Монике Беллуччи – 50+, но она по-прежнему считается одной из самых красивых женщин на планете. kinowar.com решил вспомнить ее самые броские кинообразы, сложившиеся в закономерные амплуа.
Беллуччи – не то чтобы великая актриса, но вне всяких великая красавица, так что среди ее персонажей замухрышки не водятся, в основном la femme fatale, либо жертвы собственной красоты. В ней нет той решительности и актерской силы, которая позволила не меньшей красавице Шарлиз Терон изуродовать себя ради фильма «Монстр». Моника из другого теста и едва ли когда-нибудь сыграет дурнушку или чего хуже чудовище. Впрочем, оно и не нужно.
1. Ускользающая красотка
Мелодраматический детектив «Квартира» – первая совместная работа актрисы с будущим мужем и многоразовым партнером по съемкам Венсаном Касселем. Чисто европейское кино, о котором мало кто знает. Куда известнее слащавый голливудский римейк «Одержимость» с Джошем Хартнеттом и Дайан Крюгер, скопировавший «Квартиру» буквально покадрово и в угоду массовому зрителю предельно упростивший и усластивший концовку. Беллуччи играет таинственную девушку, с которой герой встречался и был счастлив два года назад, но которая однажды без всяких объяснений исчезла. И вот будучи на пороге свадьбы с другой избранницей, парень случайно, мельком видит свою старую любовь выбегающей из ресторана и теряющейся в толпе. С этой секунды он задается целью во что бы то ни стало отыскать беглянку… Здесь Моника молода, свежа и обворожительна, особенно в сценах флэшбэков. Черная смолянистая стрижка-каре пышная и послушная, ноль косметики, красное полупальто, короткая юбка, черные прозрачные колготки, спортивные ботинки. Редкое очарование простой уличной незнакомки, без шика и блеска.
2. Жертва молвы
Как известно, красота – одновременно дар и проклятие. Толпа может боготворить красивую женщину и в то же время порицать и проклинать ее (красивого мужчину едва ли). Одна из лучших работ Беллуччи – красавица Малена из одноименного фильма, попранная злыми языками завистливого и ядовитого плебса. Малена – вдова, живущая в маленькой итальянской провинции, где все всё про всех знают и сплетничают до треска за ушами. Когда Малена проходит, вернее плывет по улице – за ней неизменно тянется шлейф мужского вожделения и женской ревности и желчи. Здесь Моника воздушна, женственна, ароматна, напоминает взбитый сливочный крем, маслянистый и невесомый одновременно. Длинные распущенные волосы, приталенные силуэты из мягких обволакивающих тканей, открытые босоножки на не слишком высоких негромко цокающих каблуках, обнаженные голени и волнующие щиколотки. «Малена» – ретро-фильм с исключительно итальянским характером, отсылающий к 60-м и «золотому веку» итальянского кинематографа, темпераментной сицилийской сатире вроде «Брака по-итальянски» и «Развода по-итальянски», молодости Софи Лорен. «Женщина всегда стремится стать такой, какой ее хотят видеть» – эта фраза из советской новогодней комедии «Чародеи» обыгрывается в «Малене» довольно трагическим образом.
В амплуа «жертва молвы» попадает и Мария Магдалина, сыгранная Моникой в «Страстях Христовых» (далее у нас будет образ «проститутка», а Магдалина согласно некоторым трактовкам была, как известно, покаявшейся блудницей, тем не менее оставим ее здесь).
3. Злая колдунья
В первую очередь имеется в виду конкретно тот сказочный персонаж, который разговаривал с волшебным зеркалом и настойчиво выпрашивал похвалу. К слову, выше названная Шарлиз Терон исполнила роль злой королевы в «Белоснежке и охотнике». Беллуччи же сыграла аналогичную героиню в «Братьях Гримм». Правда, в версии Терри Гиллиама Монике достался образ куда похлеще отравительницы яблоком – натурального серийного маньяка. Ее колдунья – истинное чудовище, питающее свою фальшивую молодость кровью и душами юных непорочных деревенских девочек. Такой себе гибрид королевы Равенны и кровавой графини Батори. Готическую красоту актрисы обрамили в вычурные гротескные наряды с едким преобладанием тяжелого пунцового цвета и длиннющие зловещие черные косы.
В этот же образ (то есть образ зла и дьявольщины под маской роскошной внешности) можно вписать эпизодическую роль в «Дракуле», где Беллуччи предстала одной из невест легендарного кровососа. Плюс она сыграла ведьму в «Ученике чародея», однако уже добрую.
4. Клеопатра
Эта партия стоит в кинематографе особняком, и лишь избранные примы могут ею похвастаться (Вивьен Ли, Софи Лорен, Элизабет Тейлор). Моника Беллуччи среди них. И хотя ее Клеопатра – фигура далеко не историческая, а комичный и эпатажный персонаж фэнтезийной приключенческой серии «Астерикс и Обеликс», тем не менее. Костюмы и прически актрисы из этого фильма отлично бы смотрелись где-нибудь в «Пятом элементе» или на Падме Амидале из «Звездных войн».
5. Жертва изнасилования
И снова жертва. Режиссеры любят брать красивых актрис и применять к ним натуралистичный и детализированный садизм. С одной стороны – спекуляция, провокация и даже смакование. С другой – вроде как попытка донести проблематику безоружности женщины перед мужчиной. В «Необратимости» навязчивого скандалиста Гаспара Ноэ героиню Моники Беллуччи до смерти насилуют в грязном подземном переходе, причем сцена длится девять минут без перебивок. События в картине разворачиваются в точном обратном порядке (то есть ее финал – это хронологически начало), прозрачно намекая на общеизвестную истину: в реальной жизни, в отличие от кино, время необратимо, ни при каких условиях и самых неистовых желаниях его невозможно повернуть вспять и предотвратить уже случившуюся трагедию. Вместе с тем от работы Ноэ попахивает не особо скрываемым женоненавистничеством: в произошедшем он косвенно обвиняет саму героиню, которая вышла на улицу совсем одна, в позднее время суток, одетая в тонюсенькое облегающее платье-комбинашку, зазывающе пробиваемое торчащими сосками.
6. Элегантная дама с увесистой пушкой
Речь, конечно же, о «Матрице». В культовой фантастической франшизе Вачовски, после выхода которой мальчики-подростки во всех дворах галдели «мы живем в матрице», на что девочки недоуменно моргали, Беллуччи сыграла Персефону, жену торговца информацией по прозвищу Француз, олицетворяющего бога царства мертвых Аида. Разочарованная в муже, Персефона предлагает Нео помощь в обмен на пылкий поцелуй. Из четырехствольного пистолета сексапильная мадам убивает вампира, прислужника благоверного.
К этому же образу можно отнести персонаж Моники в шпионском триллере «Тайные агенты», где она изобразила нелегкую судьбу спецагента французской разведки, которая тщетно пытается бросить постылое ремесло.
7. Проститутка
И снова о ремесле, постылом. Каждая уважающая себя актриса должна хотя бы раз сыграть проститутку, если не буквально, то фигурально. Моника исполнила свой профессиональный долг и предстала в образе продавщицы любви в комедийном боевике «Пристрели их». Здесь Беллуччи ходит в жуткой искусственной шубе фиолетового цвета и нянчится с грудным малышом, а протагонист в лице Клайва Оуэна повсеместно жует морковку с отсылкой на Багза Банни.
В «Братстве волка» Моника также сыграла труженицу борделя, однако куртизанка Сильвия в итоге оказалась подосланным агентом нехорошей секты. Кроме того зарисовалась дорогой валютной в мелодраматической комедии с самоговорящим названием «Сколько ты стоишь?».
8. Странная женщина
У любого актера должна быть минимум одна странная роль. Драма «Чудеса», получившая в 2014 году гран-при Каннского фестиваля, рассказывает о семье фермеров-пчеловодов. Деспотичный отец использует на пасеке труд четырех своих маленьких дочерей и всячески изолирует их от внешнего мира. Старшая девочка, 14-летняя Джельсомина, мечтает поехать на конкурс местных производителей под названием «Страна чудес», чтобы представить там свой мед и выиграть кучу денег. Моника Беллуччи появляется в эпизодической роли актрисы, снявшейся в рекламном ролике конкурса. В костюме морской царевны, напоминающей переодетую вожатую в детском лагере на празднике Посейдона, она зазывает участвовать в торжестве и дарит Джельсомине заколку со своего серебряного парика.
Анастасия Лях