Музыкальный байопик «Я видел свет» с Томом Хиддлстоном в роли легендарного кантри-исполнителя Хэнка Уильямса, который считается отцом современного звучания кантри.
События в фильме стартуют с 1944 года, опуская детство певца (его привязанность к матери раскрывается уже во взрослые годы). Рассказ начинается со свадьбы, вернее, скромной росписи без свидетелей во время скверной дождливой погоды. Уильямсу на тот момент всего 21 год. Избранница героя – Одри Шеппард, которую мать Хэнка, естественно, терпеть не может. Одри быстро вытесняет свекровь и сама становится менеджером мужа, продвигая его на радио и намереваясь заполучить контракт с именитым лейблом MGM Records, что в итоге супругам таки удается (правда, благодаря не столько стараниям Одри, сколько таланту самого Хэнка).
Пока же герой начинает отвыкать от пьяной публики провинциальных пабов и привыкает быть кумиром радиослушателей, его жена, обеспокоенная карьерой не только благоверного, но и собственной, решает тоже стать звездой и настойчиво требует выступлений дуэтом. И хотя все вокруг, включая мать, твердят, что чудовищный голос и амбиции Одри угробят едва обрушившийся на него успех, Хэнк не может обидеть жену. Впрочем, внезапная беременность горе-певицы спасает и публику, и самого Уильямса. Но брак к тому времени все равно уже трещит по швам, как и здоровье легенды…
Режиссер фильма Марк Абрахам больше известен как продюсер. На его счету, в частности, продюсирование мокьюментари-хоррора «Последнее изгнание дьявола», мрачной фантастики «Дитя человеческое» и римейка «Робокопа». В качестве постановщика он снял всего одну ленту, не считая истории Хэнка Уильямса. Дебютная работа Абрахама под названием «Проблеск гениальности» также является биографией и повествует о профессоре-изобретателе Роберте Керне, придумавшем автомобильные стеклоочистители с прерывистым режимом работы, то есть движущиеся медленнее или быстрее в зависимости от силы дождя.
То есть вместо того чтобы снять помпезный байопик о, к примеру, Генри Форде, основателе одноименной автомобильной компании, Абрахам снимает маленькую историю маленького человека, придумавшего «дворники» с переключателем скорости. А вместо того чтобы выпустить взрывную биографию Фредди Меркьюри или Курта Кобейна, режиссер обращается к жизни малоизвестного за пределами Штатов кантри-музыканта и делает опять же маленькое, не особо заметное кино. И это достойно уважения.
Смотрите легально на MEGOGO
«Я видел свет» («I Saw the Light») – название одной из композиций Хэнка Уильямса и одновременно кредо его жизни: прожить недолго, но ярко, как вспышка. «Я видел свет, у меня было в жизни что-то хорошее», – как бы говорит герой. Печаль почти всех байопиков о культовых музыкантах в том, что они работают по одному и тому же зашарпанному лекалу: путь к славе, пик славы, женщины (или мужчины, не суть), алкоголь, наркотики, боль, падение. Потому что музыканты, даже гении (вернее, особенно гении), к сожалению, проживают одну стереотипную жизнь на всех. Причем неважно, рок-звезда или кантри-легенда. «I Saw the Light» относится к любому из них. Как и «I’ll Never Get Out of This World Alive» («Мне никогда не выбраться с этого света живым») – последний сингл Уильямса.
Понятно, сценаристы не могут написать «он был необычным музыкантом, никогда не пил и не принимал морфин», если герой пил и принимал. Но строить историю только на этом – дело, увы, неблагодарное. Либо необходимо выискивать и акцентироваться на фактах, отличных от статьи в википедии, либо режиссер должен изобрести такую форму подачи, ни на что не похожую, чтобы избитый сюжет заговорил со зрителем на незнакомом киноязыке.
Абрахам же ничего такого не делает, он просто снимает «правильный», немного затянутый байопик. Тем не менее, «Я видел свет» производит приятное впечатление. И в первую очередь, благодаря Тому Хиддлстону. Конечно, когда 34-летний исполнитель говорит «Мне 23», это озадачивает, но убедительность и обаяние британца тотчас и бесповоротно обезоруживают. Хиддлстон выкладывается буквально до пота: когда его персонаж покрывается болезненным слоем испарины, кажется, что это не грим, а натуральное перенапряжение, настолько самозабвенно старается и вживается в образ актер.
Режиссер не порывается удручить публику. В такт названию фильма и песни он всячески «освещает» рассказ, буквально и фигурально, используя даже комические приемы. Так, сразу же за сценой, в которой Хэнк ссорится с Одри и она бросается (на словах) подаренной шубой, следует кадр, где из этой же распахнутой шубы выплывают пышные груди некой девицы, в объятиях которой герой ищет утешение. Или вот эпизод «Какое же это чудо! Я буду отцом!» сменяется совершенно измотанной кислой физиономией, склонившейся над расхныкавшимся среди ночи младенцем.
«Боже! Почему все мои женщины беременеют еще до того, как я успел к ним прикоснуться».
Словом, ямочки Хиддлстона и ритмичные покачивания задом под гитару действительно дарят свет. А все остальное – издержки музыкальных биографий.
Анастасия Лях
Я видел свет (I Saw the Light)
2015 год, США
Продюсеры: Марк Абрахам, Аарон Л. Гилберт, Эрик Ньюман
Режиссер: Марк Абрахам
Сценарий: Колин Эскотт, Марк Абрахам
В ролях: Том Хиддлстон, Элизабет Олсен, Дэвид Крамхолц, Брэдли Уитфорд, Мэдди Хассон, Ренн Шмидт, Черри Джонс, Джош Пэйс
Оператор: Данте Спинотти
Композитор: Аарон Цигман
Длительность: 123 минуты/ 02:03