Бывает так, что к какому-нибудь герою или какой-нибудь франшизе испытываешь столь сильную симпатию… или нет, не так, испытываешь столь непоколебимую уверенность в том, что фильм этой франшизы, снятый правильным режиссером с участием правильного актера, ни при каких обстоятельствах не может быть плохим, что в конце концов убедившись в откровенной слабости ожидаемой картины, сознательно пускаешься в самообман и отказываешься признавать очевидное: фильм не удался.
«Джейсон Борн» не удался. Но как же трудно писать частицу «не» в данном контексте.
Трилогия о бывшем агенте ЦРУ, потерявшем память, снятая по романам Роберта Ладлэма, в свое время стала альтернативой бондиане или, скорее, антиподом бондианы. Вместо лощеного британского разведчика в смокинге, попивающего водку-мартини и перебирающего модельными красотками в вечерних платьях, на экране появился скромной, но мужественной наружности Мэтт Дэймон в секондхендовском свитере и невзрачной куртке, непьющий и верный одной-единственной девушке, внешность которой была крайне далека от подиумной. Никаких шуток и сантиментов. Суровая борниана предлагала реалистичный экшн нон-стоп; холодный многослойный сюжет, выворачивающий на поверхность подпольную антигуманную грязь американской правительственной верхушки и нечистоплотность ее методов; твердые, но живые характеры. И, конечно же, песню «Extreme Ways», неизменно звучащую на финальных титрах.
В то время как Бонд трудился исключительно на благо работодателя и короны, Борн наоборот, хотел отстраниться от бывшего места работы и от себя прошлого как можно дальше.
С уходом режиссера Пола Гринграсса и исполнителя главной роли Мэтта Дэймона франшиза превратилась в так называемого «Борна без Борна»: Джереми Реннер сыграл совсем другого агента, а непосредственно Джейсон Борн появился секунды на полторы на мониторе компьютера. Фанаты были недовольны, критики сдержанны, сборы так себе. Студия активно начала думать, как бы заставить звезду передумать, но Дэймон по-прежнему был непреклонен в выдвинутом ранее ультиматуме: актер готов был вернуться только при условии возвращения Гринграсса.
Смотрите легально на MEGOGO
А Гринграсс ну никак не хотел опять снимать «Борна». Постановщик мечтал запустить биографический проект «Мемфис», посвященный последним дням жизни Мартина Лютера Кинга, на который никто не спешил давать деньги (причем кислород «Мемфису» перекрыла как раз студия Universal, владеющая правами на борниану, которая сперва обнадежила режиссера и запустила производство, а после его заморозила якобы из-за нехватки финансирования). Так Гринграсс, злой и разочарованный, таки оказался у руля «Джейсона Борна». А Дэймон, как и обещал, оттряхнул от нафталина невзрачную курточку. Постаревший и слегка поседевший неугодный бывший агент вернулся.
В итоге вокруг нового фильма сложилась примерно та же ситуация, что и вокруг последней серии бондианы «Спектр», где нежелание Сэма Мендеса возвращаться в режиссерское кресло и усталость Дэниэла Крэйга от образа 007 вылились в не самый знатный результат, когда у героя и у всего происходящего на экране на лбу маячила надпись крупными заглавными буквами «НЕ ХОЧУ. НАДОЕЛО». Вот и Гринграссу с Дэймоном явно надоело, они этого не хотели.
В сиквеле ЦРУ пытается либо убить, либо заманить Борна обратно на службу, на что герой реагирует вполне предсказуемо: «Да оставьте меня в покое, я к вам никогда не вернусь» (нет, подобные слова он, конечно же, не произносит, но точно подразумевает под репликой «Я подумаю», иначе не был бы Борн Борном). И эта реакция персонажа будто озвучивает скрытую просьбу Гринграсса и Дэймона: «Ну, оставьте уже нас в покое, мы не хотим возвращаться к борниане». В итоге постановщик вроде бы держит былой темп, но это больше похоже на принудительный кросс в школе, когда бежишь потому, что надо бежать, но само желание бежать отсутствует напрочь. А Мэтт Дэймон, кажется, еще никогда не был таким пресным и механичным в кадре.
«Джейсон Борн» снят уже не по романам Роберта Ладлэма, а по оригинальному сценарию с использованием авторских персонажей. И отсутствие книжного материала чувствуется. Сюжет односложен и схематичен: Дэймон изображает хорошего парня, не выполняющего ничьи приказы; Венсан Кассель – плохого парня, выполняющего приказы; Томми Ли Джонс – очень плохого парня, отдающего приказы. «А чего это ты от меня удирал? – Привычка: ты догоняешь, я удираю. – И у меня привычка: ты удираешь, а я догоняю», – как говорили Смоктуновский и Жженов в фильме «Берегись автомобиля».
При таком прямолинейном раскладе куда интереснее выглядят герой Риза Ахмеда, сыгравшего купленного, но совестливого программиста-миллиардера с явной отсылкой на Цукерберга, и героиня Алисии Викандер, сыгравшей выскочку-карьеристку из ЦРУ. Однако первого на экране совсем мало, а потенциал второй определенно не раскрыли.
Увы, «Джейсон Борн» пополнил ряды ненужных и бесполезных сиквелов. И даже «Extreme Ways» на финальных титрах не спасла положение.
Анастасия Лях
Джейсон Борн (Jason Bourne)
2016 год, США
Продюсеры: Мэтт Дэймон, Грегори Гудман, Пол Гринграсс
Режиссер: Пол Гринграсс
Сценарий: Пол Гринграсс, Кристофер Раус, Роберт Ладлэм
В ролях: Мэтт Дэймон, Алисия Викандер, Томми Ли Джонс, Венсан Кассель, Джулия Стайлз, Риз Ахмед, Ато Эссонда, Скотт Шеперд
Оператор: Бэрри Экройд
Композиторы: Дэвид Бакли, Джон Пауэлл
Длительность: 123 минуты/ 02:03