Увы, человечество собственноручно загнало себя в зависимость от целлюлозы, и едва сумеет когда-нибудь от этой манимании избавиться. Вовсе не любовь, не гуманизм, а бумажки вращают земной шар, готовый в любой момент рухнуть. То есть он уже рухнул, в 2008 году. И Голливуд поспешил об этом рассказать.
Итак, kinowar.com представляет подборку фильмов, посвященных большим, вернее большущим, практически необъятным финансам, которые как в кино, так и в жизни то подозрительно текут в руки, то предательски утекают сквозь пальцы.
«Уолл-стрит» (Wall Street, 1987)
Культовая драма Оливера Стоуна с Майклом Дугласом и Чарли Шином – история о том, как один прожженный финансовый воротила и виртуозный грязный махинатор, не брезгующий ничем ради наживы, пытался переманить на свою алчную, беспринципную сторону молодого амбициозного брокера, но тот, поначалу искренне восхищаясь своим наставником и кумиром, неожиданно восстал против него и его бесчестной, жадной натуры. Обласканная критиками поистине мастерская игра Дугласа принесла ему заветный «Оскар» (уже второй по счету, однако первую статуэтку актер получил за продюсирование, приложив руку к реализации великой драмы «Пролетая над гнездом кукушки»). Любопытно, что изначально роль биржевой акулы хотел исполнить Ричард Гир, которому наверняка тоже удалась бы эта партия, однако нельзя не признать, что в острых чертах Дугласа, в отличие от мягкой и добродушной внешности Гира, априори заложена отрицательность, душа демона-искусителя. Впрочем, несмотря на всю низость и гнусность, персонаж Дугласа сумел вызвать не только восхищение, но даже симпатии, в чем прежде всего заслуга без сомнения талантливого, большого актера.
Интересно, что Оливер Стоун, будучи сыном биржевого брокера, отчасти посвятил картину отцу и в колоссальном успехе героя Дугласа воплотил так и не реализовавшиеся амбиции неудачливого родителя. Режиссер продемонстрировал неприглядную изнанку пресловутой американской мечты, развенчав неприкасаемый культ американского карьеризма. Он показал, что Уолл-стрит – и впрямь стена, глухая и твердая, но отнюдь не несокрушимая (и спустя двадцать лет 2008-й это убедительно доказал).
«Волк с Уолл-стрит» (The Wolf of Wall Street, 2013)
Эта по традиции трехчасовая эпопея Скорсезе, вызвавшая нешуточный скандал в Киноакадемии, представляет собой по сути громкую, нахальную, беспрестанную вакханалию. Но зато это самый смешной фильм сицилийского мэтра. В основе картины – фееричная биография находчивого и харизматичного брокера Джордана Белфорта, который в начале 90-х открыл собственную фирму и заработал тонны денег на мошенничестве и финансовых аферах, после чего быстро попал в поле зрения ФБР. Помимо кокаиновых оргий и карнавального сумасшествия лента может похвастаться и полезными познавательными моментами, например, эпизодом, где Белфорт доходчиво объясняет, как со стопроцентной результативностью впарить клиенту шариковую ручку. И, честно говоря, именно в «Волке с Уолл-стрит» ДиКаприо сыграл свою лучшую роль, а вовсе не в «Выжившем» (особенно памятна сцена, где герой, пребывая под забористым кайфом, долго сползает по лестнице). Несмотря на яростное негодование некоторых киноакадемиков, которые демонстративно выбежали из зала после показа и не постыдились высказать Скорсезе свое «фэ», фильм удостоился пяти номинаций на «Оскар», в том числе в главной категории, а также за режиссуру, сценарий и актерскую игру.
«Игра на понижение» (The Big Short, 2015)
Если коротко, это история о том, как несколько проницательных и очень умных людей предсказали глобальный экономический кризис 2008 года и заработали на нем миллиарды. Эталонный пример того, как заведомо скучную, непонятную, специфическую тему, насыщенную банковской терминологией, раскрыть на живом, доходчивом, остроумном и нетривиальном киноязыке. Если вы до сих пор не в курсе, почему обвалилась мировая экономика и как так случилось, что мыльный пузырь раздувался-раздувался и все-таки лопнул, – то вам определенно сюда. Вместо занудных дядек в отглаженных костюмах про рынок недвижимости и ипотечный кредит, с которых, собственно, и началась жопа, вам расскажет, в частности, обнаженная Марго Робби, попивая шампанское в пенистой ванне. Лента заработала пять номинаций на «Оскар», из которых одержала одну победу: за лучший адаптированный сценарий. Попал в гонку и бесподобный Кристиан Бэйл, сыгравший типичного гения-фрика, да еще и с одним стеклянным глазом, который первым просчитал и спрогнозировал обвал.
«Предел риска» (Margin Call, 2011)
А этот фильм – удачный пример диаметрально противоположного подхода к той же теме. Он сухой, холодный, предельно серьезный и труднодоступный. Взять хотя бы название, которое в оригинале звучит как Margin Call, что означает маржин-колл – «момент, когда на лицевом счете трейдера возникает нехватка свободной маржи, и он вынужден или пополнить счет, или закрыть часть открытых торговых позиций». Если вы не оканчивали финфак, то вряд ли поймете, о чем речь. К тому же «Предел риска» – камерный, почти герметичный, едва ли выходящий за пределы офисных кабинетов Уолл-стрит и разворачивающийся в рамках одной решающей ночи. Здесь как раз действуют те самые занудные дядьки в отглаженных костюмах, самые топовые топ-менеджеры, которые в один момент понимают, что спустя несколько часов все рухнет к чертовой бабушке, и это уже не остановить. Картина также номинирована за лучший сценарий и, несмотря на сложность и бесстрастность, смотрится напряженно и небезынтересно. Плюс пестрит суровыми звездными лицами Кевина Спейси, Джереми Айронса, Стэнли Туччи, Пола Беттани и Деми Мур.
«Бойлерная» (Boiler Room, 2000)
Перейдем к качественной попсе (о чем свидетельствует как минимум лысая черепушка Вина Дизеля на постере), не претендующей на «Оскары», но задающей очень правильные простые вопросы. «Если ты такой умный, где же твои деньги?» – гласит слоган фильма. Главный герой – молодой шулер, мечтающий о большом бабле. Однажды в его маленькое подпольное казино заходит богатый и представительный «белый воротничок» и зазывает работать на некую брокерскую фирму, сулящую быстрый карьерный рост и внушительную зарплату. Герой соглашается – и деньги действительно льются рекой. Вот только, как известно, шаровый сыр бывает только в мышеловке… А теперь признайтесь, сколько раз вы задавались вопросом, почему какая-то глупая курица или напыщенный петух ездят на новеньком авто, а вы со своими мозгами трясетесь в маршрутке? Почему они летают на Кипр и Мальту, а вы кормите комаров на озере на даче?
«В компании мужчин» (The Company Men, 2010)
Как и в предыдущем фильме, здесь снимается Бен Аффлек (актеру идут белые воротнички). Плюс Кевин Костнер, Томми Ли Джонс и Крис Купер. Мировой кризис уже прогремел, крупная корпорация избавляется от филиалов и второстепенных работников, чтобы остаться на плаву. Сперва увольняют самых «незначительных», затем дело доходит до сотрудников среднего звена и наконец под сокращение попадает один из основателей фирмы. Привыкшие жить на широкую ногу, эти люди сперва пытаются приспособиться к новым условиям, а затем намереваются изменить некомфортные обстоятельства. Вот только хорошо знакомый им старый удобный мир едва ли когда-нибудь вернется.
«Слишком крут для неудачи» (Too Big to Fail, 2011)
Эта телевизионная драма с игривым названием является фактичной хроникой политических и экономических действий, повлекших за собой глобальный кризис 2008-го, начавшийся с краха американского рынка недвижимости. В центре печально известных событий – министр финансов США Генри Полсон и его ближайшая команда соратников. Полсон предстает в картине эдаким новым американским героем, не без недостатков и ошибок, но все же фигурой явно положительной, пытающейся во что бы то ни стало и чуть ли не в одиночку спасти плачевное положение дел на всей планете. В основу телефильма, поставленного для кабельного канала HBO, легла документальная книга под длинным названием «Слишком большие, чтобы рухнуть: Инсайдерская история о том, как Уолл-стрит и Вашингтон боролись, чтобы спасти финансовую систему от кризиса и от самих себя», написанная постоянным корреспондентом газеты The New York Times Эндрю Росс Соркиным. Лента с участием Уильяма Херта, Джеймса Вудса, Пола Джаматти и Билла Пуллмана номинировалась на «Эмми» и «Золотой глобус».
«Инсайдеры» (Inside Job, 2010)
А вот это документально-криминальное расследование, озвученное Мэттом Дэймоном и получившее заслуженный «Оскар», не считает чиновников положительными фигурами. Без малого два часа разоблачительных интервью с политиками, экономистами, журналистами, профессорами и докторами наук, ерзающими на стуле и запинающимися от неудобных вопросов в лоб, возможно, приоткрывают самую большую тайну современного мира: в чьи карманы утекли двадцать триллионов долларов? (именно в такую сумму был оценен общий убыток от падения мировой экономики).
«Капитализм: История любви» (Capitalism: A Love Story, 2009)
Годом ранее свою версию все тех же катастрофических событий представил монстр документалистики Майкл Мур. Режиссер обрушивается с аргументированной критикой на республиканцев, на выше упомянутого Генри Полсона, на весь Уолл-стрит с его недальновидными топ-менеджерами, на коррумпированных чиновников, на банки и корпорации, совершившие «самый большой грабеж в истории страны». Но постановщик по-прежнему свято и наивно верит в демократию. И в этом его слабость… На кинофестивале в Венеции «Капитализм» получил «Малого золотого льва».
Анастасия Лях