Тома Харди слишком много не бывает. Если бы актер умудрился в каком-нибудь фильме исполнить сразу все роли, зритель наверняка был бы счастлив. Однако не факт, что подобный эксперимент благодатно бы отразился на имидже и карьере (вспомним чудовищные комедии многоликого Эдди Мерфи, закопавшие популярность комика с потрохами). С ролью гангстеров-близнецов Харди справился, но сами герои, увы, смогли справиться только друг с другом.
«Легенда» – экранизация книги Джона Пирсона «Профессия – насилие: Взлет и падение близнецов Крэй», которая в свою очередь основана на жизни реальных братьев-гангстеров Реджи и Рона Крэй, заливавших кровью Лондон 1960-х. На пороге дома появляется статный отглаженный Харди в образе Реджи (того брата, «который красивый»). Дверь открывает миниатюрная девушка с большой прической (Эмили Браунинг), сосущая лимонный леденец. «Вкусно?» – «Хочешь попробовать?». Низкорослая соблазнительница (с, простите, кривенькими колесообразными ножками) вынимает изо рта конфету и протягивает незнакомцу, которую тот в свою очередь тут же раскусывает. «Зачем ты ее раскусил?» – «А как по-другому скорее добраться до начинки из сладкого варенья?» – «Нужно иметь терпение…». Но у бандитов, как известно, нет времени на терпение, они рано отправляются либо в тюрьму, либо в могилу.
После почти сексуальной сцены с леденцом Реджи вызволяет из психушки брата-громилу Рона, шизофреника-гомосексуалиста с физиономией свирепой гориллы, засунувшей за щеки два ореха (для этого Харди налепили широкий нос и что-то действительно засунули в рот). И с этой минуты любовь, как обычно случается в гангстерских фильмах, смешивается с насилием и кровью.
Проблема «Легенды», которой при столь претенциозном названии и всех стараниях Тома Харди уж точно не стать легендарной, в том, что она – как тот лимонный леденец, только без варенья внутри. В одном из эпизодов душевно больной и зачастую напрочь неадекватный Рон, приревновавший Реджи к его новоиспеченной подружке, говорит перепуганной девушке (рост которой от страха стал еще меньше): «Ты – пустая. В тебе никогда не было и никогда не будет ничего, кроме члена моего брата». Так вот в фильме Брайана Хелгеленда (на минуточку, оскароносного сценариста «Секретов Лос-Анджелеса» и «Таинственной реки»), к сожалению, тоже ничего нет, кроме члена харизмы Тома Харди. Он – полый и одномерный.
История подается со слов героини Браунинг, ее голосок регулярно звучит за кадром, изнеживая и без того не особо мужественный сюжет. Явно не справившись с прописыванием персонажей и их поступков, Хелгеленд прибегает к помощи закадрового повествования, что в профессиональных кругах считается крайней мерой, последним отчаянным инструментом, палочкой-выручалочкой, спасающей небрежные сценарии. Выстраивая драму на классическом треугольнике, где между двумя мужчинами возникает «роковая женщина» (с той лишь разницей, что одна из любовей – братская), режиссер, не заморачиваясь и не желая растрачивать силы на многослойность и многозначность, просто развешивает ярлыки: жертва, монстр и говно в проруби между жертвой и монстром.
Смотрите легально на MEGOGO
Мы видим, что Рон – агрессивный параноидный шизик, но не получаем ни малейшего представления, по какой причине он таковым стал (единственное, что привлекает в его образе, – открытые и напористые признания в гомосексуализме). В фильме имеется любопытный намек на мать, которая, приложи Хелгеленд усилие, могла бы выступить чертовски интересным и эффектным персонажем второго плана, но она появляется в кадре лишь дважды в общей сложности минуты на полторы: в первом случае заваривает чай и бубнит про бездарную невестку, во втором – нарезает пирог и любуется сыновьями.
Со вторым планом вообще большая печаль: зачем режиссер приглашал Пола Беттани – загадка из загадок.
И хотя «Легенда» – болванка, за неимением других наполнителей начиненная двойной порцией хорошего актера, она, по крайней мере, не создает впечатление карикатурной борьбы с собственным отражением в кривом зеркале. Харди действительно удается сыграть похожих, но разных людей.
Анастасия Лях
Легенда (Legend)
2015 год, Великобритания/ Франция
Продюсеры: Тим Беван, Крис Кларк, Квентин Кертис
Режиссер: Брайан Хелгеленд
Сценарий: Брайан Хелгеленд, Джон Пирсон
В ролях: Том Харди, Эмили Браунинг, Дэвид Тьюлис, Колин Морган, Тэрон Эджертон, Кристофер Экклстон, Пол Беттани, Чазз Пальминтери
Оператор: Дик Поуп
Композитор: Картер Бёруэлл
Длительность: 131 минута/ 02:11