Шведская музыкальная драмеди о подростковой свободе «Мы – лучшие!», прокатившаяся едва ли не по всем кинофорумам мира. Это последняя на сегодняшний день работа титулованного шведского постановщика Лукаса Мудиссона, полюбившегося зрителям и критикам, прежде всего, по смелой тинейджерской драмеди конца 90-х «Гребаный Омоль», больше известной под переиначенным для международного проката названием «Покажи мне любовь». Лента завела моду на молодежные лесбийские лав-стори (и, сама того не желая, послужила идейным толчком для основания сверхпопулярного на то время российского дуэта «Тату»), хотя главной ее целью была вовсе не демонстрация школьной однополой любви, а призыв к внутренней свободе.
После Мудиссон снял российскую актрису Оксану Акиньшину, на тот момент совсем девочку, в жесткой драме «Лиля навсегда». Еще позже – злую драму о безграничном потребительстве и духовном разложении «Мамонт» с Мишель Уильямс и Гаэлем Гарсиа Берналем. Но самым успешным проектом режиссера так и остался «Гребаный Омоль».
И вот кинематографист, поразительно тонко и глубоко ощущающий и читающий детскую душу, в очередной раз возвращается к теме подростковой свободы. В «Мы – лучшие!», снятом по автобиографическим комиксам жены Мудиссона Коко, нет социальной чернухи и нет явных намеков на гомосексуализм, но жажда внутренней независимости по-прежнему переполняет его маленьких, но сильных и вольнодумных героинь, истинных революционерок, феминисток (мальчики им нравятся, но рок и девчачья дружба куда важнее) и, если хотите, анархисток своего времени. Энергия здесь, что называется, бьет ключом, в такт барабанным ударам и агрессивным ритмам бас-гитары.
Действие разворачивается в 80-х в Стокгольме. Бобо и Клара учатся в седьмом классе и разительно отличаются от белокурых сверстниц в розовых платьях. Бобо – интеллектуалка в очках и с короткой стрижкой, которую разъедают комплексы по поводу внешности; она искренне страдает из-за того, что не пользуется у мальчиков популярностью, но слишком умна, чтобы открыто это показывать. Ее лучшая подруга Клара, гиперактивная и болтливая, наоборот, притягивает ребят; она всегда говорит что думает и носит ирокез. Обе – изгои в кругу отстиранных и отглаженных пай-девочек. Однажды они слышат, как в школьном репетиционном зале громко лабают рок, и, раздосадованные шумом, идут разбираться с нарушителями тишины и спокойствия. Дабы изгнать горланящих рокеров, Бобо и Клара сами притворяются музыкальной группой, вписывают себя в график и занимают репетиционную, напрочь не умея ни на чем играть и даже не имея инструментов.
Заканчивается эпоха диско, на смену ей грядет эпоха хип-хоперов и брейк-дансеров, но Бобо и Клара уверены, что панк-рок все еще жив. Вскоре в их компанию попадает правильная, забитая и набожная Хедвиг – тоже белая ворона и аутсайдер, только по другой причине. Хедвиг не знает и не умеет играть панк, но хотя бы знает ноты и умеет играть на акустической гитаре. Так, новоприбывшая благочестивица учит Бобо и Клару музыке, а те в свою очередь учат богобоязненную интровертку свободе и делают ей стильную прическу. В итоге для всех трех панк и женская (сказать «девчачья» уже язык не поворачивается) сплоченность становятся тропой маленькой, но гулкой революции.
Смотрите легально на MEGOGO
«Песня называется «Убей бога». Она о том, что бога нужно убить, потому что он – фашист», – разъясняет Клара явно перепуганной и ошарашенной от количества новой информации Хедвиг. «В Африке дети голодают, а наш физрук лишь о голах мечтает. Ненавижу спорт! Ненавижу спорт! Ненавижу спорт!» – так звучит главный хит эмансипированных и воинственных мятежниц.
«Мы – лучшие!» – кино именно со знаком восклицания. Оно громкое, динамичное, дерзкое, слегка сырое, шершавое и режущее слух, как хороший, но ненастроенный инструмент. Все три юные актрисы невероятно харизматичны, и электрический ток между ними способен подзарядить все электрогитары на свете. А если вы боитесь, что в финале девушки исполняют номер и зал взрывается неунимающейся овацией, летят букеты и разорванные майки, – не бойтесь.
Анастасия Лях
Мы – лучшие! (Vi är bäst!)
2013 год, Швеция/ Дания
Продюсеры: Ларс Йонссон, Анна Энтони, Джессика Аск
Режиссер: Лукас Мудиссон
Сценарий: Лукас Мудиссон, Коко Мудиссон
В ролях: Мира Баркхаммар, Мира Гросин, Лив Лемойн, Маттиас Виберг, Анна Райдгрен, Питер Эрикссон
Оператор: Ульф Брантос
Длительность: 102 минуты/ 01:42