Классическая готика – нынче столь редкое явление в кино, что каждое ее пришествие на экраны сродни большим именинам истосковавшейся по тонким вытянутым башням и тонким вытянутым обликам души. А когда у руля готики Гильермо дель Торо – двойной праздник.
Юная доверчивая американская писательница Эдит Кушинг (Миа Васиковска), которую с детства преследуют призраки, оказывается во власти роковых чар заезжего английского аристократа Томаса Шарпа (Том Хиддлстон), не располагающего завидными средствами, но такого стройного, грациозного, обольстительного и печального, что невозможно устоять. Игнорируя знаки внимания всецело положительного молодого доктора (Чарли Ханнэм), не взирая на внезапную и загадочную кончину отца (раскромсавшего полголовы об умывальник во время бритья), который решительно не дал своего благословения на союз с подозрительным иностранцем, и не смотря на запугивания странной сестры избранника (Джессика Честейн), говорящей ледяными метафорами про неизбежно умирающих бабочек и таящихся в темноте мотыльков, – Эдит бросает все, бросается в объятия и следует за возлюбленным и новоиспеченным супругом за океан, в его монструозный старинный родовой замок, возвышающийся грозным потрепанным шпилем на Багровом пике…
Традиционный английский готический роман – это не столько хоррор, сколько любовная история во мраке ужаса, но на волне романтизма. Свечи, призраки, тени за занавесками, длинные распущенные волосы, белые до пола сорочки, шепот, стоны, крики, скрипы и завывание ветра в ночи – все эти атрибуты непременно сочетаются с чувственностью, трепетом и одновременно некой непреодолимой преградой во взаимоотношениях мужчины и женщины. Один из лучших готических романов – «Ребекка» Дафны дю Морье, роскошно экранизированная Хичкоком в начале 40-х. Примечательно, что «Ребекка» выросла из классической викторианской «Джейн Эйр», с которой ее роднило не только наличие мрачного готического поместья, печального байронического героя, скромной целомудренной героини и сумасшедшей женщины, препятствующей счастью влюбленных, но даже сцена тотального пожара, устроенного шизофреничкой. И что еще интереснее, Миа Васиковска за несколько лет до «Багрового пика», заботливо наследующего традиции выше названных романов, сыграла Джейн Эйр в самой свежей на сегодняшний день экранизации.
Готическим романом отчасти можно назвать даже «Собаку Баскервилей» Конан Дойля, сюжет которой, между прочим, тоже аукнулся в картине дель Торо.
Известный мастер страшного фэнтези совершенно пленительным и магическим образом выдувает на современный экран атмосферу подзабытого литературного жанра со всей его сакральной символикой и одновременно вкрапливает в классическую форму новые авторские штрихи, вполне созвучные с устоявшейся атрибутикой. Так, например, появляются бабочки; горький чай из бузины; окровавленная фигура с чертами Бледного человека, слепого монстра из «Лабиринта Фавна»; связка ключей из сказки про Синюю бороду; красная глина, в которой утопает замок, словно в кровавых подземных водах; девственный оазис белого снега посреди черного угрюмого холла, неспешно и поэтично летящего сквозь дыры в прогнившей кровле и самым лирическим образом рифмующегося с невинностью героини; зловещая железная машина, требующая крови во всех буквальных и фигуральных смыслах: глины, денег, убийств (как тот алхимический скарабей «Хронос», высасывающий соки в обмен на бессмертие, из одноименного дельторовского дебюта).
Смотрите легально на MEGOGO
Роскошные костюмы, сложные витиеватые декорации, идеально вписавшиеся в роли актеры… Хиддлстону с его нативным аристократизмом, изяществом, благородной бледностью и изысканной худобой и вовсе на роду написано играть либо богемных депрессивных рефлексирующих вампиров (что он уже сделал), либо байронических героев готических романов.
И все бы было прекрасно и магнетически в «Багровом пике», если бы с первых же кадров не прочитывался весь сюжет целиком, не таящий в себе, увы, ни единого сюрприза.
Анастасия Лях
Багровый пик (Crimson Peak)
2015 год, США
Продюсеры: Гильермо дель Торо, Каллум Грин, Джон Дж. Джашни
Режиссер: Гильермо дель Торо
Сценарий: Гильермо дель Торо, Мэттью Роббинс
В ролях: Миа Васиковска, Джессика Честейн, Том Хиддлстон, Чарли Ханнэм, Джим Бивер, Берн Горман
Оператор: Дан Лаустсен
Композитор: Фернандо Веласкес
Длительность: 120 минут/ 02:00