Периодически kinowar.com составляет списки лучших фильмов в том или ином жанре. Делаем мы это для того, чтобы читатели могли обнаружить что-то новое, чего они раньше не смотрели, или порадоваться наличию какого-то любимого фильма в перечне (а может, и пересмотреть на волне воспоминаний). Составляя такие статьи, мы понимаем, что нельзя объять необъятное. И мы не пытаемся это сделать. Понятное дело, что прочитав о пятидесяти лучших боевиках по нашему мнению, вы с легкостью вспомните еще пятьдесят.
Принципы формирования списка:
– только фильмы, первично задуманные как боевики. Поэтому сюда не попали, например “Мачете”, который, хоть и является очень бодрым боевиком, но все же, в первую очередь, стеб и пародия.
– исключаем шпионские фильмы (то есть, без бондианы, Джейсона Борна и прочих шпионских историй), фильмы об ограблениях банков (частично из-за этого не попала “Схватка”), гангстерские фильмы (“Американский гангстер”, “Славные ребята”, “Бешеные псы” и прочая классика). Это другой стиль, и этим направлениям мы посвятим отдельные статьи.
– только полнометражные фильмы – без сериалов
Разумеется, как всегда, мы сами будем нарушать свои же установленные правила.
Напомним о предыдущих статьях о лучших фильмах:
250 лучших фильмов в истории по версии IMDb в десяти частях:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10
А теперь, приступим к пятидесяти лучшим боевикам в истории – они приведены в случайном порядке, мы не ранжировали по рейтингу, это совершенно не требуется.
Крепкий орешек (Die Hard) 1988
Разве есть способ начать лучше? По сути, именно с этого фильма началась звездная карьера Брюса Уиллиса. История полицейского, который случайно оказался втянут в терракт, в результате чего ему придется обезвредить банду террористов и постараться сохранить жизни заложников, среди которых, к тому же, находится его жена.
Отлично продуманные трюки и перестрелки, закрученный сюжет, который не отпускает, непередаваемые эмоции и чувство юмора Уиллиса и, конечно же:
Что удивительно, второй фильм вышел не только не хуже, а в чем-то и даже лучше. Несмотря на полностью повторенную фабулу (снова ночь под Рождество, снова столкновение с террористами, снова один против всех, снова полиция больше мешает, чем помогает, снова жена в опасности), режиссеры и сценаристы нашли способ, как сделать второй “Орешек” еще более закрученным, еще напряженнее, еще эффектнее. За первый фильм нужно сказать спасибо Джону Мактирнану (с ним мы еще встретимся в этом списке), за второй – Ренни Харлину (с ним тоже).
За третий снова взялся Джон Мактирнан. Получилось классно, но просто не на том высочайшем уровне, на котором были первые два. Но смотреть, несомненно, все равно интересно. Фабулу поменяли – теперь Джон Макклейн вынужден следовать указаниям террориста, выполняя своеобразный квест. При этом ему приходится то стоять в черном квартале с плакатом “Я ненавижу ниггеров”, то разгадывать какие-то загадки под угрозой того, что взрывной механизм вот-вот сработает, если решение не будет найдено.
Актерский состав усилили Сэмюэлем Джексоном и Джереми Айронсом.
За четвертый и пятый “Орешки” никого не нужно благодарить. Они вышли не то чтобы плохими, а просто никакими.
Хищник (Predator) 1987
И здесь снова необходимо поблагодарить Джона Мактирнана. Человек, снявший “Крепкий орешек”, снял еще и один из лучших фильмов с Арнольдом Шварценеггером. Сошлось несколько факторов успеха: харизма Арни, убойное крошилово из автоматического оружия любого калибра и степени мощности, шикарная музыка Алана Сильвестри, нагнетание атмосферы триллера до самого финала, а главное, неожиданно продуманная как для боевика история, даже, можно сказать, концепция, мифология. Неудивительно, что была снята не только вторая часть, но и всяческие кроссоверы вроде “Чужой против Хищинка”.
Бывалый отряд по ликвидации враждебных элементов в любой точке земного шара во главе с неубиваемым Арни прибывает в джунгли, чтобы уничтожить очередных плохих парней. Неожиданно они сталкиваются с противниками не только в лице людей, но и какой-то загадочной твари, неуязвимой для пуль и снарядов. Тварь, похоже, мочит всех без разбору ради игры или удовольствия. Понять, что это и как с ним бороться, предстоит стремительно уменьшающемуся по численности отряду отчаянных парней.
Помимо Шварценеггера в фильме также занят Карл Уэзерс (это Аполло Крид из самого первого фильма “Роки”, если кто-то не сориентировался).
Во второй части, которая также получилась весьма толковой, что не такое частое явление для сиквелов, концепция твари не меняется, меняется место действия и главный герой. Джунгли тропические сменяют джунгли каменные, Арни сменяет Дэнни Гловер. И гораздо больше света проливается на природу загадочного хищника. Отдельно также отметим изобретательность сценариста и режиссера при организации приемов для возможности охоты на монстра – тут тебе и режимы освещения разные, и теплозоны, и еще много чего. Режиссером выступил Стивен Хопкинс.
Были еще сиквелы, спин-оффы и кроссоверы, но это, как говорил Леонид Каневский, уже совсем другая история.
Смертельное оружие (Lethal Weapon) 1987
Снова Дэнни Гловер – в паре с Мелом Гибсоном, один из лучших кинодуэтов в истории. Есть опытный темнокожий коп, который “слишком стар для этого дерьма”. Он очень правильный и принципиальный, семейный, заботливый отец и муж, образец ответственности и соблюдения морали. И тут ему на голову падает отчаянный психанутый напарник с явными суицидальными наклонностями. Кроме того, новый напарник (Гибсон) убивает первые дни знакомства практически всех, кого детективы встречают на своем пути во время расследования. Риггс и Мерта разыскивают виновных в смерти девушки, которая оказывается дочерью военного друга Мерта по Вьетнаму, спасшего его жизнь. Теперь отдать долг за услугу становится делом чести…
Нельзя сказать, что сюжетно или постановочно “Смертельное оружие” принципиально чем-то отличается от полицейских боевиков того времени. Но яркая смесь юмора и остросюжетности сделала свое дело. Как сам дуэт Гибсона-Гловера выглядит то комедийно, то убойно, так и фильм чередует отчаянные драки и погони с шутками, на которые невозможно смотреть без смеха. Сочетание драмы, комедии и экшна – вот что определило успех фильма. Актерское мастерство дуэта, талантливая работа сценариста Шейна Блэка (помимо всех частей “Смертельного оружия”, он также писал сценарий для “Последнего бойскаута” и поставленных им самим же в качестве режиссера “Железного человека 3”, “Поцелуй навылет” с Дауни-младшим и “Славные парни” с Расселом Кроу и Райаном Гослингом. Иными словами, уже несколько поколений обязаны ему своим счастливым детством. Еще он поставит “Хищника” в 2018 году, но пока сложно сказать, насколько это удачная идея) и режиссура Ричарда Доннера (этот человек снял все части “Смертельного оружия”, “Мэверик”, “Теорию заговора”, а если копнуть глубже (раньше), то именно он поставил оригинальный “Омен” и две части “Супермена” – да-да, именно того “Супермена” с Кристофером Ривом, Марлоном Брандо и Джином Хэкменом). Убойная комбинация.
Во второй части к паре Гибсона и Гловера добавляется Джо Пеши, что, разумеется, только добавляет комедийной составляющей. Герой Пеши скрывается от мафии, которую он обворовал, будучи ее бухгалтером, и по ходу дела, помогает детективам в расследовании, связанном с наркотиками и дипломатами из ЮАР в США.
Страшно сказать, но и третья часть вышла отличной. Пеши остался в фильме, а до кучи также добавилась лихая детектив в исполнении Рене Руссо. Сначала она достаточно свысока смотрит на Риггса и Мерта, но потом общая угроза в лице экс-копа, сводящего счеты с бывшими коллегами и промышляющего продажей оружия, заставляет трех полицейских найти общий язык и объединить усилия.
Четвертая часть неплоха, но в ней, скорее, больше ностальгии, чем убойной силы. Хотя, с какой стороны не посмотри, это боевик хорошего уровня. И только планка предшествующей трилогии заставляет говорить о том, что фильм не настолько силен, как хотелось бы.
К квартету Гибсон-Гловер-Пеши-Руссо добавляются также Крис Рок и Джет Ли в роли злодея. Соответственно, к взрывам и перестрелкам добавляется очень существенная доля ушу. Впрочем, Риггс и его оппоненты по предыдущим трем частям также часто демонстрировали свои возможности в сфере боевых искусств.
Отметим также замечательную музыку Майкла Кэймена и Эрика Клэптона во всех частях фильма (а еще вы могли слышать шикарную песню Стинга и Клэптона к третьей части – It’s probably me).
Терминатор (The Terminator) 1984
Джеймс Кэмерон – один из величайших режиссеров в истории. Он снял “Титаник”, “Аватар”, “Чужие”, “Бездну”. А еще он снял “Терминатор”. В 1984 году. Более тридцати лет назад. Невероятного напряжения триллер о том, как киборг из будущего пытается убить мать нерожденного еще лидера сопротивления в войне людей против машин, Джона Коннора. Один из лучших фильмов Арнольда Шварценеггера. Шикарная концепция самого по себе терминатора, неубиваемого робота, действующего по строго прописанным для фильма правилам. Идущий по нарастающей экшн. Цитаты на все времена. Фраза I’ll be back, прилипшая к Арни навеки (как и сам образ терминатора). Вечная классика и один из лучших фильмов в истории в принципе.
Терминатор 2: Судный день (Terminator 2: Judgment Day) 1991
И его продолжение мы решили в виде исключения поставить отдельным номером в списке. Потому что это не только редкий случай, когда сиквел отличного фильма получился лучше. Это в принципе уникальное явление, когда продолжение вышло такой силы, что определило развитие индустрии экшн-фильмов и визуальных эффектов на пару десятилетий вперед. Джон Коннор уже родился, но опасность вновь прибывает из будущего, угрожая и ему, и его матери. Благо, параллельно прибывает и защита. Суперсиле в виде привычного по первому фильму терминатора, которого вновь играет Шварценеггер, перешедшего на сторону добра, противостоит новый механический монстр: терминатор Т-1000, созданный из жидкого металла, неуязвимый для пуль, бомб, колющего и режущего оружия (и вообще, практически для ничего).
Уникальные на то время спецэффекты, прорывные технологии и мышление режиссера и мастеров визуального воздействия на зрителя, а самое главное – тот же градус напряжения, что и в первом фильме, помноженный на еще более сильный сценарий, так тонко увязавший события прошлого, будущего и настоящего. Классика с момента выхода на экраны. Один из самых любимых фильмов мужской части населения.
Последний бойскаут (The Last Boy Scout) 1991
Идеальный фильм для Брюса Уиллиса: небритый детектив, уверенно вписывающийся в категорию “отбросы общества”, громит практически в одиночку мафию со всеми ее наемными убийцами, по ходу дела отпуская смешные и не слишком толерантные шутки. Да это же то, что Брюсу прописал доктор, давая ему направление на все съемочные площадки Голливуда.
Сценарий Шейна Блэка, о котором мы уже писали выше. Режиссер – Тони Скотт (младший брат Ридли Скотта, трагически ушедший из жизни в 2012 году). Дуэт с Уиллисом составил Дэймон Уэйанс, а его подругу сыграла молодая еще совсем Хэлли Берри.
У детектива, которого играет Уиллис, в личной жизни нелады: жена его не любит и дома особо не ждет, дочь и вовсе говорит, что ненавидит его. Потом он ловит лучшего друга на измене с его женой. Бьет, но прощает: друг подбрасывает ему работу на регулярной основе. А потом друг взрывается в собственной машине. И за друга, переспавшего с его женой, приходится мстить. Попутно накрывая бизнес мафии и уничтожая автомобили, дома, бассейны и криминальные элементы. А также отпуская веселые шутки.
Рэмбо: Первая кровь (First Blood) 1982
Да, в целом франшиза о Джоне Рэмбо, особенно по прошествии лет, выглядит карикатурно. Но первый фильм заметно отличается от продолжений. Это боевик, но это действительно драматичная история возвращения ветерана войны домой. Герой ищет не то чтобы признания, хотя бы понимания. Он его не находит, и когда местная полиция прижимает его слишком сильно, он выходит на тропу войны один против всех. И пусть теперь он не в джунглях, а в городе, методы борьбы он абсолютно не меняет. Они оказываются столь же эффективны.
Возможно, это прозвучит неправдоподобно в разрезе всей последующей карьеры Сталлоне, наполненной боевиками и картинами не самого возвышенного толка, однако Слай – огромный драматический талант как сценариста, так и исполнителя. Он не самый мастеровитый актер, с этим никто не спорит (хотя номинация на Оскар за “Крид” абсолютно оправдана), однако он умеет создать образ, порой еще и очень актуальный для текущего момента времени. И сценарии его также порой были очень наполненными, создающими атмосферу, раскрывающими проблемы не только одного человека, но и целого слоя населения. Так было с “Рокки”, так произошло и с “Рэмбо”. А попутно получился еще и ядреный боевик, постеры и кадры которого навсегда отпечатались в неокрепших детских и юношеских мозгах поколения.
Во втором фильме Джон Рэмбо возвращается во Вьетнам, чтобы спасти своего бывшего шефа. В третьем он борется на стороне афганского народа в борьбе против советских захватчиков (и сбивает вертолет стрелой с боеголовкой – в общем, фильм максимально постарался отойти от текущей реальности). В четвертом фильме Рэмбо крошит в мелкий винегрет (и это даже не особо метафора) мьянмарских (бирманских) военных преступников (впрочем, даже из уважения к фигуре Сильвестра Сталлоне, этот фильм смотреть не стоит – лучше еще раз пересмотреть первую часть). Пятая часть вроде бы как готовится, но мы надеемся, что нет.
Правдивая ложь (True Lies) 1994
Этот фильм снял Джеймс Кэмерон, что тут еще добавить. Ремейк французской комедии он поставил как образцово-показательный боевик с лихим супергероем (Арнольд Шварценеггер), захватывающими погонями, зрелищными перестрелками и драками, приводящими к масштабным разрушениям. Жена шпиона (Джейми Ли Кёртис) думает, что ее муж – обычный служащий. Ей самой, в то же время, отчаянно хочется приключений, чего-то захватывающего, стоящего. Поэтому она легко купилась на рассказы проходимца, о том, что он – секретный агент. Все, что ему нужно – просто переспать с доверчивой женщиной, а вот героиня Кёртис действительно думала, что поможет государству. О таком положении дел узнает ее муж, подозревая супругу в измене, а дальше милые семейные разборки и вовсе вплетаются в расследование реального заговора…
Что не дает этому фильму стать скучным – значительная порция юмора. Способности героя Шварценеггера порой доводятся до абсурдно сверхмощных, а потому, чтобы все смотрелось не гротескным капустником, нужно регулярно разбавлять дело шутками, что режиссеру блистательно удалось.
И, конечно же, все мы не забудем шикарный стриптиз от Джейми Ли Кёртис для Арни.
Кикбоксер (Kickboxer) 1989
Тот случай, когда фильм составлен по детскому сценарию (по уровню своей простоты), использованы базовые приемы развития характеров персонажей, а все равно смотришь каждый раз с удовольствием. Причин успеха “Кикбоксера” несколько: 1) мы были детьми и нам все это понравилось, а теперь уже поздно делать вид, что “нет-нет, мы не такие, мы смотрим только Бунюэля и Годара”; 2) Жан-Клод Ван Дамм. В то время он был очень крутым и очень зрелищно делал свое дело; 3) кулаки, обмотанные бинтами и погруженные в стекло перед боем; 4) Тонг По.
Да, раньше умели делать по-настоящему страшных злодеев (даже в достаточно детского уровня фильмах).
Помимо того, что в эпоху видеосалонов Тонг По все называли неправильно (кто Там По, кто Тампон), можно с абсолютной уверенностью сказать, что большинство из смотревших “Кикбоксер” немало удивились бы, узнав, что в реальной жизни Тонг По выглядит вот так:
Экзотическая внешность объясняется марокканским происхождением. Кроме того, для фильма образ актера значительно доработали – брови, разрез глаз, прическа и прочее.
Забавно также, что старший брат Мишеля, Абдель Кисси снимался в роли главного злодея-бойца в другом фильме Ван Дамма – “В поисках приключений”.
Впрочем, не только в нем. На двоих у Мишеля и Абделя съемки и в “Кровавом спорте”, и в “Самоволке”, и во втором “Кикбоксере” – уже без Ван Дамма. В 2016 “Кикбоксер” решили переснять: Ван Дамм выступает теперь в роли умудренного жизненным опытом учителя, а Тонг По играет Дэйв Батиста и выглядит вот так:
Проект А (Операция А) («A» gai wak) 1983
Бог трюков, боевых искусств и умения продемонстировать все это с юмором, Джеки Чан за свою карьеру, теперь уже отмеченную почетным Оскаром, успел снять нереальное количество отменных боевиков. Чтобы не составлять список из одних только фильмов Джеки, ограничимся самыми топовыми. “Проект А” (он же “Операция А”) рассказывает о борьбе морской полиции Гонконга с пиратами в начале 20 века.
Фильм примечателен участием знаменитой боевой троицы – помимо Джеки Чана, в нем заняты его друзья и единомышленники, а также выпускники пекинской оперы, известные как члены символической группы “Семь везунчиков”, ставшие звездами кино – Саммо Хунг и Юань Бяо (Юнь Пиу). Трио часто появлялось в фильмах вместе, выступая то друзьями, то противниками. Саммо Хунг, несмотря на свои внушительные габариты (100 килограмм веса при росте всего 168 сантиметров), является одной из определяющей фигур в мире кино восточных единоборств, наряду с самим Джеки Чаном. Он выступал не только актером-бойцом, но и постановщиком огромного количества боевых сцен, а позднее и продюсером. Одну из своих первых заметных ролей (также с Джеки Чаном) он сыграл в фильме Брюса Ли “Входит Дракон”.
Помимо роскошно поставленных боевых сцен, отметим также погоню на велосипедах (сам Джеки Чан говорил, что она была вдохновлена фильмами и трюками Бастера Китона) и падение Чана с вершины здания с пролетом через несколько навесов и приземлением на ничем не покрытую землю. Проще говоря, в одном только фильме “Операция А” трюков больше, чем во всех голливудских боевиках, снятых за минувшее десятилетие.
Ип Ман (Yip Man) 2008
Когда мы писали чуть выше о том, что Саммо Хунг оказал значительное влияние на индустрию фильмов боевых искусств, мы не преувеличивали. Сразу же пример: полубиографический фильм об учителе Брюса Ли Ип Мане. Боевые сцены поставил Саммо Хунг. В главной роли еще один ветеран цеха боевых искусств – Донни Йен.
Фильм “полу” биографический, потому что как и всех легендарных личностей, Ип Мана окружает большее количество легенд, чем фактов, которые можно было бы документально подтвердить. Шутка ли, первый человек, который открыто начал преподавать Вин Чунь, который обучал самого Брюса Ли, который… в итоге, получился фильм о борьбе Китая и Японии, которая пришла с войной. Дух китайцев с помощью своего высокого боевого мастерства и непревзойденной силы духа поднимал Ип Ман. Поскольку фильм получился в меру драматичным, но при этом очень динамичным в плане батальных сцен, его по достоинству оценили и зрители, и критики, и продюсеры. Поэтому впоследствии было снято еще две части.
Вспомнить всё (Total Recall) 1990
До того, как снять “Основной инстинкт”, Пол Верховен снял “Вспомнить все”. В нем тоже была Шэрон Стоун, но, несмотря на все ее обаяние, она не была центральным персонажем. Центральным персонажем был железный Арни (ну, и еще женщина с тремя сиськами, но все-таки, Арни был центральнее). Арнольд оказался в центре борьбы повстанцев против владельцев воздуха на Марсе, предварительно попав в ряд совершенно неожиданных для него ситуаций и испытав предательство самых близких людей. “Вспомнить все” – название корпорации, которая вживляет воспоминания и в которую герой Шварценеггера обратился изначально. Игры с памятью приводят к самым неожиданным результатам. И все это суммарно приводит к одному из самых памятных боевиков 90-х. Спецэффекты (на то время, конечно), Арнольд, погони-драки-перестрелки, а главное – неуемная фантазия авторов, которые придумали массу интересных персонажей и водоворот событий, постоянно закручивающийся в сторону все большего напряжения.
Наемный убийца (Dip huet seung hung) 1989
Джон Ву – режиссер, который воспел съемки обильных перестрелок в замедленном режиме. Никогда еще полет стрелка в замедленной съемке не был таким поэтичным. Кроме того, Джон Ву открыл широкой общественности актера Чоу Юнь-Фата. Он снимался в кино с конца 70-х, но настолько известным, особенно для международного зрителя, он стал, пожалуй, после выхода “Наемного убийцы”.
Киллер (Юнь-Фат) ослепляет певицу – случайно, во время выполнения заказа, выстрелив слишком близко от ее глаз. Впоследствии он спасает ее от хулиганов, не узнав, кого именно он вызволяет от беды. Но, проводив девушку домой и увидев у нее свой окровавленный шарф, которым он пытался замотать ей глаза в тот роковой день, киллер понимает, кто она. Постепенно он влюбляется в девушку и хочет вернуть ей зрение – через операцию. Для того, чтобы собрать на нее деньги, он решается на последнее дело – убрать большого босса мафии…
Это только завязка, потом следует еще множество подстав, интриг, противостояния мафии, киллера и полиции, дружбы и предательства. Но самое крутое – это перестрелки в замедленной съемке.
Бегущий человек (The Running Man) 1987
Формально – это экранизация книги Стивена Кинга. По факту, фильм очень значительно отличается от книги (вряд ли даже подойдет формулировка “по мотивам”). Что, впрочем, картину совершенно не портит. В мире будущего главенствуют жестокие телешоу (немного напоминает современную реальность, да?), участником одной из таких программ принудительно становится Бен Ричардс (Шварценеггер) за отказ расстрелять бунтарей с вертолета. Сюжет шоу: несколько участников убегают от убийц всех мастей (охотников). Если им удастся выжить – их ждет приз. Если не удастся – смерть.
Как вы понимаете, с участником, которого играет Арнольд Шварценеггер, у охотников начинаются проблемы.
Несмотря на некоторую гротескность постановки, фильм по-настоящему захватывает. Кроме того, персонажи охотников прописаны очень ярко. Тут и человек-шаровая молния, и грозный убийца с бензопилой, и вообще, охотник по прозвищу Капитан Свобода. В общем, усаживайтесь поудобнее: никогда еще реалити шоу не было столь жестоким и столь интересным.
Рокки (Rocky) 1976
Мы уже говорили о драматическом потенциале Сталлоне-актера и Сталлоне-сценариста. “Рокки” – это как раз тот случай. Сталлоне отчаянно пытался пристроить свой сценарий, однако отказался просто продавать права на него. Он продал права на экранизацию при условии своего участия в картине в главной роли. Продюсеры согласились – и не прогадали. Три Оскара (и еще семь номинаций) и 226 миллионов долларов кассовых сборов при бюджете в один миллион долларов. Сильвестр Сталлоне стал третьим человеком в истории, который в одном году номинировался одновременно и на лучшую мужскую роль, и на лучший оригинальный сценарий. Знаете, кто сделал это до него? Чарли Чаплин и Орсон Уэллс. Понимаете теперь, к чему разговоры о драматическом потенциале?
История Рокки – это, во многом и классическая история американской мечты, и основа сценария большинства спортивных драм. Неудачник со стержнем под руководством опытного старого тренера собирается с силами, чтобы дать бой чемпиону мира по боксу, который в поисках хоть какого-то оппонента в своем безраздельном лидерстве дает шанс андердогу. Интенсивные тренировки и работа с психологией должны вывести боксера на новый уровень, который позволит сражаться с безусловным фаворитом на равных. Но возможна ли победа в таком неравном противостоянии?
Это больше драма, чем боевик. Но не поместить этот фильм в наш список было бы просто преступлением. И пусть сцены боев временами вызывают недоумение, а то и смех, это действительно один из лучших фильмов о боксе в истории, да и один из самых памятных фильмов о силе духа в принципе.
Было снято еще шесть продолжений. Коротко пройдемся по наследию “Рокки”:
– часть 2 – неплохо, хотя сцены боев вызывают все больше смеха. Куда меньше драмы, куда больше динамики и тактических сюжетных ходов, характерных для экшна.
– часть 3 – привлечение Халка Хогана, звезды рестлинга, и Мистера Ти. Больше боев, драма носит более схематичный характер, сюжетные ходы более предсказуемые и стандартные. Смотреть можно, но былого энтузиазма уже нет.
– часть 4 – худшая и одновременно самая кассовая из частей саги. Но смотреть это можно по двум причинам: Рокки Бальбоа противостоит советскому боксеру Ивану Драго, а как известно, нет ничего веселее кино 80-х Голливуда о Советском Союзе; второе – Дольф Лундгрен в роли того самого красного спортсмена. Зверь и машина невероятных габаритов. Сцены боев смешны до обморока.
– часть 5 – возвращение к истокам, больше жизненной истории, драмы, меньше упора на экшн. Смотрится неплохо, хотя до первой части, разумеется, очень далеко. Рокки взращивает неблагодарное молодое поколение.
– часть 6 – после очень значительного перерыва, Рокки возвращается (как в реальной жизни, так и по сюжету фильма). Эта картина – гимн упорству и физической форме возрастного человека (в реальной жизни – Сталлоне, в фильме – Рокки Бальбоа). Смотреть исключительно из ностальгических чувств.
– часть 7, “Крид” – наконец-то, эпопея вышла на былой высокий уровень. По-настоящему хорошее кино о том, как легендарный в прошлом боксер тренирует сына своего визави из первого фильма, Аполло Крида. Заслуженная номинация Сталлоне на лучшую роль второго плана (и мы даже жалеем, что он не получил статуэтку, ведь кто знает, еще одного шанса может уже и не быть).
Дом летающих кинжалов (Shi mian mai fu) 2004
“Дом летающих кинжалов” – выход китайского боевика на новый уровень. Это не просто боевые искусства, это целая атмосфера, которая объединяет в себе батальные сцены, мистику, любовные переживания и фантастическую красоту природы. Сюжетная линия не рассказывается, она летит. Это бесконечный полет фантазии, по ходу которого агент императорской полиции пытается втереться в доверие повстанцам. Но поскольку он хочет сделать это через дочь их предводителя, то коварная любовь грозит сыграть с ним жестокую шутку.
Киносайты называют такой жанр смешным словом “уся” (смешение слов “ушу” (ушу) и “ся” (рыцарь)). Действие фильмов уся разворачивается в фантастическом мире и обильно посыпается сценами демонстрации боевого искусства героев.
Разрушитель (Demolition Man) 1993
Еще один фильм с Сильвестром Сталлоне – на сей раз чисто развлекательный. Полицейского приговаривают к тюремному сроку и замораживают. Через много лет его размораживают, поскольку в новом будущем понадобились его боевые навыки. Мир изменился, преступность упала до нуля, новые полицейские попросту не умеют драться и пользоваться оружием. Несколько размороженных преступников представляют реальную угрозу, тем более, их главаря (Уэсли Снайпс) за время заморозки на подсознательном уровне обучали боевым искусствам.
Динамичный боевик, в котором всего в меру – драк, перестрелок, взрывов и сюжетных ходов. Ничего сложного, но смотрится очень свежо и бодро даже в наши дни. Коп из прошлого наводит шороху в будущем, а заодно влюбляет в себя симпатичную полицейскую – Сандру Буллок.
Семь самураев (Shichinin no samurai) 1954
Да, мы отдаем себе отчет в том, что фильмы Акиры Куросавы – это всегда больше, чем просто боевик. Но и вы примите мысль о том, что японский мэтр снимал великолепные боевики. Пусть и с подтекстами, и куда более эмоционально и драматически наполненные, чем классические представители жанра. “Семь самураев” – фильм, по которому позднее сняли легендарный вестерн “Великолепная семерка”. Жители деревни просят защиты от бандитов у самурая, тот нехотя соглашается и собирает помощников. Платить крестьянам нечем, и помощь им – странный компромисс между совестью, надеждой на лучшее и попытку объяснить себе, какую выгоду сам самурай от этого получит.
Шикарные характеры, увлекательное повествование, а кроме того – чисто японская манера изъясняться и проявлять эмоции. Если зритель до просмотра “Семи самураев” смотрел “Великолепную семерку”, контраст в восприятии будет космического масштаба. Но посмотреть это кино однозначно стоит, и не только для общего развития. Просто это действительно уникальное интересное кино, которое вы никогда не забудете.
Скалолаз (Cliffhanger) 1993
Сильвестр Сталлоне снял двенадцать фильмов о Рокки и Рэмбо, но как это ни странно, он успел сыграть и других персонажей в кино. В фильме “Скалолаз” Слай в образе альпиниста-спасателя, который пережил трагедию, не сумев удержать девушку друга над пропастью. Проходит время, и на его долю выпадает больше испытаний: банда захватила заложников из числа его друзей и коллег по работе, и требует достать сумки с деньгами с труднодоступных вершин. Теперь снова в опасности жизнь близких людей, и чтобы спасти их, придется проявить свой максимум как профи по покорению вершин, так и как способный любитель по обезвреживанию опасных преступников.
Ренни Харлин, поставивший второй “Крепкий орешек” выступил режиссером и, помимо Сталлоне, привлек также Майкла Рукера и Джона Литгоу. Последний особенно хорош в роли беспринципного злодея.
Погони, трюки, драки, постоянное пребывание на грани падения с вершины, взрывы вертолетов – все, что нужно хорошему боевику. Кроме того, сценарий хоть и прост по форме, но очень качественный по наполнению. Приятный памятный экшн, образец хорошего боевика.
Кровавый спорт (Bloodsport) 1988
Один из самых знаковых каратэшных боевиков всех времен. Несмотря на достаточно детский уровень построения сюжета, драматургии и актерскую игру не самого высокого пошиба, “Кровавый спорт” стал хитом в 80-е, выступил одной из отправных точек карьеры Ван Дамма и надолго запомнился. В первую очередь, за счет принципа турнира (его же сам Ван Дам использовал в одном из своих более поздних фильмов “В поисках приключений”). Турниры по боевым искусствам бывали в истории кино и раньше, можно вспомнить тот же “Выход дракона” Брюса Ли, однако в этом фильме это основа и сценария, и визуальной составляющей.
Американский офицер (Ван Дамм) уходит в самоволку, чтобы принять участие в турнире в Гонконге. Боевым искусствам его обучал японский учитель, используя американца как спарринг-партнера для своего сына. Сын погибает – теперь герой Ван Дамма участвует в соревнованиях вместо него. Как всегда, помимо основной массы бойцов, есть главный фаворит турнира и главный плохиш. Его играет Боло Йенг, знаменитый харизматичный китайский актер, бодибилдер и мастер боевых искусств, который играл негодяев еще в фильмах Брюса Ли и суммарно был занят более чем в ста фильмах, продолжая сниматься, хоть и гораздо реже, даже в 2000-х и в наши дни. Сложно с ходу вспомнить актера, который также мощно воплощает образы злодеев-рукопашников на экране в течение столь долгого времени. На харизме Йенга держится добрая половина фильма. Он играет многократного победителя турнира, который столь же мастеровит, сколько и жесток к соперникам. Побежденных он калечит, а то и вовсе убивает. Пройдя все промежуточные этапы, в финале герою Ван Дамма предстоит встретиться именно с ним – это зрителю понятно с первых кадров.
Жан-Клод также не отстает – играя стопроцентно хорошего парня, он демонстрирует все то, за что его так любят зрители по всему миру. Шпагаты, удары ногой в прыжке с разворота, отточенная техника и зрелищность в каждом проведенном приеме. А кроме того, безумные глаза в момент ярости или отчаяния, полная самоотдача и невообразимый переход от состояния “почти проиграл” до тотального уничтожения противника.
Отметим также небольшую роль Фореста Уитакера, впоследствии игравшего у Джармуша и Финчера и получившего Оскар за лучшую мужскую роль.
Робокоп (RoboCop) 1987
Вы, возможно, не поверите, но это снова Пол Верховен. Наряду с “Основным инстинктом”, “Вспомнить все”, “Звездным десантом” и одним из лучших фильмов этого года, “Она”, голландский режиссер снял еще и одну и самых культовых лент 80-х, которая по значению может сравниться с “Терминатором”, пусть по сценарию и уступает ему многократно. В отличие от фильма Кэмерона, здесь главной разрушительной силой выступает создание не полностью механическое, а комбинированное из организма человека и машины. Человек (его играет Питер Уэллер) – полицейский, погибший при выполнении задания. Его сознание полностью перепрограммируют под служение обществу и защите порядка. Робокоп становится страшным сном преступности. Проблема возникает тогда, когда у этой сокрушительной машины правопорядка прорезаются воспоминания из человеческой жизни, а параллельно он выясняет, что боссы создавшей его корпорации нечисты на руку. В итоге, плохо приходится и бандитам, и всем нечестным бизнесменам.
Позднее снимали и сиквелы, и ремейк, но несмотря на достаточно неплохое качества продукта, вряд ли какую-либо из последующих производных можно как-то особо выделить.
Трудная мишень (Hard Target) 1993
Джон Ву добрался до Голливуда. Здесь он снял “Без лица”, “Сломанную стрелу” и “Миссия невыполнима 2”, но до этого он поработал с одним из самых известных героев размахивания ногами в прыжке – Жан-Клодом Ван Даммом. И стоит отметить, что “Трудная мишень” стала чуть ли не лучшим фильмом Ван Дамма в принципе. Простая история – группа бандитов организовывает охоту на людей, предоставляя оружие богатым туристам и не давая ничего их потенциальным жертвам – поставлена, тем не менее, с такой сочностью, что ее вполне можно оформлять как учебник жанра. Приемы у Джона Ву в Голливуде остались те же: много замедленной съемки, смонтированной с таким упоением, что это превращается в поэзию. Теперь помимо перестрелок в таком режиме показа, режиссер добавил еще и коронные удары Ван Дамма в прыжке. Кроме того, он замедлил и часть кадров в сценах не боевых. В общем, если прокрутить фильм в нормальном темпе, он займет минут двадцать. Но он все равно очень крутой.
В роли главного злодея выступил Ленс Хенриксен.
Доспехи Бога (Lung hing foo dai) 1986
Этот фильм мгновенно стал классикой боевиков. На его съемках Джеки Чан традиционно чуть не умер – на этот раз, исполняя трюк с деревом, которое сломалось, когда актер пытался спружинить на его ветвях и продолжить прыжок дальше. Оставшись в живых, актер исполнил еще с полсотни трюков: прыжки со скалы на воздушный шар, прыжки с летящего автомобиля, прыжки отовсюду в любом направлении с любой высоты, разумеется, вагон драк (включая один против всех и один против четырех гигантских женщин-убийц), а также чудеса механики с превращением авто в боевую движущуюся капсулу и несколько десятков забавных манипуляций с тем, чтобы отправить жевательную резинку себе в рот рикошетом от стены, ладони, другого человека и т.п. Помимо виртуозности задумки и исполнения, отметим еще и невероятную степень юмора в постановке всех боевых и трюковых сцен. За это фаны всего мира обожают Джеки и именно эта комбинация в полной мере доступна в “Доспехах бога”.
Чан играет охотника за сокровищами – антиквариатом, реликтами, особо ценными артефактами. Он простой наемник, часто заявляет, что у него нет никаких принципов, но мы-то все понимаем, что Джеки Чан плохих парней не играет, и поступать он все равно будет хорошо. Не вполне по своей воле ему приходится собирать полный комплект древних реликвий, проходящих под названием “доспехи бога”. В процессе он встречается с бывшим другом и бывшей девушкой, которую у него когда-то увел тот самый лучший друг. В итоге, Джеки приходится отвечать не только за себя, но и за друзей. Это эффектное, захватывающее и невероятно смешное при этом зрелище, которое завершается традиционными для фильмов Чана подобранными неудачными дублями в титрах.
Второй фильм, что бывает нечасто, и в основном у очень талантливых людей, вышел не хуже.
Даже для сюжетных ходов нашлось место, что уж говорить про постановку боев (и перестрелок, что в фильмах Чана бывает не так часто). Особо памятной, конечно же, остается часть фильма в аэродинамической трубе. Тут постановщики разгулялись как по части боев, акробатики и полетов актеров, так и по части комических ходов.
Третья часть… ну, она вышла в 2012 году, и это, скорее, дань ностальгии. Понятное дело, что ниже своего уровня Джеки ничего не делает, но особых восторгов, конечно, уже не было.
Двойной удар (Double Impact) 1991
Ван Дамм исполняет в этом фильме роль двух близнецов, двух Ван Даммов. И справляется очень неплохо: братья были разлучены с рождения и выросли совершенно разными по характеру, что и видит зритель на экране, глядя на игру актера. Родители братьев убиты компаньоном их отца. Спасает их его телохранитель, который и собирает братьев для мести через много-много лет. Нужно вернуться в Гонконг и навести порядок – мафию обезвредить, свое наследство вернуть. Для этого, разумеется, придется бить лица и стрелять из огнестрельного оружия.
Усложняет процесс битья лиц мафиози вот этот человек:
Все верно, это все тот же Боло Йенг, о котором мы уже писали выше. После бойни с Ван Даммом в “Кровавом спорте”, Боло продолжил противостояние на экране с бельгийцем уже в “Двойном ударе”. И добавил негодяйской харизмы и ужаса картине.
Очень забавно смотрится противостояние двух братьев-Ван Даммов, которые изначально не взлюбили друг друга. С точки зрения боев – все, как обычно, на высоком исполнительском уровне, много техничных ударов ногами от Жан-Клода, прыжки, неумолимая сила Боло Йенга, подход с фантазией к местам и обстоятельствам драк. Классический трушный олдскульный боевик.
Джон Уик (John Wick) 2014
И столь же трушным и олдскульным сделали боевик с Киану Ривзом о киллере, которого разозлили. Через двадцать пять лет после “Двойного удара”, конечно, это смотрится неожиданно, но, с другой стороны, и техническая сторона исполнения куда более продвинутая. Возврат к истокам сейчас ощущается во многом, и это не вопрос банальной ностальгии: просто и зритель, и продюсеры почувствовали дефицит былой агрессии, насилия, мощи на экране. В погоне за семейной аудиторией, которая приносит основную кассу в кинотеатрах, продюсеры и режиссеры сделали фильмы, даже боевики, слишком вычищенными и нейтральными – ни тебе мата, ни тебе массовых убийств одним супергероем всех плохишей, ни тебе расчлененкикишкираспи… ну, в общем, вы понимаете. Потому и так много взрослых сериалов, потому выходит абсолютно неполиткорректный фильм по комиксам “Дэдпул”, потому и становится больше лихих боевиков, словно срисованных с фильмов 80-х. По сценарию и драматургии они не то чтобы выдающиеся. Но по настроению и драйву – очень даже.
Бывший наемный убийца (Ривз) отошел от дел. Но тут угоняют его машину и убивают любимую собаку, которая, ко всему прочему, еще и единственное, что напоминает о погибшей жене. Киллеру приходится вспомнить былые навыки и встретиться с русско-чеченской мафией (в том формате, в котором ее представляет себе Голливуд, разумеется). Все прошло настолько бодро (пусть никто и не ожидал), что было решено снять “Джон Уик 2”.
Кто я? (Ngo si seoi) 1998
Может показаться, что все лучшие свои боевики Джеки Чан снял в 80-х. Это не совсем так – и фильм “Кто я?” замечательное тому подтверждение. Спецназовец выживает после зачистки отряда в Африке, но теряет память. Его подбирает дикое племя и ставит на ноги. Постепенно герой Чана вспоминает, что к чему, и отправляется в каменные джунгли разбираться с бывшими боссами.
Постановки боев, как всегда, на высшем уровне. Из трюков стоит отметить абсолютное безумие от Джеки – бег/падение/скольжение по чуть наклоненной стене 23-этажного здания.
Поговаривают также, что одна из сцен не вошла в фильм из-за ошибки оператора. И сцена эта представляла из себя поездку Джеки Чана на носороге. С кем-угодно другим мы бы сомневались. Но Джеки может сделать и не такое. Поэтому охотно верим в легенду. И в то, что легендарный трюкач был очень недоволен. И в то, что он в очередной раз сломал себе что-то – в данном случае, ребро.
РЭД (RED) 2010
Да, это неожиданное поступление. Во-первых, modern era, а во-вторых, комедийный боевик, стебный, пародийный. Но именно эта легкость, стебность, находчивость и сделали картину столь памятной и ценной. Может, это актеры (Брюс Уиллис, Джон Малкович, Хелен Миррен, Мэри-Луиз Паркер), может, режиссер (Роберт Швентке), может, просто звезды сошлись, но голливудский аналог (условный) “Стариков-разбойников” вышел очень добротным. Престарелые агенты и их друзья-подруги устраивают бодрый экшн, который настолько же мастеровитый в боевых сценах, насколько и иронично веселый. Это можно было бы назвать капустником, если бы каждый из участников действа не относился бы к своей профессии столь ответственно и щепетильно.
А вот сиквел вышел крайне слабым, к всеобщему разочарованию.
Безумный Макс (Mad Max) 1979
Эпичная австралийская сага от режиссера Джорджа Миллера, которая сделала совсем еще юного Мела Гибсона звездой. История одинокого (после потери семьи) копа, который становится по-настоящему безумным и наводит порядок в пост-апокалиптическом мире. Невероятная (и очень тревожная) атмосфера нового мира, яркие персонажи, неотвратимая и объяснимая жестокость, молчаливый образ главного героя – все это вошло в историю в далеком 1979 году, и дало жизнь еще двум сиквелам и ремейку.
Вторая часть – это фильм-погоня. По сути, почти все время картины занято преследованием бандитами кортежа с топливом, которое во что бы то ни стало нужно довезти до места назначения. Конвой процессии возглавляет все тот же безумный Макс, изрядно изменившийся со времен первой части. В первом фильме трилогии это чисто выбритый юный красавец. Во втором – заросший и побитый жизнью мужчина. Который практически в одиночку может сражаться с армией бандитов, атакующих груз.
Именно по второй части снят ремейк 2015 года, который вы все, полагаем, видели, и который стал одним из лучших фильмов года.
В третьей части “Безумного Макса” снялась Тина Тернер. Но, несмотря на достаточно неплохой уровень, серьезным событием этот фильм не стал.
Полицейская история (Ging chat goo si) 1985
Шикарная лента о гонкогских полицейских, которые пытаются посадить босса наркомафии. Глава мафии выходит на свободу, поскольку свидетель по делу пропадает, однако это не останавливается героя Джеки Чана от того, чтобы разобраться в том, где правда, и как добраться до главаря и всей его шайки. Равно как и не останавливает его от того, чтобы совершать вот такие трюки:
Вы все верно понимаете, он прыгает не только без страховки, но и даже без перчаток.
Помимо этого, трюки, связанные с гонками на автомобилях, автобусах и, конечно же, бесконечные драки. Один из примеров того, насколько изобретательным может быть Джеки Чан и как режиссер, и как исполнитель главной роли.
У фильма вышло три продолжения, а потом и вовсе “Новая полицейская история”, у которой также вышло продолжение. Несмотря на обилие сиквелов, все ленты вышли очень крутыми, потому что Джеки Чан просто не умеет делать плохое кино, если в нем есть драки и трюки.
Круто сваренные (Lat sau san taam) 1992
И снова Джон Ву в его гонконгский период карьеры. Если все пули, выпущенные в этом фильме, поставить одну на другую, вероятно, можно будет преодолеть расстояние от Земли до Луны. И все они вылетали, разумеется, в режиме замедленной съемки.
Любимец Джона Ву, Чоу Юнь-Фат, вновь играет главную роль – полицейского, способного в одиночку разобраться с целой бандой. В тоже время, в мафию внедрен агент полиции, столь же виртуозный во владении оружием. Но герой Юнь-Фана, по прозвищу Текила, этого не знает. А потому двум стражам порядка придется схлестнуться в бою, поскольку сюжет закручен достаточно лихо, и с обоих сторон есть стукачи, предатели и люди чести.
Это последний (пока) боевик, снятый Джоном Ву в Гонконге – после этого он покорил Голливуд своим неповторимым стилем.
Путь дракона (Meng long guo jiang) 1972
Несмотря на то, что ни одна подборка лучших боевиков не может обойтись без Чака Норриса, наша почти обошлась. И несокрушимый Чак не попал бы в перечень, если бы не Брюс Ли. Классический фильм о том, как из Гонконга в Рим приезжает молодой мастер боевых искусств, чтобы помочь друзьям в китайском ресторане, которых прижимает местная мафия. С местной бандой герой Брюса Ли разбирается без проблем. Однако мафия приглашает из Америки супербойца, которого как раз и играет Чак Норрис. И тут-то и происходит легендарный бой в Колизее.
Интересную историю рассказывал сам Чак Норрис по поводу приглашения в этот фильм. Когда Брюс Ли рассказал ему о сценарии, Норрис сказал: “О, я понимаю, к чему ты ведешь. Ты хочешь побить чемпиона мира (по каратэ – прим. ред.)“. – “Нет”, – ответил Брюс Ли. – “Я хочу убить чемпиона мира”.
В осаде (Under Siege) 1992
До того как Стивен Сигал набрал килограмм пятьдесят лишнего веса и принял российское гражданство, он снимался в весьма неплохих боевиках. Все они были сняты как под копирку, но за счет своего уникального на то время стиля айкидоки, актер действительно выделялся. Кроме того, он был суров и бесстрастен, носил все черное и наказывл всех строго, но справедливо. Разве это могло не понравиться? “В осаде”, тем не менее, стоит особняком. Во-первых, это более масштабный проект – корабль, ЦРУ, террористы, да и актеры какие заняты помимо Стивена – Томми Ли Джонс и Гэри Бьюзи. Во-вторых, несмотря на то, что сценарий не является чем-то невероятно нестандартным, он все же был более непрямой, чем предыдущие полицейские детективные истории Сигала.
Боевой корабль захватывают террористы при пособничестве одного из офицеров (Гэри Бьюзи). Всю команду запирают, все под контролем, кроме одного человека – кока. Который, как оказалось, был спецназовцем. И, как оказалось, он вообще, Стивен Сигал. Поэтому все планы по захвату теперь под вопросом.
Памятны несколько сцен: стриптизерша, которая вылазит из торта (великолепная Эрика Элениак), бой на ножах (Сигал – Томми Ли Джонс), взрыв, устроенный с помощью микроволновки. Был снят сиквел – теперь уже на поезде – который был относительно неплох, но вряд ли настолько, чтобы попасть в какие-либо подборки чего-то лучшего.
Расплата (Payback) 1999
Классически крепкий боевик, столь же по настроению цельный, как и мотив главного героя (Мела Гибсона) забрать у мафии свои деньги (70 тысяч долларов). Боссы просто не понимают – чего ради так убиваться? Но герою Гибсона не чужды понятия чести и кодекса, а потому он не может просто так бросить дело, в котором его напарник по ограблению погиб, сам он остался без договоренной доли, а кроме того, получил пару пуль в спину. Во всем нужно разобраться, и если кто-то по пути умрет – значит, так тому и быть. Главное, чтобы это смотрелось настолько олдскульно и добротно, чтобы можно было вставить фильм в статью о лучших боевиках в истории.
Кулак ярости (Jing wu men) 1972
Не будем долго растекаться мыслею по древу: это фильм с Брюсом Ли, в котором его герой приезжает разобраться в причинах смерти учителя, отравленного японцами; в фильме показано противостояние оккупационной Японии и Китая, при этом, бой за боем, Брюс Ли доказывает превосходство китайской школы боевых искусств над японской, заставляет японцев есть их собственный плакат “Больные люди Азии”, который они написали про китайцев, а самое главное, он показывает феерический уровень владения нунчаками.
Вот на этих сценах – один против всех, один против всех с нунчаками, один на один с японскими мастерами – и держится весь фильм. Сейчас он смотрится достаточно специфически, кроме того, не все понимают нюансы отношений Японии и Китая того времени. Но это неважно. В 70-х, 80-х и 90-х Брюс Ли покорял сердца своим мастерством и искренностью. А после этого он просто стал недосягаемой легендой, и шлейф этой легенды позволяет смотреть боевики сорокалетней давности и в наши дни.
Телохранитель (Yôjinbô) 1961
Это не “Телохранитель” с Кевином Костнером и Уитни Хьюстон. Это легендарный фильм Акиры Куросавы, о котором мы уже высказали понятное мнение: его фильмы всегда больше, чем просто боевики, даже если по сути таковыми являются.
Бродяга-самурай приходит в небольшой городок, где две банды терроризируют местное население. К нему обращаются за помощью, и не желая рисковать и напрягаться больше, чем нужно, герой любимца Акиры Куросавы, Тосиро Мифунэ, стравливает бандитов между собой.
Многие знают, что фильм Серджио Леоне “За пригоршню долларов”, снятый в 1964 году, по сути, является ремейком “Телохранителя”. повторяется не только сюжет, но и многие приемы съемки от Куросавы (за что он даже подавал в суд и отсудил деньги и процент с проката американского фильма). Меньшее количество людей знает о том, что “Телохранитель” – адаптация сразу двух книг Дэшила Хэммета, “Стеклянный ключ” и “Кровавая жатва”. Зато большее видело еще один ремейк – “Одиночка” с Брюсом Уиллисом, в котором действие происходит во времена сухого закона в США.
Из Парижа с любовью (From Paris with Love) 2009
Этот фильм разобрали на мемы – уж очень хорош лысый Траволта и отдельные сцены с ним. Собственно, именно на Траволте и держится основная мощь картины. Классическая связка “слабый напарник – сильный напарник” работает на все сто. Джон Траволта – сильный, опытный, мощный оперативник, постоянно нарушающий правила и ловящий от этого кайф. Джонатан Рис-Майерс играет младшего сотрудника ЦРУ, который впервые получает серьезное задание и такого агрессивного харизматичного напарника. Как это часто бывает, сначала более слабый сотрудник пасует перед авторитетом старшего, стесняется и попадает во всяческие глупые ситуации. Но позднее, набравшись в экстремальном режиме опыта, он берет себя в руки и дуэт творит чудеса.
Хардкор 2015
Еще одно свежее поступление – “Хардкор” от Ильи Найшуллера. В список попал, в первую очередь, разумеется, за инновационную нестандартную подачу – все действие в картине снято от первого лица. Если вы видели клип Bad Motherfucker или False Alarm, снятые тем же режиссером, то вы понимаете, о чем речь. Только в “Хардкоре” это уже полный метр.
Главный герой очнулся в научной лаборатории, и у него тут же похищают жену. Ему приходится сначала преследовать похитителей, а потом и вовсе воевать с киборгами.
На гребне волны (Point Break) 1991
Чудо-дуэт Киану Ривза и Патрика Суэйзи. Один из лучших фильмов начала 90-х. Режиссер – Кэтрин Бигелоу, которая поставила “Повелитель бури” (Оскар за лучший фильм) и была замужем за Джеймсом Кэмероном. Оперативник внедряется в банду серферов, которая грабит банки, надевая маски американских президентов. Добывая больше информации, герой Ривза проникается все большим пониманием того, чем живут эти люди. Особенно симпатичным ему становится главарь (Суэйзи). И теперь уже не так просто сдать банду федералам. Да и улик они, несмотря на всю близость, особо ему не оставляют.
В фильме также заняты Гэри Бьюзи и вокалист группы Red Hot Chily Peppers Энтони Кидис (в эпизоде). В 2015 году был снят ремейк с впечатляющим визуальным рядом экстремальных видов спорта, но не слишком сильной постановкой во всем остальном. Проще говоря, ремейк не удался.
Свой среди чужих, чужой среди своих 1974
В советское время боевики снимали не так часто, но если уже добирались до этого жанра, то выходило очень неплохо. Сейчас это непопулярное мнение, но глупо отрицать, что когда-то Никита Михалков был великолепным режиссером. Поэтому его боевая постановка о событиях времен сразу после завершения Гражданской войны удалась на славу. Группе друзей, бывших бойцов красной армии, воевавших вместе, необходимо переправить золото в Москву, чтобы закупить на вырученные средства продовольствие для голодающих Поволжья. Золото пропадает еще до отправки, а бойца Шилова сначала считают погибшим, а потом, после того как он вернулся и заявил о том, что ничего не помнит, причастным к похищению. Поезд, на котором золото на самом деле не едет, грабит банда бывших белогвардейцев. А их, в свою очередь, грабит банда во главе с Никитой Михалковым – молодым, задорным и усатым. Все начинают искать золото и разбираться в том, что произошло – красные, белые, банда есаула и сам Шилов. Это одновременно и детектив, и советский вестерн – на удивление, очень зрелищный и напряженный.
Не последнюю роль в создании атмосферы картины сыграл и феноменальный актерский состав – Юрий Богатырёв, Анатолий Солоницын, Сергей Шакуров, Александр Пороховщиков, Александр Кайдановский, Никита Михалков, Александр Калягин и совершенно невероятный Константин Райкин. Александр Адабашьян в эпизодах также добавил специй.
Отчаянный (Desperado) 1995
Когда-то Роберт Родригес снял фильм “Эль мариачи” (он же “Музыкант”) за практически ноль долларов. Он не стал мировым хитом, но и зрители, и критики, и продюсеры заметили молодого талантливого режиссера. Поэтому через два года он переснял ту же картину, только теперь уже с деньгами и с Антонио Бандерасом и Сальмой Хайек в главных ролях. И вот этот фильм уже стал мировым хитом.
В первую очередь, из-за подачи, конечно. Гитарный чехол в роли оружия, новый взгляд на перестрелки и то, какими должны быть крутые парни. Плюс такие приятные штрихи, дополняющие портрет, как небольшие роли Стива Бушеми, Чича Марина и Дэнни Трехо. Разве можно не любить такой ансамбль, возглавляемый новатором и бунтарем?
Позднее также было снято продолжение – “Однажды в Мексике” – к которому подключились Джонни Депп, Уиллем Дефо, Микки Рурк и Ева Мендес. Пусть оно уже и не было столь прорывным, но смотрелось достаточно неплохо.
Выход Дракона (Enter the Dragon) 1973
Один из самых известных фильмов с Брюсом Ли, навеки отпечатавший в памяти фанатов боевых единоборств картину с актером с кровавыми следами на щеках и груди, а также с нунчаками в руках. Молодой мастер прибывает на остров загадочного мистера Хана, который одновременно является и главой мафии, безраздельно властвующим на на своей земле, и организатором престижного турнира, в котором принимают участие как бойцы со всего мира, так и воспитанники местной школы. Помимо выполнения задания по работе, у героя Брюса Ли личные счеты с людьми Хана: когда-то в результате столкновения с ними, погибла его сестра.
Турнир в картине показан обстоятельно и очень зрелищно – помимо самого Ли, тут сражается еще ряд актеров, включая темнокожего мастера Джима Келли, актера Джона Сэксона, Роберта Уола, сыгравшего страшного и злобного О’Хару, а также неоднократно уже упомянутого в статье Боло Йенга, тогда совсем еще молодого. Кроме того, в незначительных эпиодах занята троица, о которой мы также писали выше – Джеки Чан, Юэнь Бяо и Саммо Хунг. Боевые сцены очень хороши – как без оружия, так и впоследствии с использованием нунчак от Брюса. Также, поскольку фильм снят в 70-х и действие его происходит в те же годы, то есть возможность полюбоваться модой, одеждой и прическами тех времен. Это смотрится одновременно и очень стильно, и местами забавно.
Смерти вопреки (Hard to Kill) 1990
Одна из первых больших удач Стивена Сигала. Полицейский впадает в кому, после того как мафия, которой он серьезно насолил, попыталась его убрать. В больнице он лежит под чужим именем, однако когда через 7 лет он приходит в себя, его сразу же пытаются убить повторно. Как вы понимаете из названия, сделать это совсем непросто. Сначала герою Сигала помогает медсестра, а потом он становится на ноги и помогает всем сам. Умереть.
Леон (Léon) 1994
Про фильм “Леон” мы уже писали (и не один раз), да и вы, наверняка, его смотрели (и не один раз). Поэтому просто напомним, что режисер – Люк Бессон, а в главных ролях Жан Рено, совсем еще девочка Натали Портман и гениальный злодей Гэри Олдмен.
Слепая ярость (Blind Fury) 1989
Такую крутую историю с такими детскими ходами и построением сюжета могли снять только в 80-х. Во время вьетнамской войны герой Рутгера Хауэра ослеп. Его подбирают местные и обучают (разумеется, так ведь со всеми ослепшими солдатами делают) искусству боя с мечом без использования зрения. Эти навыки очень помогают герою, когда он возвращается домой в США, потому что жену его друга убивают, а самого друга используют для производства наркотиков. Это означает, что слепому придется столкнуться с бандитами. Ситуация осложняется еще и тем, что у друга и его убитой жены есть сын, которого теперь приходится опекать герою Хауэра.
Несмотря на некоторую комичность фабулы, смотреть фильм действительно интересно, поскольку бои поставлены с выдумкой, с продумыванием деталей и очень эффектно. Качественное исполнение боевых сцен влияет и на построение характера главного героя – он предстает умудренным годами и болью человеком, контролирующим все, с чем ему приходится сталкиваться в рамках жизни в этом несовершенном мире. Его боевой друг – полная противоположность. Слабый, бесхарактерный, отпустивший все на волю случая. Слепой воин на его фоне выглядит кремнем.
В фильме также занят Сё Косуги (Шо Косуги), который играет наемного убийцу, великолепно владеющего мечом. У него же Рутгер Хауэр и брал уроки. А если вы не можете вспомнить, кто такой Сё Косуги, то вот вам всего два слова: “Месть ниндзя”.
Белое солнце пустыни 1970
Как мы уже говорили выше, если в советском кинематографе брались за боевик, то получалось круто. И пусть этот легендарный фильм снят на стыке с комедией (и очень хорошей), экшн вышел знатный. Товарищ Сухов и его возникший из ниоткуда напарник Саид громят банду басмачей. Помогают им красноармеец Петруха, совсем еще юный, и начальник бывшей царской таможни Павел Верещагин. Банду возглавляет жестокий и беспринципный Абдулла, который собирается убить весь свой гарем, поскольку не может увезти его с собой. Вокруг – только песок и солнце.
Песни Булата Окуджавы, спокойный интеллигентный юмор, но при этом напряженный экшн. И, конечно же, достаточное количество драмы. Звезд первой величины в актерском составе не было, поэтому многие из исполнителей запомнились зрителю исключительно по роли в “Белом солнце пустыни”. Каха Кавсадзе в роли Абдуллы (игравший позднее Дон-Кихота, но кто об этом помнит), нетипичный (потому что лысый и очень брутальный) Спартак Мишулин (он играл Карлсона на сцене, играл в “Кабачке 13 стульев” и нескольких выпусках Ералаша, а тут он практически в одиночку может обезвредить банду, не меняясь в лице), Анатолий Кузнецов в роли товарища Сухова и Павел Луспекаев в роли трагического Верещагина.
Судьба актера еще более трагическая, чем судьба его персонажа. Во время войны он серьезно обморозил ноги, позднее, уже во время работы актером, был риск ампутации обеих конечностей до колена, однако удалось обойтись ампутацией пальцев. Из-за сильнейших фантомных болей пришлось принимать сильные наркотики в качестве обезболивающего и затем пришлось бороться с зависимостью. Во время съемок “Белого солнца пустыни” состояние здоровья ухудшилось, но Луспекаев на жилах вытянул все необходимые сцены. За три дня до сорокалетия актер умер от рызрыва сердечной аорты. Роль Верещагина стала самой известной в фильмографии артиста (также зрители могут помнить его по второстепенной роли учителя физкультуры в “Республике ШКИД”).
Заложница (Taken) 2008
“Я не знаю кто ты, я не знаю чего ты хочешь, но если ты тронешь мою дочь, то я найду тебя. И убью тебя”. Вот, собственно, и все содержание фильма “Заложница” и еще двух последующих частей его. Злоумышленники похищают туристку, не подозревая, что она дочь человека, с которым лучше не связываться. Потому что он бывший агент ЦРУ и очень нервничает, когда его близким угрожает опасность. Лиам Нисон сделал этот образ культовым, а сам, по сути, превратился после фильма в звезду боевиков.
Kingsman: Секретная служба (Kingsman: The Secret Service) 2014
Этот комедийный боевик, пародирующий все фильмы о спецслужбах и спецагентах, появился из ниоткуда, но внезапно оказался так хорош, что сиквел решили снимать практически сразу же после премьеры. В первую очередь, успеха помогло добиться оптимальное сочетание юмора и прекрасно смонтированных сцен боев, стрельбы и взрывов. И, конечно же, актеры. Колин Фёрт, Марк Стронг, Сэмюэль Джексон, а также юная смена – Тэрон Эджертон.
Доберман (Dobermann) 1997
В этом фильме мы впервые увидели пару Венсан Кассель–Моника Беллуччи такими, какими мы их знаем – прекрасными бунтарями, роскошно выглядящими на экране и невероятно крутыми во всем, что они делают.
В городе орудует банда Добермана (Кассель). Главарь банды жесток и беспринципен. Но не менее жесток и полицейский, который пытается устранить гангстера (его играет Чеки Карио). Для поимки преступника он использует все доступные средства, и если это приводит к нарушению закона – плевать. В итоге, зрителю непонятно, кому стоит больше симпатизировать (ну как, непонятно. Пару бандитов играют Венсан Кассель и Моника Беллуччи. У Чеки Карио, при всем уважении, нет шансов).
Перевозчик (The Transporter) 2002
Понятное дело, что если в статье идет речь о лучших боевиках в истории, то в тексте не может не быть упоминания о Джейсоне Стэтхэме. Поэтому, чтобы не составлять отдельный список в списке со всеми фильмами, в которых Стэтхэм стреляет и бьет морды, мы просто вспомним об одной картине – “Перевозчик”.
Соучастник (Collateral) 2004
Шикарный боевик и столь же шикарный образ Тома Круза. Жестокий наемный убийца заставляет таксиста подвозить его от одного места преступления к другому. вынужден соглашаться, однако со временем он понимает, что весь процесс угрожает женщине, которая внезапно стала ему дорога. И тогда из обычного таксиста его герой превращается в серьезную угрозу для киллера.
Убить Билла (Kill Bill: Vol. 1) 2003
Культовый боевик Квентина Тарантино. Фильм собрал все приемы боевиков каратэшных, гангстерских, фильмов анимэ, фильмов о наемных убийцах, и все это в горючей смеси с юмором, присущим режиссеру. В банде наемников одна из участниц была девушкой главаря. Но однажды он решил убить ее. И привлек к этому процессу всех остальных членов банды. Вот только девушка осталась жива и решила отомстить каждому. Чем и занимается все два часа первой части…
… и два часа второй. Деление на части условное – это не продолжение в классическом понимании, это просто один большой фильм поделен на два, чтобы его можно было показать в прокате (а заодно и собрать в два раза больше денег).
Ума Турман, Майкл Мэдсен, Дэрил Ханна и неповторимый Дэвид Каррадайн.
Игра смерти (Game of Death) 1978
Закончим мы тем фильмом, которым нельзя не закончить в такой статье. “Игра смерти” стала последним фильмом Брюса Ли, вышедшим уже после его смерти, через целых пять лет. Часть фильма снята при помощи дублеров. В части сцен, в частности, в бою с баскетболистом Каримом Абдул-Джаббаром, снялся сам Брюс. Сценарий пришлось переделать, поскольку мастер умер еще в процессе съемок картины. Впрочем, когда съемки стартовали, сценарий еще не был дописан до конца, была готова лишь основная идея. По этой идее, герой Брюса Ли должен был пройти пагоду из пяти этажей, побеждая на каждом этаже по мастеру боевых искусств. Однако, поскольку снимать сцены начали с конца и успели снять лишь три, то и концепцию пагоды полностью поменяли.
Также в фильме инсценировали смерть Брюса Ли (и даже использовали кадры с его реальных похорон). Поменять пришлось очень много (в этом принимал участие уже неоднократно упомянутый друг Джеки Чана Саммо Хунг), и тем не менее, картина стала культовой, хотя и менее известной, чем “Выход дракона” и “Путь дракона”.
Фильм оказал влияние не только на фанатов, но и на многих деятелей кино. Если вы сравните фото ниже, и фото Умы Турман из фильма “Убить Билла” выше, то можете увидеть странное сходство мотоциклетного костюма. Впрочем, одной лишь одеждой дело не ограничилось. Концепция прохождения уровней, постановка боев и, конечно же, нунчаки.
Брюс Ли не дожил до 33 лет, однако успел оставить настолько глубокий след в фильмах о боевых искусствах, что пока даже в обозримом будущем не видно актера и режиссера, способного оказать столь же сильное влияние на жанр боевика. К сожалению, еще более трагичная судьба постигла и его сына, Брэндона, погибшего на съемках фильма “Ворон” в возрасте 28 лет. В фильме “Игра смерти” есть сцена, где один из членов мафии во время съемок фильма стреляет в Брюса Ли настоящими патронами. Тяжело раненый, Брюс Ли выживает. По роковому совпадению нечто очень похожее произошло на съемках “Ворона”: пистолет, из которого стреляли в Брэндона, оказался неисправным, и заглушка, которую не заметили ассистенты в дуле орудия, вылетела при выстреле холостым патроном. Она попала Брэндону Ли в живот и повредила позвоночник. Несмотря на все попытки хирургов спасти его жизнь, сын Брюса Ли умер.
Однако, несмотря на столь короткий жизненный путь, оба актера и мастера боевых искусств любимы и живут в нашей памяти.
Читайте также:
250 лучших фильмов в истории по версии IMDb в десяти частях:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
- facebook — facebook.com/goodkino
- YouTube — youtube.com/c/kinowar
- Instagram — instagram.com/kinowar.com.ua
- twitter — twitter.com/kinowar_com
- Telegram — t.me/kinowarcom