Нет, это не знаменитая песня Джоан Осборн о Боге, который может быть одним из нас, просто незнакомцем, добирающимся домой на автобусе, а маленькая европейская социальная драма, основанная на реальных трагических событиях, которую показали украинским зрителям в рамках фестиваля австрийского кино. История о том, что Бога нет, есть только мы, разделенные на «одних из тех» и «одних из этих», но по сути одинаковые, маленькие, случайные, безымянные, подходящие под среднестатистический профиль рядового покупателя, отправившегося в супермаркет за кукурузными хлопьями и заодно прихватившего пачку презервативов и шоколадный батончик или стиральный порошок и пару черных носков ходового сорок четвертого размера. И умираем мы там же, среди груды нажитого бессмысленного товара.
Фильм начинается и заканчивается одним и тем же кадром: вместо крови по экрану растекается ярко-голубая жидкость для выведения пятен. На нее сегодня в супермаркете акционная скидка.
Действие разворачивается в захолустном австрийском пригороде, центром жизни которого является один-единственный гипермаркет, красочный, завлекательный, с картонным широко улыбающимся кассиром на входе. В нем и пересекаются судьбы всех персонажей. Один парень, в свое время бросивший учебу и связавшийся с дурной компанией, пытается исправиться и устраивается в магазин на работу. Другой, типичный представитель местечковой районной гопоты, наматывает круги на дребезжащей рычащей тачке, закидывается колесами и бухлом и якобы мечтает провести время с маленьким сыном, которого увезла подальше от беспорядочного отца экс-подруга. Третий только что вышел из тюрьмы и жаждет новых приключений на задницу. Четвертый, совсем юный, скромный и еще не испорченный, встречается с девушкой и, казалось бы, имеет шанс на нормальное отрочество, но, как водится, попадает под плохое влияние…
На первый взгляд «Один из нас», отчасти созвучный с американской «Станцией «Фрутвейл», некогда ставшей триумфатором «Сандэнса» и раскрывшей актерский потенциал Майкла Б. Джордана, выглядит очередной тоскливой получернухой о трудных подростках и серости провинциального прозябания. Но на деле оказывается чем-то большим, универсальным и даже метафоричным.
Неслучайно Стивен Кинг, когда писал свою знаменитую повесть «Туман» (она же «Мгла»), лишь прикидывающуюся примитивным хоррором про отвратных монстров, но в действительности являющуюся тонким психологическим ужасом о чудовищной природе загнанного в безвыходные необъяснимые обстоятельства социума, разворачивал практически все действие в супермаркете. Универмаг – идеальный горизонтальный срез общества, который, с одной стороны, дифференцирует, с другой, унифицирует все социальные слои и характеры. И это иллюстрация мнимого изобилия, фальшивого, синтетического благополучия.
Смотрите легально на MEGOGO
«Вы нерешительный или решительный покупатель по шкале от нуля до десяти?» – спрашивает на выходе аналитик в белой рубашке и галстуке с такой серьезностью, как будто покупка хлопьев может перевернуть мироздание или изменить чью-то жизнь. «Самые привлекательные товары должны стоять на уровне груди. Вот куда смотрит клиент». Пуля тоже летит на уровне груди. И меняет чью-то жизнь навсегда.
Анастасия Лях
Один из нас (One of Us)
2015, Австрия
Продюсеры: Карин Бергер, Араш Т. Рияхи
Режиссер: Стефан Рихтер
Сценарий: Стефан Рихтер
В ролях: Андреас Луст, Маркус Шляйнцер, Кристофер Шерф, Доминик Маркус Сингер, Саймон Морзе
Оператор: Энцо Бранднер
Композиторы: Maja Osojnik, Matija Schellander
Длительность: 86 минут/ 01:26