«Сдуреть, как летит время», – каламбурит Безумный Шляпник, приподнимая, будто крылья, размашистые плечи витиеватой одежки, в которую облачен сурово-комичный персонаж по имени Время (долговязо-обаятельный Саша Барон Коэн). Это самая смешная шутка в сценарии сиквела бертоновской «Алисы». В остальном же история и не особо смешная, и не особо серьезная; и не то чтобы детская, и не то чтобы взрослая; и не совсем бессмысленная, но и смыслом не наделенная. Словом, ненадобный сиквел ненадобной экранизации.
«Алиса в Стране чудес» Тима Бертона, сознательно отошедшая от книги Льюиса Кэрролла, увы, не сумела рассказать интересную историю. Впечатлила сюрреалистичными декорациями, позабавила гротескными персонажами и вычурными костюмами, но так и не рассказала бунтарскую сказку с аллегорическим подтекстом. Политические подоплеки и выпады Кэрролла были аккуратно опущены, а феминизм, заложенный в главную героиню, опошлен. Алиса Мии Васиковской не разоблачила абсурдный мир, а наоборот, влилась в него с потрохами и даже стала его прислужницей, «девочкой по вызову»: Алиса, сделай то; Алиса, сделай это. Вся ее эмансипация свелась к тому, что она отказалась выйти замуж за дурака и взяла в руки меч. Но мозгов образу это ничуть не прибавило, тогда как оригинальная путешественница по сновидениям, созданная писателем-математиком, ловко пускала в ход точный и ясный ум.
(Во втором фильме мисс Кингсли продвинулась дальше: стала капитаном отцовского экспедиционного судна, при этом обладая все тем же куриным интеллектом и восторженно-глуповатым лицом).
Кассовый успех первой «Алисы», преимущественно разруганной критиками, обрек зрителей на продолжение. И судя по всему, сиквел соберет еще больше: впервые на киевском пресс-показе не фестивального, а прокатного фильма, рассчитанном вроде как исключительно на журналистов, не хватило кресел в зале и доставлялись пластиковые стулья; ступеньки в проходе тоже были оприходованы.
Экранная «Алиса в Зазеркалье» еще дальше от литературного источника, чем «Алиса в Стране чудес». И это не было бы проблемой и недостатком, если бы авторы рассказали пусть и новую, но увлекательную историю. Однако вместо захватывающей (не только в визуальном плане, но и в сюжетном) сказки они ударились в сантименты и морализаторство, по какой-то младенческой наивности или кинематографической глупости задумав «опозитивить» всех злодеев.
Смотрите легально на MEGOGO
Единственным новым персонажем условно нового волшебного мира оказалось Время – лицо любопытное, но опять же слишком сентиментальное. В остальном приключение Алисы ограничилось путешествием в прошлое, где она (и соответственно публика) застала всех своих старых знакомых (Шляпника, Белую и Красную королев) изрядно помолодевшими. Причем чем дальше в их юность, а затем детство отправлялась героиня, тем менее чудаковатыми становились образы. Парадокс: люди с возрастом утрачивают детскую эксцентричность и превращаются в самых обычных, а жители Чудесной страны наоборот, из нормальных, вполне себе заурядных, ничем не выделяющихся детей почему-то вырастают во фриков. Впрочем, это же Зазеркалье.
В какой-то момент сценаристка Линда Вулвертон решает разбавить приторную кисель о семейных ценностях, сестринской и родительской любви, суровым трагизмом. По эту сторону зеркала Алиса приходит в себя в серых угрюмых стенах сумасшедшего дома, где над ее «больной» головой склоняется не менее сумасшедшего вида профессор Мориарти, готовый немедля устроить какую-нибудь лоботомию. Вместо приятных мыслей о Льюисе Кэрролле тяга авторов к душещипательному эскапизму наводит на не самые приятные мысли о «Запрещенном приеме» Зака Снайдера.
«Если не знаешь, что сказать, – говори по-французски», – советует культовый философический сказочник математического и фотографического склада ума. «Если не знаешь, что сказать, – просто потрать 170 миллионов долларов», – считают некоторые ребята в Голливуде.
P.S. «Черная месса», к сожалению, была лишь временным проблеском в скапустившейся карьере Джонни Деппа: он снова играет очень плохо.
Анастасия Лях
Алиса в Зазеркалье (Alice Through the Looking Glass)
2016 год, США
Продюсеры: Тим Бёртон, Джо Рот, Дженнифер Тодд
Режиссер: Джеймс Бобин
Сценарий: Линда Вулвертон, Льюис Кэрролл
В ролях: Миа Васиковска, Джонни Депп, Хелена Бонем Картер, Энн Хэтэуэй, Саша Барон Коэн, Рис Иванс, Линдси Дункан, Эндрю Скотт
Оператор: Стюарт Драйбёрг
Композитор: Дэнни Элфман
Длительность: 113 минут/ 01:53