Как минимум дважды за свою карьеру Уилл Смит отказывался от ролей, за которыми потом наверняка лил крокодильи слезы, кусал локти и царапал подлокотники кресла. Впрочем, несколько оплошных решений не помешали актеру стать любимцем Америки (да и не только Америки), получить две номинации на «Оскар» и возглавить список самых высокооплачиваемых голливудских звезд. Однако «роль всей жизни» Уиллу Смиту до сих пор не улыбнулась; такая, после которой можно уходить на заслуженный покой и без зазрения совести вписывать свое имя в историю и вечность; такая, как Т-800 для Шварценеггера, Нео для Киану Ривза, Форрест Гамп для Тома Хэнкса и даже Коннор Маклауд для Кристофера Ламберта.
«День независимости 2» (Independence Day: Resurgence)
С другой стороны, некоторые отказы идут звездам только на пользу и фактически спасают репутацию от обидного «даже присутствие такой величины, как…, не спасло картину от провала». Так, Уиллу Смиту определенно пошел впрок отказ от участия в сиквеле «Дня независимости», которое не принесло бы актеру ничего иного, кроме очередного воплощения твердолобого героизма и осточертевшего самоповторения. Да, Смит наверняка получил бы внушительный гонорар, а сама лента, скорее всего, отлично покажет себя в прокате. Но похвалы за игру артист бы однозначно не дождался. А ведь он только-только получил «Золотую малину» за восстановление реноме, так что облажаться было нельзя.
Якобы Смит затребовал неподъемный гонорар в 50 миллионов долларов за свое возвращение в «День независимости», на что студия пойти никак не могла: сумма составляла четверть всего выделенного бюджета. Позже режиссер Роланд Эммерих объяснил отказ Уилла так: «Он сказал, что устал от сиквелов и что собирается раскрыть тему взаимоотношений отца и сына в другом фантастическом проекте, по оригинальному сценарию». На счет сиквелов правда: Смит к тому времени как раз снялся в «Людях в черном 3» и жаждал чего-то нового, самобытного. А фантастическим проектом об отце и сыне стала провальная «Земля после нашей эры».
Пока актер глотал ругань критиков, сиквел «Дня независимости» все еще раскачивался, так что у Смита был шанс передумать. Но звезда «Плохих парней» предпочел скромный спортивный байопик «Защитник» и нескромный «Отряд самоубийц» по мотивам комиксов издательства DC. И правильно сделал: первый принес ему номинацию на «Золотой глобус», а второй обещает стать едва ли не главным летним блокбастером, плюс представить всегда положительного Смита в непривычном амплуа злодея.
«Матрица» (The Matrix)
Однако далеко не всегда выбор актера оказывался столь удачным (не зря в начале статьи упомянут Киану Ривз). В конце 90-х Уилл Смит отказался от роли Нео в культовой научной фантастике Вачовски «Матрица». Черному плащу и очкам он предпочел жилет и ковбойскую шляпу в фантастическом вестерне «Дикий, дикий Запад». Это было самым досадным решением в карьере актера. Комедийный вестерн Барри Зонненфельда впритирочку окупил свой непомерный по тогдашним меркам 220-милллионный бюджет, не заработав ни одной лишней копейки, словил охапку негативных отзывов и удостоился пяти «Золотых малин». В то время как «Матрица» собрала безудержные восторги, на 400 миллионов переплюнула по кассе свой производственный бюджет, получила четыре «Оскара» и сделала Киану Ривза не просто большой звездой, но идолом поколения.
В интервью Уилл Смит не раз признавался, что чертовски сожалел о своем решении. И сожалеет до сих пор.
«Джанго освобожденный» (Django Unchained)
Об отказе сниматься в «Джанго освобожденном» Квентина Тарантино Уилл Смит не особо любит говорить. Но после выхода картины на экраны в 2012 году актер все же прокомментировал свою позицию: «У Джанго в фильме не главная роль. А я хочу играть главные» (если что, в «Отряде самоубийц» у него тоже не первая скрипка, а лишь одна из). Как выяснилось позже, Смит читал сценарий и просил Тарантино его переписать, а конкретно расширить партию раба и сделать так, чтобы злодея (жестокого рабовладельца Кэнди в исполнении ДиКаприо) непременно убил именно его герой, а не персонаж Кристофа Вальца. Квентин отказался менять сценарий и подстраиваться под Смита, что в итоге привело к отказу последнего от участия в проекте. Роль Джанго в результате исполнил Джейми Фокс, а критики сочли спагетти-вестерн одной из лучших режиссерских работ Тарантино (если не лучшей). Фильм получил два «Оскара» и стал самым кассовым в фильмографии постановщика. Впрочем, отчасти Смит был прав: статуэтка досталась Вальцу, воплотившему образ куда более яркий, чем личность Джанго, вынесенная в заглавие.
Сходив на «Джанго освобожденного» в кино, Уилл Смит отметил, что «картина блестящая, но роль таки была не для него».
«Гениальность» (Brilliance)
Этот амбициозный фантастический триллер еще не добрался до кинотеатров, его еще даже не начали снимать. Но Уилла Смита проект уже лишился. Речь в нем идет о Земле недалекого будущего, где один процент всего человечества составляют люди со сверхспособностями. Кто-то умеет становиться невидимым, кто-то выведывать чужие секреты, кто-то предсказывать поведение акций на бирже… Таких людей называют гениальными или абнормами. В их числе – федеральный агент Ник Купер, работающий в отделе по борьбе с терроризмом. Герою необходимо поймать и обезвредить человека, способного развязать войну между обычными людьми и абнормами, а также понять, что не так с обществом, в котором он живет.
Уилл Смит собирался сыграть агента Купера (не того, который обожает черный кофе и обитает в Твин Пиксе). Но на тот момент, когда должно было начаться производство, не смог согласовать свой рабочий график: съемки в авантюрной мелодраме «Фокус» слишком затянулись. Так, актер из проекта выбыл.
Замену, что примечательно, не нашли до сих пор, и в актерском составе уже довольно долгое время значится одна-единственная Нуми Рапас. «Фокус» же давным-давно вышел на экраны, так что при желании Смит мог бы вернуться в «Гениальность», однако актер предпочел драму «Побочный эффект красоты», где ему досталась роль страдающего от депрессии рекламщика, а сейчас готовится приступить к съемкам в третьей и четвертой частях комедийного боевика «Плохие парни» (и это тот, который устал от сиквелов).
«Город, который уплыл» (The City That Sailed)
Из этого проекта Уилл Смит тоже «уплыл». А жаль. Могла получиться симпатичная, трогательная и одновременно приключенческая история с фантазийным элементом. И опять же о тесной связи между отцом и ребенком, только на сей раз дочерью (подобная история, семейная драма «В погоне за счастьем», принесла актеру номинацию на «Оскар»). По сюжету девочка, живущая в Лондоне и очень скучающая по отцу, живущему в Нью-Йорке, однажды загадывает желание: «Хочу, чтобы папа был тут!». И тогда остров Манхэттен отделяется от города и материка и отправляется в плавание по Атлантическому океану, прямиком к берегам Англии… После ухода Смита проект, увы, заглох, и теперь у него нет ни режиссера, ни актеров, ни продюсеров, ни сроков производства.
«Я – легенда 2» (Untitled I Am Legend Reboot)
Несмотря на все расхождения с книгой и упущение или упрощение ее философского ядра, фильм «Я – легенда» получился весьма сносным. И Смит в нем был хорош. И собака. Особенно собака. В прокате лента собрала почти 600 миллионов долларов. Следовательно, ничего удивительного, что студия Warner стала рассматривать возможности продолжения. Мечась между сиквелом и приквелом, боссы остановились на предыстории, должной поведать о том, как именно разрушилась цивилизация под влиянием вируса, причем на глазах доктора Невилла, персонажа Смита. Но актер, изначально вроде как давший согласие на участие во втором фильме, вскоре отказался и умыл руки, опять-таки сославшись на свою нелюбовь к сиквелам и утомленность от их количества. Так, студии пришлось объявить о полном перезапуске истории, с участием нового героя. Однако пока что дело стоит на месте и решительно не хочет сдвигаться с мертвой точки (а может, оно и не надо).
Безымянный проект о Марвине Гэе (Untitled Project About Marvin Gaye)
Уже несколько лет режиссер «Ванильного неба» и «Джерри Магуайера» Кэмерон Кроу разрабатывает байопик, посвященный жизни и творчеству легендарного американского соул-певца, аранжировщика, мультиинструменталиста и основателя современного ритм-энд-блюза Марвина Гэя. Музыкант был убит в возрасте сорока пяти лет, во время семейной ссоры с отцом. Сперва Уилл Смит выразил заинтересованность ролью и даже проявил энтузиазм, но впоследствии попятился назад, то ли засомневавшись в своих вокальных данных, то ли испугавшись ответственности перед поклонниками Гэя. А зря. Роль Мохаммеда Али в свое время принесла ему номинацию на «Оскар».
Анастасия Лях