилю милитаризированной элегантности) и эмансипированную. К тому же от суперзлодейки и антигероини Женщина-кошка перешла к почти что супергероини, но благодаря Хэтэуэй, придавшей образу умеренный реалистичный драматизм, переход получился плавным и не сусальным.
Отверженные (Les Misérables, 2012)
Роль обездоленной Фантины в мюзикле Тома Хупера по роману Виктора Гюго принесла актрисе «Оскар» за роль второго плана (ради участия в съемках Хэтэуэй очень коротко остригла волосы). Она сыграла женщину, которая падает ниже и ниже, пока не оказывается на самом дне. Но падает не по своей воле, а потому что социум и его правила ее «отвергают». Чтобы прокормить и обеспечить необходимым внебрачную дочь, которая живет у других людей (и те бессовестно врут Фантине, что девочка сильно болеет и нуждается в дорогих лекарствах), героиня Хэтэуэй сперва тяжело трудится на швейной фабрике и терпит домогательства цехового мастера, затем, когда ее увольняют, продает волосы и зубы, чтобы послать деньги опекунам дочери. И в конце концов становится проституткой. В исполнении Энн Фантина получилась именно такой, какой должна быть квинтэссенция обездоленности, трагедии и падения. Ее невероятно жаль, потому что с ней происходит запредельный максимум всего плохого, ее хочется обнять и защитить от бед и горестей, укрыть от ветра и дождя. Но в то же время в ней чувствуется сила. Подавленная, хрупкая, едва живая…, но все же сила.
Интерстеллар (Interstellar, 2014)
В научно-фантастической эпичной драме Кристофера Нолана Хэтэуэй сыграла ученую Амелию Брэнд, которая летит в космос, чтобы найти там планету, пригодную для жизни и колонизации, так как Земля умирает. Ее экспедиция сопряжена с любовной драмой: десять лет назад в космос отправились другие ученые-астронавты, такие же добровольцы, задача которых была исследовать потенциально подходящие объекты и отправить на Землю необходимые данные, и среди них был возлюбленный Амелии. Когда возникает острый судьбоносный вопрос, каким данным поверить и на какую планету лететь, героиня Хэтэуэй настаивает на планете своего любимого, но прочие члены команды упрекают ее в субъективности и в том, что чувства не дают ей мыслить рационально. И тут актриса произносит монолог о том, что любовь – непостижимая сила, которая движет вселенной (ну или что-то в этом духе). И подобное сентиментальное пустословие в ином случае наверняка прозвучало бы как минимум фальшиво и глупо. Но Амелии хочется верить на все сто, настолько Хэтэуэй в этой сцене душераздирающе искренняя и убедительная. И в итоге, собственно, она оказывается права.
Моя девушка – монстр (Colossal, 2017)
Еще одна плохая девочка в исполнении Энн Хэтэуэй. На этот раз в фантастической инди-комедии от загадочного испанского режиссера Начо Вигалондо. Ее героиня – неудачливая журналистка Глория, которая лишилась работы, рассталась с парнем и тупо просиживает штаны, упиваясь алкогольной депрессией. Вынужденная оставить Нью-Йорк и вернуться в родное захолустье, она поселяется в пустом родительском доме, где даже спать не на чем, и продолжает пить. А затем еще. И еще… Пока ей не приходится в образе гигантского монстра сражаться с гигантским роботом на другом конце Земли… Пародируя «Тихоокеанский рубеж», где сражались гигантские монстры-кайдзю и гигантские роботы-егери, и супергеройские экшны, Вигалондо выдает эксцентричную экзистенциальную драмеди о наших пороках и неудачах, и слабостях, и зависимостях, апатиях и меланхолиях, продиктованных глупым событием из детства. Режиссер чуточку иронизирует над фрейдизмом, а Хэтэуэй играет забавную пьяницу, в которой каждая зрительница узнает чуточку себя.
Анастасия Лях