Наверное, для украинского зрителя, вернее для любого неамериканского зрителя Капитан Америка никогда не станет главным супергероем. У нас все равно будут больше любить Железного человека. И даже Халк будет как-то что ли роднее. А меж тем, «Первый мститель» – лучшая марвеловская франшиза, и Крис Эванс в образе Стива Роджерса – идеал не только супергероя, но мужчины, друга, солдата, гуманиста, просто человека в конце концов.
И хотя «Первый мститель: Противостояние», третий по счету фильм о Капитане, справедливо получил прозвище «Мстители 2,5» (персонажей на экране столько, что разбегаются и глаза, и симпатии), все равно первую скрипку играет Роджерс и его сверхчеловеческая преданность не женщине и не родине, а другу детства.
По традиции повествование стартует с масштабной экшн-сцены. Мстители выполняют задание в Африке, но в ходе миссии гибнут мирные жители. Правительства стран, опечаленные и раздосадованные исходом операции, решают приструнить бесконтрольных сверхлюдей, то есть урезать свободы супергероев. Мстителей принуждают подписать международные соглашения, которые ограничат их полномочия. Тони Старк, встретивший на конференции мать погибшего в Соковии мальчика, понимает, что так продолжаться не может: по вине команды не должны умирать невинные. Стив Роджерс понимает другое: он и компания станут попросту марионетками в руках политиков-кукловодов. Конфликт существенно обостряется, когда речь заходит о ликвидации Зимнего солдата, то есть Баки, в котором Стив все еще видит лучшего друга, а не машину-убийцу «Гидры». Сплоченность защитников терпит раскол, и, как говорится, брат идет на брата.
Можно, конечно, упрекнуть Marvel в показной политкорректности. Слишком уж симметрично, правильно, толерантно распределяются герои по разным сторонам баррикад: по чернокожему туда и туда, по одной женщине и по одному клоуну, не хватает разве что гея и лесбиянки (хотя в команде Старка двое «цветных», так что «Оскар» уходит ему). Но в отличие от DC, Marvel всегда прячет в рукаве неожиданный поворот, чей-то непредсказуемый или даже нелогичный поступок. И если студия сталкивает своих «детей», то сталкивает не на жизнь, а на смерть, ну почти на смерть.
Недавно в прокате прошел «Бэтмен против Супермена», ставший для многих фанатов большим разочарованием. Зак Снайдер снял специальное вступительное видео, в котором попросил уже посмотревших не спойлерить сюжет своим друзьям и знакомым, не постить его в соцсетях. И это было смешно, поскольку спойлерить оказалось совершенно нечего, все и так показали в трейлере: сперва Бэтмен и Супермен сойдутся в поединке, а потом быстро помирятся и выйдут сообща против общего врага, чуть ли не лобызаясь в щеки. Авторы «Противостояния» («Гражданской войны») не повторяют ошибки Снайдера: Капитан Америка против Железного человека выступает по-настоящему, и какая-нибудь нелепость и глупость вроде «о, наши папы сидели за одной партой» не остановит кровопролитие.
Смотрите легально на MEGOGO
Братья Руссо, уже продемонстрировавшие мастерство постановки боевых сцен в «Зимнем солдате», снова поражают виртуозным экшном, причем самое поразительное в нем – не нагромождение спецэффектов, а наоборот, приземленность и реалистичность. А трясущаяся камера, не свойственная супергеройским блокбастерам, усиливает иллюзию отсутствия компьютерной графики.
Еще один сюрприз от Marvel: первая половина фильма проходит практически без прибауток и колкостей. Но ровно в тот момент, когда серьезность и драматичность начинают зашкаливать, возникают Питер Паркер и Человек-муравей («колготки» и «а это кто?»). Американские критики единогласно одобрили юного Тома Холланда, который станет лицом и телом нового Человека-паука на ближайшие несколько лет. Сперва актер кажется дурачком-простачком, птенчиком-сморкачом, но к нему проникаешься в считанные секунды: наконец-то Паркер, как и сказано в комиксе, – сущий ребенок, наивный, восторженный школьник, преисполненный юношеского максимализма и искренне переживающий за несделанные уроки. На фоне больших дядек он в своих колготках – как пупс в ползунках и одновременно самый чистый герой, не замыленный местью и эго.
(а у Черной пантеры – очень красивый костюм).
Именно месть движет сразу несколькими персонажами «Противостояния». Здесь уже нет грандиозных планов по разрушению планеты и уничтожению человечества, нет даже ярко выраженного злодея, есть сугубо личные мотивы и личные драмы. И хотя Роджерсом движет вовсе не месть, а наоборот, прощение, он, как и другие, ставит личное выше общественного. Потому что даже идеальный Капитан Америка идеален лишь на девяносто девять процентов.
Анастасия Лях
Первый мститель: Противостояние (Captain America: Civil War)
2016 год, США
Продюсеры: Кевин Файги, Виктория Алонсо, Митчелл Белл
Режиссеры: Энтони Руссо, Джо Руссо
Сценарий: Кристофер Маркус, Стивен МакФили, Марк Миллар
В ролях: Крис Эванс, Роберт Дауни мл., Скарлетт Йоханссон, Себастьян Стэн, Энтони Маки, Дон Чидл, Джереми Реннер, Чедвик Боузман, Пол Беттани, Элизабет Олсен, Пол Радд, Том Холланд, Даниэль Брюль, Эмили ВанКэмп, Уильям Херт, Мартин Фриман, Мариса Томей, Джон Слэттери
Оператор: Трент Опалок
Композитор: Генри Джекман
Длительность: 147 минут/ 02:27