История повторяется. Это борьба крови и электричества.
Более тридцати лет Стэнли Кубрик вынашивал идею снять экранизацию книги Брайна Олдисса «Суперроботы живут все лето», но к началу создания картины ушел из жизни, и его друг Стивен Спилберг в память о великом режиссере воплотил его замысел под названием “Искусственный разум” в жизнь. Несмотря на номинации во всех конкурсных программах, по достоинству отметила его лишь кинопремия “Сатурн” и отдала свои 5 статуэток.
Пришло время, когда человечество вошло в двери новой эпохи, где ключевое место занимают технологии. В силу глобального потепления, общество было вынуждено перебраться вглубь континентов и пребывать под надзором государства, дабы избежать прироста населения. Поэтому появились роботы – грамотно собранные существа из крохотных деталей для упрощения жизни. Они не требуют сна, затрат, капиталовложений, отдачи и любви к себе. Всего навсего – техника, основа, которой построена на стимулах и реакциях, ни о каких чувствах не может быть и речи. Вследствие того, что наука не стоит на месте, в свет выходит ребенок-робот, который способен любить, достаточно лишь переключить тумблер. Таким способом можно осчастливить много бездетных семей и дать второй, третий шанс на безоблачное будущее одиноким парам.
В основу сюжета картины Спилберга лежит история о ненастоящем 11-летнем мальчике Дэвиде (Хэйли Джоэл Осмент) с настоящими чувствами. Такой прообраз ребенка рискнула приобрести семья потому как их родной ребенок оказался в коме и находится под круглосуточным наблюдением врачей, не имея малейших шансов на выздоровление. Прототип сына – Дэвид – был наделен возможностью стать первым роботом в своем роде и заменить настоящего ребенка, вместе со всеми вытекающими полномочиями. Так как до этого все роботы были универсальны и прекрасно справлялись со своими задачами: уборка, готовка, стирка и т.д., на этот раз возникает функция: “любить” и требовать это чувство взамен. Какие могут возникнуть последствия в связи с таким рывком в эволюции?
Стивен Спилберг вместе с автором книги Брайаном Олдиссом, работая над сценарием, оставили видные невооруженным глазом, пробелы. Главный герой, после включения режима: “любить маму”, оказывается по стечению обстоятельств в лесу, вместе с игрушечным медведем Тедди (прим. “психология для сценаристов” – является прототипом старца-мудреца, который помогает Дэвиду выходить из сложных ситуаций, так же как и сверчок в сказке о Пиноккио) и впервые испытывает боль с глубоким чувством одиночества. Чем руководствовалось мама, зная, что ребенок-робот запрограммирован на чувства, оставляя его одного в неизвестном месте? – Явно, не гидом не эксплуатации роботов.
Смотрите легально на MEGOGO
“— Если робот будет искренне любить человека, какую ответственность накладывает на человека эта любовь? Это вопрос этики.”
Этот вопрос так и не был раскрыт. Нельзя назвать это историей о добрых роботах, которых используют в корыстных целях злые люди, и это даже не история о взаимоотношениях ребенок-мать со всеми вытекающими последствиями, как эдипов комплекс. Это история о поиске своего места в мире, о парадоксальности наших желаний в соответствии с нашими возможностями. О том, как важно быть любимым и дарить эту любовь в ответ, не причиняя боли. Любовь бывает разная, если ее слишком много, то ею можно и отпугнуть, но, как это объяснить роботу, который, будучи непорочным, просто любит и все? “Если он создан для любви, то резонно, что он умеет и ненавидеть”. В течение фильма Дэвид вместе с медведем и его другом Жиголо Джо (Джуд Лоу) скитаются по свету в поисках, грубо говоря, утраченного символа, дабы дать ответ на вопрос о своем собственном происхождении.
“Искусственный разум” с точки зрения сказки – прекрасная инициация из мальчика во взрослого мужчину, который, несмотря на все преграды, время и жестокость мира, смог не сбиться с пути и продолжить двигаться по зову своего железного сердца. С точки зрения полноты картины – тема не раскрыта. Есть масса фильмов, которые наделяют робота чувствами и вводят его в жизнь людей, тот же “Двухсотлетний человек” Криса Коламбуса. Спилбергу, как мастеру декораций, не удалось спрятаться за пеленой техники, спецэффектов, начинающей звездой Хэйли Джоэл Осментом и красивой мордашкой Джуда Лоу.
Анастасия Приходько
Искусственный разум (Artificial Intelligence: AI)
2001 год, США
Продюсеры: Бонни Кертис, Кэтлин Кеннеди, Стивен Спилберг
Режиссер: Стивен Спилберг
Сценарий: Стивен Спилберг, Брайан Олдисс, Йен Уотсон
В ролях: Хэйли Джоэл Осмент
Джуд Лоу
Фрэнсис О’Коннор
Сэм Робардс
Джейк Томас
Уильям Хёрт
Кен Люн
Кларк Грегг
Кевин Сасмэн
Том Гэллоп
Оператор: Януш Камински
Композитор: Джон Уильямс
Длительность: 146 минут / 02:26