Великолепной была «Омерзительная восьмерка» Тарантино, а вот ремейк «Великолепной семерки» оказался не омерзительным, но довольно посредственным. Тем не менее гиперактивная реинкарнация жанра вестерна – чудо и счастье несмотря ни на что.
Ни один из современных ремейков не торопится информировать зрителя о том, что он является, собственно, ремейком, то есть продуктом вторичного креатива. Раньше же голливудские мувимейкеры были честнее и с публикой, и с самими собой. На вступительных титрах «Великолепной семерки» 1960 года выпуска черным по белому (вернее, красным по живописному горному пейзажу) написано: «фильм создан по мотивам японской ленты «Семь самураев». Конечно, в плане художественной ценности перефразировка Джона Стерджеса, перенесшая события оригинала на Дикий Запад, проигрывает эпичному полотну Куросавы. Трагические ноты дзидайгэки (жанра японского исторического кино о боевых подвигах самураев) в вестерне сглажены и обращены в русло чистокровного приключения, хотя и не лишенного доли скорби.
В конце 50-х американский вестерн претерпевал спад популярности. Жанр пообтрепался и застоялся. Картина Стерджеса смогла, что называется, вдохнуть в это направление киноискусства новую жизнь (что происходит с вестерном и сегодня). История семерых ковбоев, героически ставших на защиту обездоленного, голодающего по вине банды головорезов мексиканского села, вдохновила народ. В их благородство и бескорыстность верилось без второго слова. Возможно, потому, что они не были идеальными (один был дезертиром; другой, молодой и неопытный выскочка, на первых порах постоянно бросался оскорбительной фразой «грязный крестьянин»; третий вызвался помочь, поскольку рассчитывал на залежи золота или на худой конец серебра в этих землях). Или потому, что Юл Бриннер, Стив МакКуин и Чарльз Бронсон были на экране воплощением абсолютного, непоколебимого мужества.
«Великолепная семерка» воспевала не столько оголтелый героизм, сколько сплоченность и истинное предназначение силы: защитить слабого (за искреннее «спасибо», символические двадцать долларов и простую еду). Помимо прочего, Стерджес восславлял будничные семейные ценности: любовь жены, радость детей, выращивание кукурузы…, которым противопоставлялось вечное одиночество и неприкаянность странников, сорвиголов, которым винчестер и револьвер заменяли домашний уют.
У каждого из семи персонажей была своя небольшая история: молодой выскочка, стесняющийся своих деревенских корней, обзавелся романтическим интересом; брутальный герой Бронсона полюбился и спелся с местной детворой… За судьбу каждого тревожилось и переживалось. Даже за молчаливого стрелка в исполнении Джеймса Коберна и за меркантильного золотоискателя, который в действительности отлично понимал, что никакого золота нет, но от работы не отказался.
Смотрите легально на MEGOGO
Главная же проблема ремейка Антуана Фукуа как раз в том, что персонажи лишены выразительности, харизмы и цепляющей личной истории. Здорово, конечно, что режиссер и продюсеры собрали интернациональный состав (чернокожий, ирландец, мексиканец, азиат, индеец) в противовес старой команде, состоящей преимущественно из чистопородных янки, не считая одного чикано и выходца из России Юла Бриннера. Неплохо, что в угоду нынешним феминистским веяниям моды сценаристы прописали относительно значимую и мужественную роль женщине. Но увы, при впечатляющем кастинге не придумали запоминающиеся характеры. То есть харизмы не хватило отнюдь не актерам, а исключительно их экранным образам. А следовательно, жалеть о чьей-либо смерти зрителю не пришлось.
И кстати, самые удачные шутки авторы позаимствовали из старого фильма. Например, байку про падающего с десятого этажа, который, пролетая мимо каждого яруса, кричал «пока что все хорошо».
Пока что в тенденции возрождения вестерна все хорошо, не взирая на промахи. Только бы не разбиться в итоге.
Анастасия Лях
Великолепная семерка (The Magnificent Seven)
2016 год, США
Продюсеры: Роджер Бирнбаум, Тодд Блэк, Брюс Берман
Режиссер: Антуан Фукуа
Сценарий: Акира Куросава, Синобу Хасимото, Хидэо Огуни, Ник Пиццолатто, Ричард Уэнк
В ролях: Дензел Вашингтон, Крис Пратт, Итан Хоук, Винсент Д’Онофрио, Ли Бён-хон, Мануэль Рульфо, Мартин Сенсмейер, Хейли Беннетт, Питер Сарсгаард, Люк Граймс, Мэтт Бомер
Оператор: Мауро Фиоре
Композиторы: Саймон Франглен, Джеймс Хорнер
Длительность: 132 минуты/ 02:12