Если вы любите иллюзионистов или, говоря проще, фокусников, то вам понравится и кино про этих людей. kinowar.com вспоминает самые известные фильмы о магах и факирах.
«Престиж» (The Prestige, 2006)
Жизнь – ничто, престиж – все. Картину Кристофера Нолана о непримиримом соперничестве двух лондонских иллюзионистов конца викторианской эпохи некоторые критики сочли слишком путанной, другие – тяжеловесной, лишившей профессию фокусника законного романтизма. Нам же «Престиж» представляется одним из лучших (если не лучшим) проектов на заданную тему. Он заставляет совершенно по-новому взглянуть на, казалось бы, легкомысленное, шалопутное ремесло, в котором, по мнению Нолана, есть место жестокости, одержимости и трагедии. К тому же Хью Джекман и Кристиан Бэйл составляют блестящий дуэт. Финал, с одной стороны, выглядит банально и глупо, нивелируя всю предшествующую ему замысловатость. С другой – это прекрасный оммаж бессмертной басне Крылова о ларчике, который «просто открывался». Лента, кстати, удостоилась двух номинаций на «Оскар»: за операторскую работу и декорации.
«Иллюзионист» (The Illusionist, 2005)
Работа Нила Бергера (который позже снимет столь понравившиеся зрителям «Области тьмы») вышла годом ранее и, естественно, обрекла нолановский проект на неминуемые сравнения. В «Иллюзионисте» как раз и есть тот романтизм, причем в избытке, которого некоторым нежным натурам не хватило в «Престиже». Здесь на первом плане вовсе не трюк, а любовь. Хотя секрет коронного номера с апельсиновым деревом публике хочется выведать ничуть не меньше, чем зациклившемуся инспектору в лице Пола Джаматти. Здесь романтика во всем: и в городе, где происходят события (согласитесь, Вена романтичнее Лондона), и в запретных чувствах к невесте кронпринца, и в наличии злодея, и в том же цитрусовом ростке, растущем как на дрожжах на глазах у изумленного зала. Плюс у Эдварда Нортона совершенно гипнотический, колдовской взгляд.
«Воображариум доктора Парнаса» (The Imaginarium of Doctor Parnassus, 2009)
Фильм Терри Гиллиама, едва ли не самого великого и наркоманского сюрреалиста нашего времени, – один сплошной фокус и одна большая иллюзия. Причем самый впечатляющий фокус состоит в том, что покойного Хита Леджера, не успевшего досняться в картине, заменили сразу трое: Джонни Депп, Джуд Лоу и Колин Фаррелл (все тесно общались с Хитом при жизни и гонорары за съемки перечислили маленькой дочери ушедшего друга). Они сыграли три ипостаси героя (видимо, Гиллиам иронизирует над тремя ликами триединого Бога: Отца, Сына и Святого духа), который проходит сквозь волшебное зеркало и попадает в причудливый и парадоксальный мир фантазий, желаний, фобий и диссонансов.
«Лицо» (Ansiktet, 1958)
Одна из ключевых (наряду с «Персоной» и «Седьмой печатью») работ шведского мэтра Ингмара Бергмана, трагикомическая притча, получившая специальный приз жюри Венецианского смотра. Действие разворачивается в Стокгольме середины девятнадцатого века. В столицу прибывает маг, якобы умеющий проникать в загробный мир и воскрешать мертвых. Подобно Воланду из булгаковского «Мастера и Маргариты», он срывает маски с пришедшей на выступление городской элиты, мелкодушных обывателей и филистеров. Как и в «Персоне», выпущенной несколькими годами позже, Бергман противопоставляет лицо личине; маске – истинную сущность.
«Невероятный Бёрт Уандерстоун» (The Incredible Burt Wonderstone, 2013)
Эдакая пародия на «Престиж», местами смешная, местами не очень. Действие разворачивается в Лас-Вегасе в наши дни. Стив Карелл против Джима Керри. Причем первому помогают Стив Бушеми, Оливия Уайлд и Алан Аркин, а второй является очевидной карикатурой на американского иллюзиониста, йога и гипнотизера Крисса Энджела. Комедию стоит посмотреть хотя бы ради дико нелепых блондинистых причесок актеров и по причине того, что сам Дэвид Копперфильд работал на проекте консультантом и в условиях строжайшей конфиденциальности раскрыл создателям фильма секреты некоторых своих умопомрачительных трюков.
«Сенсация» (Scoop, 2006)
Далеко не лучшая комедия Вуди Аллена, зато про фокусы и с намеком на Хичкока. Как выразился культовый нью-йоркский очкарик, «легкая комедия о сексе, любви, саспенсе и убийствах». Сам драматург сыграл американского мага Сида Вотермана, который приезжает с выступлением в Лондон и знакомится с сексапильной студенткой журфака, которая в погоне за сенсацией пытается разоблачить орудующего в городе серийного маньяка, слыша при этом в голове голос мертвого репортера, одержимого работой даже на том свете. Примечательно, что в одном и том же 2006 году Хью Джекман и Скарлетт Йоханссон встретились на съемочной площадке дважды: у Вуди Аллена и у Кристофера Нолана. И в обоих случаях имели дело с фокусами.
«Магия лунного света» (Magic in the Moonlight, 2014)
Еще одна предельно легковесная и совсем необязательная комедия Вуди Аллена, ненужная безделушка, купленная в солнечный выходной день в сомнительной подлинности подвальном антикварном магазинчике и радующая глаз пару часов после покупки, а после заброшенная в глубь коробки с барахлом на чердаке. Но в отличие от «Сенсации», здесь есть романтика и магия. Действие разворачивается в конце 1920-х на Лазурном берегу, под самой Ниццей. Шарлатанка из Америки (Эмма Стоун) выдает себя за ясновидящую и стремится облапошить доверчивую французскую публику. Трюкач из Лондона (Колин Ферт) выдает себя за великого китайского иллюзиониста, будучи в действительности отъявленным скептиком, и стремится к тому же, плюс разоблачить юную американскую выскочку. В итоге, естественно, после череды словесных дуэлей, они окончательно и бесповоротно очаровываются друг другом. В общем история о том, что магии как таковой не существует, но есть магия любви. Такой вот бескомпромиссно обаятельный, сентиментальный, милейший примитив.
«Есть там кто-нибудь?» (Is Anybody There?, 2009)
События этой британской драмы, грустной и светлой одновременно, происходят в 1980-х в Англии. Снял ее молодой, неординарный и многообещающий ирландский постановщик Джон Краули, чей «Мальчик А» получил приз в Берлине, а «Бруклин» в этом году номинировался на «Оскар» в главной категории. Главный герой – десятилетний мальчик, проживающий детство в окружении поочередно умирающих стариков: его мать держит частный дом престарелых, находящийся непосредственно в их собственном жилище. Мальчик изучает постояльцев и пытается понять, куда те попадают после смерти. Несмотря на юный, счастливый возраст, он живет в полном одиночестве и навязчивых мыслях о загробном мире. Пока однажды в их дом не прибывает новый квартирант в лице единственного и неповторимого Майкла Кейна, который когда-то работал фокусником…
«Оз: Великий и могучий» (Oz the Great and Powerful, 2013)
Понятно, в любом фэнтези есть фокусы. Но по очевидным причинам в нашу подборку вошел именно «Оз», дорогущая диснеевская предыстория знаменитой детской книги Фрэнка Баума. Джеймс Франко сыграл циркового фокусника, зарабатывающего на хлеб в сером и пыльном Канзасе. Он – обычный прохиндей и мошенник, для которого магия – лишь ловкость рук и отсутствие совести. Однако волею случая ушлый фигляр оказывается в корзине воздушного шара, на котором его уносит из постылого бесцветного Канзаса в красочную волшебную страну, где ему уготовано стать «великим и могучим».
«Гудини» (Houdini, 2014)
Гарри Гудини – пожалуй, главная фигура в мире иллюзионистов, факиров и медиумов (многие его трюки перенял и интерпретировал Копперфильд). Рожденный в Будапеште, в раннем детстве он перебрался вместе с родителями в Америку. Уже в десять лет вовсю демонстрировал карточные фокусы по кабакам и кабаре. Его первым серьезным номером стало самоосвобождение от наручников из резервуара с водой. Затем он проходил сквозь кирпичную стену; выплывал из Темзы, будучи закованным в кандалы с тридцатикилограммовым шаром; заставлял исчезнуть живого слона; освобождался из камеры смертников (да еще и шутки ради открывал двери соседних камер и менял заключенных местами); наконец самоосвобождался из жерла пушки за считанные секунды до выстрела. Гудини зарабатывал баснословные деньги. Пресса шутила, что жалование фокусника в два раза превышает зарплату американского президента. Однако слава не давалась даром: с возрастом даже после удачных выступлений Гудини все чаще попадал в больницу.
Его имя с годами стало нарицательным. Неудивительно, что кинематографисты неоднократно обращались к биографии великого «чародея». На сегодняшний день наиболее известными игровыми экранизациями его жизненного и творческого пути являются австралийский полнометражный «Смертельный номер» с Гаем Пирсом и Кэтрин Зета-Джонс (который, впрочем, едва ли можно назвать байопиком, скорее мелодрамой с использованием прославленного имени) и канадский мини-сериал «Гудини» с Эдрианом Броуди в главной роли. Последний включает всего три серии и куда больше напоминает кинобиографию.
Анастасия Лях