С одной стороны, вестерн уже не тот. Его не так много, как в 50-х или хотя бы даже 70-х, уже практически не снимают “чистых” вестернов, да и рекордную кассу на этом жанре не срубишь. С другой стороны, достойные представители этого направления по-прежнему появляются. А самое главное – огромный массив существующего материала ждет своего зрителя. Чтобы лучше разобраться в культурном наследии, вспомним 44 лучших вестерна в истории (разумеется, по субъективному мнению редакции kinowar.com).
В подборку вошли вестерны любого года выпуска – от 30-х до совсем свежих. По стране-производителю ограничений также не было. То же и с “чистотой” жанра: мы пытались, чтобы в список попали вестерны, но иногда стиль картины может быть смешанным (особенно это относится к лентам последних лет). По порядку фильмы мы никак не ранжируем, это просто 44 лучших в направлении.
И да, в этой статье будет очень много картин с Клинтом Иствудом и Джоном Уэйном. А вот Гойко Митича здесь не будет.
Хороший, плохой и злой (Il buono, il brutto, il cattivo) 1966
Про этот фильм мы можем писать бесконечно, поэтому не будем. Скажем лишь, что по нашему скромному мнению, это не только лучший вестерн, но и один из лучших фильмов в истории в принципе. Триумвират Серджио Леоне (режиссер) – Клинт Иствуд (главная роль) – Эннио Морриконе (композитор) создал гениальное кино, которое можно пересматривать год за годом.
За пригоршню долларов (Per un pugno di dollari) 1964
Этот же триумвират появится в статье еще не раз. Первый фильм из легендарной “долларовой трилогии” (третий был в нашем списке выше, а второй – следующий). Одинокий скиталец-стрелок, которого играет Клинт Иствуд, прибывает в пустынный городок, истязаемый двумя бандами. Герой Иствуда решает столкнуть их между собой. Тем, кто интересуется творчеством Акиры Куросавы, этот сюжет напомнит ленту “Телохранитель”, и не случайно: “За пригоршню долларов” – несанкционированный ремейк “по мотивам” творения японского режиссера. Из-за съемок этого фильма у студий возник конфликт, состоялся суд, и Куросава получил не только неустойку, но и процент от проката. Но это не главное. Главное – напряженный вестерн, вращающийся вокруг одного хитрого и молчаливого супергероя с пистолетом.
На пригоршню долларов больше (Per qualche dollaro in più) 1965
Ли Ван Клиф и Клинт Иствуд (“плохой” и “хороший” в первом фильме нашего списка) играют двух охотников за головами. Их пути пересекаются при попытке взять бандита по кличке Индеец. Но поскольку оба охотника за головами хорошие парни, то они находят в себе силы объединиться в борьбе с местным злом.
Истории в “За пригоршню долларов” и “На пригоршню долларов больше” попроще, чем в “Хороший, плохой и злой”, но уровень напряжения (особенно в традиционных финальных дуэлях), характерная неторопливая манера повествования и съемки, а также, разумеется, музыка маэстро Морриконе – все это выдерживает высочайший уровень того кино, которое так просто называть хорошим. И ставит планку для уровня вестерна, к которому стоит стремиться. Тема из финальной дуэли, к слову, до сих пор звучит в тысячах мобильных, вне зависимости от того, смотрели люди фильм или нет.
Однажды на Диком Западе (C’era una volta il West) 1968
Еще один шедевр Серджио Леоне, входящий как в любые списки лучших вестернов, так и в принципе в списки лучших фильмов в истории (в частности, такой список от IMDb). Режиссер изменил традиционный актерский состав: нет Иствуда и Ван Клифа, зато есть Чарльз Бронсон, Генри Фонда, Джейсон Робардс и Клаудия Кардинале. Что режиссер не менял, это спокойное повествование, смакование ожидания, длинные кадры и напряженные дуэли на пистолетах.
В детстве в таких фильмах замечаешь главного героя и красавицу-женщину (Бронсон и Кардинале), однако по прошествии лет хотелось бы отметить роли Джейсона Робардса (второстепенный, казалось бы, персонаж, развивается в очень интересного и практически трогательного героя) и Генри Фонды, который сыграл нетипичный для своей карьеры образ негодяя, очень харизматично и практически демонично. Пронзительный холодный взгляд невозможно забыть.
За пригоршню динамита (Giù la testa) (1971)
Заканчивая с блоком фильмов Серджио Леоне (а именно этот режиссер приходит на ум первым, когда думаешь о жанре вестерна), расскажем о ленте “За пригоршню динамита”. В главных ролях Джеймс Коберн и Род Стайгер. Фильм о том, как встретились грабитель дилижансов и террорист. Первый хочет применить таланты второго для ограбления банков, но в итоге оба принимают участие в освобождении народных героев и политических заключенных, понемногу ввязываясь в борьбу за свободу Мексики.
Стоит отметить, что все указанные выше фильмы Леоне относятся к поджанру спагетти-вестернов. Более того, часть читателей уже даже могла задаться вопросом “а где же в ваших пятидесяти лучших вестернах в истории, собственно, вестерны?”. Эта точка зрения может исходить из традиционной борьбы за условную “чистоту жанра”. Если подходить к определениям совсем строго, то действительно вестернами считаются те фильмы, которые созданы в США с определенными характерными особенностями. Многие также считают, что нельзя смешивать подкатегории в одно, и что при описании вестернов стоит отклонять ленты с итальянскими или балканскими корнями. Мы за чистоту жанра не выступаем просто потому, что эти ограничения весьма условные, и их применение значительно сужает кругозор. Особенно неуместно на них ориентироваться в 2017 году, когда слияние школ и источников производства уже давным-давно объективная реальность. Гораздо лучше ориентироваться на уровень картин, а не на их формальную жанровую принадлежность.
Спагетти-вестерны, как можно понять из названия, берут свое происхождение в Италии, где их было отснято немало. Основной отличительной особенностью указывают отход от реалистичной истории к некоему киношному повествованию (можно сказать, притче), где акценты смещаются на визуальный ряд и создание ярких персонажей. Традиционные вестерны (американские) принято считать более реалистичными, приближенными к жизни того времени. Впрочем, и это утверждение можно оспорить, если посмотреть хотя бы с десяток тех самых “трушных” голливудских вестернов 30-х – 70-х годов (и уж тем более, если говорить про ленты последних лет). Именно поэтому мы не запираемся в каких-то искусственных ограничениях и предлагаем вам полный, насколько это возможно, спектр наследия вестерна.
Ровно в полдень (High Noon) 1952
“Ровно в полдень” – как раз один из представителей классического американского вестерна. Фильм входит в топ-250 IMDb. Бывалый шериф небольшого американского городка женится. В день свадьбы он узнает, что в город возвращается жестокий бандит и убийца, которого пять лет назад он отправил за решетку. Наперекор личным интересам, он возвращается из еще не начавшегося даже медового месяца, чтобы решить проблему. Однако, пытаясь собрать людей для подмоги, он через некоторое время понимает, что скорее всего, он останется один на один с опасностью.
В главной роли Гэри Купер, его невесту играет Грейс Келли, в одной из небольших ролей бандита занят Ли Ван Клиф (“плохой” из “Хороший, плохой и злой”), это его дебют в полнометражном кино, а также в одной из ролей Ллойд Бриджес – отец Джеффа Бриджеса, который широкой аудитории больше известен по комедийным ролям в таких фильмах как “Горячие головы” и “Аэроплан”.
Тумстоун: Легенда дикого запада (Tombstone) 1993
Как это ни парадоксально, даже вестерны могут базироваться на реальной истории. Перестрелка у корраля О-Кей – едва ли не самая известная история Дикого Запада. Противостояние жестокой банды убийц и шерифа Уайатта Эрпа и его семьи было положено в основу полнометражного кино не единожды (с некоторыми экранизациями вы еще столкнетесь в этом списке).
В одной из поздних инкарнаций заняты Курт Рассел, Вэл Килмер и образец ковбойских усов Сэм Эллиотт. В небольших ролях также целая звездная компания – Билли Боб Торнтон, Билли Зейн, Майкл Рукер, Стивен Лэнг, тогда еще только набирающие обороты. В повествовании достаточно много серьезности и драмы, что, к счастью, не сбивается в пафос. Кроме того, как и в любом вестерне с перестрелками и дуэлями, возможности отдельных стрелков гипертрофированы. Но ведь за это мы и любим этот жанр, не так ли?
Сильверадо (Silverado) 1985
Мощнейший актерский состав в легком и интересном вестерне о четырех стрелках, прибывающих в город, где царит коррупция и беззаконие. Нужно ли говорить, что исправлять положение вещей они будут с помощью своих пистолетов? Кевин Клайн, Скотт Гленн, Кевин Костнер и Дэнни Гловер в не самом известном, но весьма достойном представителе вестерна.
Открытый простор (Open Range) 2003
Более обстоятельный и реалистичный вестерн с участием того же Кевина Костнера и ветерана Роберта Дюваля. Меньше бравады и молодеческой удали, больше трезвых размышлений о ситуации. Взрослое кино, пусть и со своими преувеличениями. Двое бывалых ковбоев защищают свое стадо от нападок бандитов, а заодно и пытаются восстановить справедливость. В главной женской роли очаровательная Аннетт Бенинг.
Сокровища Сьерра Мадре (The Treasure of the Sierra Madre) 1948
Один из самых классических и легендарных фильмов в истории, три Оскара, участник списка лучших фильмов всех времен от IMDb – и прочее, и прочее. История о том, как золото меняет людей. Трое отчаявшихся работяг отправляются на его поиски и вскоре погружаются в пучину жадности, подозрений и безумия. Выжить удастся не всем.
Эпохальная связка Джон Хьюстон – Хамфри Богарт (ранее она же работала в “Мальтийском соколе”).
Предложение (The Proposition) 2005
Для тех, кто за ту самую чистоту жанра, это тревожный звонок – действие даже не происходит в Америке. Австралия стала домом для новой вестерн истории. Один человек терроризирует городок, выходя из своей пещеры время от времени. Чтобы его обезвредить, в плен берут двух братьев грабителя, убийцы и насильника. Среднему брату предлагают убить старшего. Иначе младшему долго не жить…
Гай Пирс, Рэй Уинстон, Эмили Уотсон и Джон Хёрт в кровавой драме под мелодии австралийца Ника Кейва.
Золото Маккенны (Mackenna`s Gold) 1969
В основе еще одного классического фильма лежит не то реальная история, не то давняя легенда – о потерянном золоте Адамса. Грегори Пек и Омар Шариф в жестоком противостоянии искателей золота, оторванных банд и индейцев апачей. Даже когда ты нашел золото, это еще не гарантирует тебе богатой и счастливой жизни. Слишком много людей вокруг хочет забрать это золото себе.
Еще одно свежее поступление, которое сложно назвать классическим вестерном. Но очень хотелось включить его в список за счет свежести подхода. Новый священник наводит ужас на всех жителей деревни. Некоторые даже считают его самим сатаной. И священнослужитель устраивает ад на Земле для всех.
Еще одна роль в нетипичном вестерне для Гая Пирса. В фильме также заняты Дакота Фаннинг и Кит Харингтон (он же Джон Сноу в одном известном сериале).
Буч Кэссиди и Сандэнс Кид (Butch Cassidy and the Sundance Kid) 1969
Неразлучный дуэт на экране, Пол Ньюмен и Роберт Редфорд, в истории о двух отчаянных авантюристах, которые грабят поезда. В очередной раз можно удивиться тому, что картина поставлена по мотивам реальной истории. Два друга, один – планировщик и ум каждой новой операции, второй – исполнитель и невероятного уровня стрелок. Дуэт вызывает откровенную симпатию, несмотря на то, что он промышляет грязными делами. Но судьба не знает симпатии ни к кому, и постепенно все более усиливается тревожное ощущение, что обаятельным преступникам суждено ответить за свои злодеяния…
Обнаженная шпора (The Naked Spur) 1953
Легендарный (не только за счет вестернов) Джеймс Стюарт в достаточно стандартной, но от этого не менее памятной истории о том как ветеран войны, ставший охотником за головами, отправляется на поиски убийцы маршала. Большое вознаграждение представляет собой не только серьезный мотиватор, но и значимое препятствие на пути. Ведь всегда есть желающие оторвать часть от полагающихся тебе денег, которые, впрочем, еще нужно заработать.
Танцующий с волками (Dances with Wolves) 1990
Кевин Костнер участвовал в нескольких вестернах. Но “Танцующий с волками”, несомненно, выделяется: 12 номинаций на Оскар и семь статуэток – в том числе, за лучший фильм. Костнер не только сыграл главную роль, но и выступил режиссером.
История, которая, вполне вероятно, выступила в некоторой степени вдохновением для “Аватара” Джеймса Кэмерона: чужак попадает в племя (белый человек, солдат, сближается с индейцами). Сначала ничего не понятно, разный язык и обычаи, жизненный уклад и культура. Но чем дальше, тем больше общего находится у человека извне и племени. Проблема только в одном: в какой-то момент нужно сделать выбор между новыми друзьями и старым миром.
Красное солнце (Soleil rouge) 1971
Что будет, если поместить в один фильм две самых больших звезды на текущий момент? Теренс Янг, режиссер первого фильма о Джеймсе Бонде, решил проверить опытным путем. Ален Делон и Чарльз Бронсон на то время – это все равно как Том Харди и Лео Ди Каприо в наши дни, только еще больше.
Этот вестерн вмещает в себя многое от фильмов про самураев, ведь и раньше пути традиций вестерна и японского кино пересекались (вспомнить уже упомянутую выше “Великолепную семерку” и ее прародителя “Семь самураев” хотя бы). А чтобы все смотрелось более основательно, в одной из ролей участник того самого фильма Куросавы Тосиро Мифунэ. Похищение самурайского меча, предназначенного для американского президента, банда Алена Делона, преследование со стороны Мифунэ и Бронсона, индейцы-команчи и красивая женщина в лице Урсулы Андресс. Совершенная комбинация для насыщенного вестерн-экшна с азиатским привкусом.
Непрощенный (Unforgiven) 1992
Когда-то Клинт Иствуд был самым крутым актером вестернов. А потом он стал еще более крутым режиссером. И в том числе, применительно к вестернам. “Непрощенный” – не про то, кто быстрее выхватывает пистолет или кто точнее стреляет. Он про изменение психологии человека в течение жизни. Когда-то герой Иствуда по фильму был бандитом и убийцей, которого боялись все. Встреча с женщиной изменила его. А потом женщина умерла.
Спустя многие годы вновь приходится браться за оружие, отчасти из-за денег, отчасти из-за желания восстановить справедливость. Главным противником выступает не стрелок и его оружие, а внутренние сомнения и раздумья о пережитом, о пройденном пути.
Четыре Оскара – фильм, режиссура, монтаж и мужская роль второго плана Джина Хэкмена, который в том году победил самого Джека Николсона в “Несколько хороших парней”. Отдельно отметим и третьего участника мужского актерского ансамбля – Моргана Фримена, играющего напарника Иствуда, а также Ричарда Харриса, исполняющего роль “англичанина” Боба. Один из тех случаев, когда Иствуд произвел на свет чистое золото (фильм также входит в топ-250 по версии IMDb).
Мэверик (Maverick) 1994
В этом вестерне акцент не на дуэлях и перестрелках (хоть они и присутствуют в картине в должном объеме), а на покере. Мел Гибсон играет лихого игрока, который тонко разбирается в психологии картежников за столом, а при случае быстро выхватывает револьвер из кобуры. На всякого опытного покериста найдется серьезный шулер, который также умеет стрелять. Как сорвать банк в турнире и при этом остаться живым?
Помимо Гибсона в фильме также заняты Джоди Фостер и Джеймс Коберн. Режиссером выступил постановщик “Смертельного оружия” с тем же Гибсоном – Ричард Доннер.
Симаррон (Cimarron) 1960
Это уже вторая экранизация романа Эдны Фербер. Предыдущая вышла в 1931 году и получила три Оскара. Это был период, когда картины снимали с размахом (особенно это относится к пеплумам, но и вестерны вполне получили свое). Помимо актерского состава, включающего всех звезд того времени, тут и зрелищность изображения знакового события 1889 года – земельных гонок за право владением участками индейских территорий. Зрелищность и патетика порой становилась преградой содержательной стороне ленты, однако, несмотря на все перипетии со съемками (включая замену режиссера в процессе), фильм однозначно оставил свой яркий след в кинематографе.
Легенды осени (Legends of the Fall) 1994
Этот фильм – больше, чем просто вестерн, разумеется. Длинная история семьи, которая борется за достойную жизнь в Монтане. Трое братьев и их отец очень разные, вот и судьбы складываются у них совершенно неодинаково. Раньше отец семейства, которого играет неповторимый Энтони Хопкинс, служил в армии и убивал индейцев. Потом он ушел на покой и стал относиться к коренному населению по-другому. Младший сын встречает женщину, которая изменит жизнь всех братьев. Внесет свою неумолимую корректировку надежд и ожиданий и война.
Одного из братьев играет Брэд Питт, и это одна из лучших его ролей. Роковую красавицу играет Джулия Ормонд. В картине присутствуют, как принято говорить, “и жизнь, и слезы, и любовь”, но чудесным образом удается не сбиться на банальности и штампы. Конфликты между братьями, конфликты поколений, горечь утраты родных и любимых людей, сила прощения и непобедимая тяга к лучшей жизни. Все это в прекрасном полотне о жизни на Диком Западе по роману Джима Хэррисона.
Оскар за лучшую операторскую работу.
Железная хватка (True Grit) 2010
Возможно, справедливее было бы изначально приводить в списке оригинальный фильм 1969 года с Джоном Уэйном от режиссера Генри Хэтэуэя. Но уж очень хотелось отметить наших любимых братьев Коэнов, которые сильны в любом жанре. Так вышло, что и вестерн в этом правиле не исключение.
Ремейк 2011 года задействовал мощнейший актерский состав: Джефф Бриджес, Мэтт Дэймон, Джош Бролин, Барри Пеппер, Донал Глисон. Формально, это можно даже не называть ремейком, поскольку это экранизация одноименного романа, ну да не в этом суть. Четырнадцатилетняя девочка ищет убийцу отца и нанимает старого федерального маршала (Бриджес), чтобы расквитаться с бандитами. Бывший маршал пьет, сквернословит, плохо общается с другими людьми, к тому же, у него остался только один глаз. Тем не менее, он знаменит своей “железной хваткой”, и за работу берется. Помочь хочет также молодой техасский рэйнджер (Дэймон), который обладает рвением и настойчивостью, но раздражает маршала своей наивностью и неопытностью.
Несмотря на то, что более ранняя экранизация с Джоном Уэйном была весьма известна, фильм, тем не менее, стал самым кассовым для братьев Коэнов, а также одним из самых кассовых вестернов в истории в целом. А вы еще спрашиваете, нужно ли снимать ремейки?
Человек из Ларами (The Man from Laramie) 1955
Режиссер Энтони Манн и легендарный актер Джеймс Стюарт сошлись в творческом дуэте в пятом совместном вестерне. История о том, как герою Стюарта приходится работать со своими соперниками для того, чтобы противостоять местной крупной шишке скотовладельцу и его жестокому сыну.
Великолепная семерка (The Magnificent Seven) 1960
Про этот фильм написано столько, что вряд ли можно добавить что-то ценное. Несмотря на то, что “Великолепная семерка” – ремейк “Семи самураев” Акиры Куросавы, лента мгновенно обрела статус классической и рассматривается не только как один из самых выдающихся вестернов всех времен, но и в принципе как один из фильмов, которые должен посмотреть каждый.
Юл Бриннер, Стив Маккуин, Чарльз Бронсон и Илай Уоллак в роли главного злодея в классической истории о том, как бедные крестьяне нанимают профессионала, для того, чтобы он помог им защититься от бандитов, а тот, в свою очередь, собирает отряд, не обещая взамен ничего.
Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса (The Assassination of Jesse James by the Coward Robert Ford) 2007
У этого фильма длинное не только название, но и время длительности. При этом история разворачивается не то что неторопливо, а тягуче, длительно и высасывая все соки терпения из зрителя. Но если настроиться и впитывать происходящее, вы станете свидетелем замечательного, хоть и мрачноватого полотна о роли личности в истории. Здесь нет лихих перестрелок и погонь, как в классических вестернах (точнее, они, разумеется, есть, но их мало и акцент вовсе не на них). Главное в фильме – раскрытие сущности двух персонажей, которых играют Кейси Аффлек и Брэд Питт (они и являются, собственно, Робертом Фордом и Джесси Джеймсом). Последний – легендарный бандит, историческая личность, упоминающаяся не в одной кантри и блюз песне. Несмотря на жирный спойлер в самом названии фильма, интересно смотреть до самого финала, потому что это тот тип постановки, в которой важен не итог, а развитие повествования.
Эпизодическое появление Ника Кейва, который поет в баре песню о трусливом Форде и храбром Джеймсе.
Уайатт Эрп (Wyatt Earp) 1994
О Уайатте Эрпе снято немало фильмов (равно как и написано немало книг). О “Тумстоуне” с Куртом Расселом мы уже писали выше, можно также вспомнить “Моя дорогая Клементина”, “Винчестер 73” и относительно недавний сериал “Дедвуд”. Личность Эрпа весьма неоднозначна, но в вестернах он часто предстает героем без страха и упрека, что неудивительно, ведь в те суровые времена выйти с пистолетом в руке против банды означало, что ты человек недюжинной смелости.
Кевин Костнер с ролями героев работать умеет, а потому образ Эрпа вопросов не вызывает, пусть он и не полностью соответствует исторической действительности. В фильме также заняты Джин Хэкмен, Деннис Куэйд, Изабелла Росселлини и Билл Пулман.
Костяной томагавк (Bone Tomahawk) 2015
Бам! Вестерн в 2015 году. Бам, и нестареющий Курт Рассел в главной роли. Разумеется, фильм в духе времени, а потому больше элементов хоррора и отличающаяся от классических картин визуальная подача. Но главное – это вестерн, и он очень хорош.
Идеальный фильм от Алехандро Иньярриту, по нашему скромному мнению, лучший фильм 2015 года. Классическая история предательства и мести, облаченная в такую визуальную и повествовательную оболочку, что хочется пересматривать еще и еще. Том Харди в роли беспринципного злодея и Леонардо Ди Каприо в роли, которая принесла ему долгожданный Оскар.
Интересны также отсылки к фильмам Тарковского, фильмами которого явно вдохновлялся Иньярриту (впрочем, не в первый раз в своей творческой биографии).
Одноглазые валеты (One-Eyed Jacks) 1961
Один из самых известных фильмов с Марлоном Брандо, который он сам и поставил. Изначально это должен был делать Стэнли Кубрик, но в процессе он был заменен. Это единственная режиссерская работа Брандо. История о лихой банде, ограбившей банк, за которой отправляется в погоню местная конная жандармерия.
Имя ему Смерть (Pale Rider) 1985
Если мы говорим о вестернах, это значит, что мы как бы сразу говорим и о Клинте Иствуде. Название этого фильма переводят также как “Всадник на коне бледном” и “Бледный всадник” (отсылка к известной библейской цитате). Иствуд не только сыграл главную роль, но также выступил продюсером и режиссером. История стандартна: маленький городок тиранизирует местный царек, герой из ниоткуда приходит и спасает всех (попутно он цитирует библию, за что его прозвали Проповедником).
Два мула для сестры Сары (Two Mules for Sister Sara) 1970
Снова Иствуд (впереди еще несколько картин с ним, как и обещали в самом начале). Франко-мексиканская война, герой Иствуда спасает монахиню от изнасилования, убивая трех бандитов. Оказывается, что монахиня вступила в ряды революционеров на стороне Мексики, да и вообще, является совсем не простой женщиной. В итоге, лихой стрелок Иствуда соглашается помочь ей и повстанцам с французским гарнизоном…
Джоси Уэйлс – человек вне закона (The Outlaw Josey Wales) 1976
Иствуд снова и исполнитель главной роли, и режиссер. Фильм по книге Форреста Картера “Ушедшие в Техас”. Гражданская война в США проиграна Югом, но герой Иствуда, семью которого убили солдаты Севера, одержим местью. Он становится человеком вне закона. Его преследует банда убийц, он убивает сам, попутно собирая единомышленников из числа тех, кого он защитил.
Бродяга высокогорных равнин (High Plains Drifter) 1973
Также заявляется как «Наездник высоких равнин» и «Всадник высоких равнин». Клинт Иствуд снял этот фильм как режиссер и явно вдохновлялся работами Серджио Леоне (и что здесь удивительного?). Его герой, равно как и герой “долларовой трилогии”, выступает как безымянный стрелок. Жители небольшого городка нанимают его для защиты от трех бандитов, вышедших из тюрьмы.
Bздeрни их повыше (Hang ‘Em High) 1968
Героя Иствуда несправедливо обвиняют в убийстве соседа и краже его скота. Более того, его приговаривают к повешению и исполняют приговор. Бросают в поле его тело, кажущееся мертвым, однако, поскольку это Клинт Иствуд, то он, разумеется, не умирает. Позднее все понимают, что он говорил правду (нашелся тот, кто продал ему краденый скот), и предлагают ему стать судебным исполнителем. Герой Иствуда соглашается, а это означает, что его врагам придется несладко – ведь он хочет не просто поймать их, а привести на скамью подсудимых живыми…
Искатели (The Searchers) 1956
Что ж, теперь очередь Джона Уэйна. Легендарный режиссер Джон Форд (четыре Оскара за режиссуру – единственный случай за все годы существования премии) поставил вестерн, который многими оценивается как лучший в истории. Южане проиграли гражданскую войну, солдаты и офицеры возвращаются домой. Дома у героя Джона Уэйна новая беда: команчи убивают его брата, жену и сына брата, а двух дочерей похищают. Уэйн и отряд рейнджеров пускаются в погоню, которая, как потом выясняется, растягивается на годы…
Человек, который застрелил Либерти Вэланса (The Man Who Shot Liberty Valance) 1962
Помимо Джона Уэйна здесь также участвует Джеймс Стюарт (собственно, его роль – главная, но и у Уэйна очень важный персонаж). Прекрасная лента о том, что правда и ее толкование – часто абсолютно разные вещи. На смену Дикому Западу приходит цивилизация со своими циничными и политическими минусами, на смену бодрым вестернам с героями-стрелками приходит суровая, даже пессимистичная картина об относительности понятий о добре и зле и исторической справедливости.
Адвокату (Стюарт) приходится вступить в противостояние с бандитом Либерти Вэлансом, которое сулит ему быструю смерть…
Рио Браво (Rio Bravo) 1959
В салуне средь бела дня оглушают шерифа и убивают обычного посетителя. Шериф, очнувшись, арестовывает убийцу, но у того есть злобный брат, который решает освободить его. Далее шериф с соратниками и брат арестанта со своими сообщниками вступают в кровавую борьбу…
Фильм входит в топ 250 по версии IMDb.
Ковбой с холмов (The Shepherd of the Hills) 1941
Сын ищет отца для мести за брошенную мать, а отец сидит в тюрьме за случайное убийство, мечтая о встрече с сыном. В итоге двое обязательно встретятся, но какой итог будет у этой встречи?
Джанго освобожденный (Django Unchained) 2012
Это далеко не самый сильный фильм Тарантино, однако Квентин столь высоко установил планку, что даже не лучшие его фильмы все равно становятся одними из лучших в жанре. История человека, которого освобождают из рабства. Охотник за головами, которого играет Кристоф Вальц (второй Оскар за лучшую роль второго плана), предлагает освобожденному Джанго (Джейми Фокс) присоединиться к нему, чтобы находить и убивать преступников за деньги. Джанго соглашается в обмен на обещание помочь с поисками жены, которую также держат в рабстве.
Как всегда у Тарантино, яркая смесь юмора (часто черного, извините за каламбур), насилия, динамичных перестрелок, гротеска и шикарной музыки. Множество отсылок к другим классическим вестернам. И, конечно же, блистательные актерские работы – помимо упомянутых Фокса и Вальца, это также совершенно роскошный Леонардо Ди Каприо в роли рабовладельца-южанина и Сэмюэль Джексон, играющий его престарелого мудрого и злобного слугу.
Дикая банда (The Wild Bunch) 1969
Группа немолодых налетчиков нападает на офис железной дороги, в перестрелке погибает множество людей, но ограбление оборачивается серьезным разочарованием: нападавших ждет засада, а вместо денег в мешках стальные шайбы. Спасаясь от преследования, банда уходит в сторону мексиканской границы, а за ними по следу идет группа охотников за головами, бандитов, которым обещана свобода только в случае успеха миссии – иначе они возвращаются в тюрьму…
Фильм представляет собой не только впечатляющее зрелище, но и обладает огромным историческим значением для развития индустрии. В первую очередь, это совершенно новый уровень насилия на экране. Начал эту линию “Бонни и Клайд”, но “Дикая банда” значительно ушла вперед. Параллельно с этим новый уровень обрел и монтаж (за счет него, в частности, удалось достичь такой атмосферы динамики, напряженности и все того же насилия). Если ранее среднее количество монтажных склеек пленки составляло порядка 600, то в этом фильме их было 3642. В наше время клипового мышления и соответствующего построения режиссуры и монтажа это уже не кажется таким шоком, но в 1969 году это был прорыв, задавший направление для развития. Равно как и новая Америка прощалась с Диким Западом, так и новый Голливуд прощался со старым вестерном и вступал в эру совершенно нового кино.
Пэт Гэрретт и Билли Кид (Pat Garrett & Billy the Kid) 1973
Пэт Гэрретт и Билли Кид – двое друзей-преступников. Но Гэрретт становится шерифом. И теперь его миссия – обезвредить банду Билли Кида. Друзей-врагов играют Джеймс Коберн и Крис Кристофферсон, а также одну из ролей исполнил Боб Дилан (его первая роль в кино), который выступил и композитором для картины.
Дилижанс (Stagecoach) 1939
Менее всего хотелось бы включать в эту подборку какие-то фильмы только из-за их статуса и значения для развития индустрии. Мы старались максимально опираться на художественное наполнение картин и их интересность для современной аудитории. Это несколько более тяжело в случае с экшн-фильмом 1939 года. И все же, фильм Джона Форда (первое из его многочисленных сотрудничеств с Джоном Уэйном) представляет собой не только нетленную классику, но и нечто, небезынтересное для ваших глаз.
Дилижанс пересекает прерии, на него нападают апачи. В процессе перестрелки у экипажа заканчиваются патроны, один из мужчин даже хочет застрелить даму, чтобы спасти от бесчестия, но неожиданно подходит помощь…
Помимо участия Джона Уэйна стоит отметить и легендарного актера Джона Кэррадайна, который сыграл роли в 351 голливудском фильме. И, все верно, он является отцом актерской династии Кэррадайнов, в которую входят Дэвид Кэррадайн (тот самый Билл из “Убить Билла”) и менее известные, но тоже весьма заслуженные актеры Кит и Роберт.
Омерзительная восьмерка (The Hateful Eight) 2015
Еще один из последних фильмов Тарантино, еще один вестерн кровавого мастера. Само название “Омерзительная восьмерка” – явная отсылка к “Великолепной семерке”. Впрочем, сюжетно ничего общего у фильмов нет. Восемь человек собираются под одной крышей в лютую метель. Герой Курта Рассела везет преступницу (Дженнифер Джейсон Ли) на повешение. В дилижансе с ним ехал другой охотник за головами (Сэмюэль Джексон), а среди обитателей вынужденного ночного приюта старый генерал (Брюс Дерн), новый шериф, палач и другие персонажи, которые могут быть вовсе не теми, за кого они себя выдают. Совершенно очевидно, что миром эта встреча не закончится, но непонятно, кто на чьей стороне…
Разумеется, много хороших саундтреков, в том числе, музыки Эннио Морриконе, специально написанной для этого фильма (сбылась мечта режиссера). Кстати, Морриконе получил первый в своей монументальной карьере Оскар именно за эту работу (после пяти номинаций и одного почетного Оскара за многолетний вклад в развитие музыки в кино).
В фильме также заняты Майкл Мэдсен, Ченнинг Татум и Тим Рот.
Эль Чунчо, кто его знает? (El Chuncho, quien sabe?) / Пуля для генерала / Золотая пуля (Quién sabe? / A Bullet for the General) 1967
Слишком много названий для одного фильма, не находите? Фильм итальянский, а потому в американском и советском прокате ему давали другие наименования для большего благозвучия.
Развеселому налетчику на поезда Эль Чунчо довелось познакомиться с молодым американцем, которому он сам же дает прозвище Малыш. Последний присоединяется к его банде, которая связана с мексиканскими повстанцами. Вместе они начинают долгое путешествие ко все более дерзким преступлениям ради все больших денег…
Любопытно, что музыку для фильма писало сразу две легенды – Эннио Морриконе и Луис Бокалов.
Главную роль исполняет Джан Мария Волонте, которого вы можете помнить по фильмам “За пригоршню долларов”, “На несколько долларов больше” и “Красный круг”. В роли Малыша Лу Кастель, швед, родившийся в Колумбии, и живший на Ямайке, в США, Швеции, Италии и Франции. Он работал с многими выдающимися режиссерами, а также успел стать политиком, разочароваться в этом занятии и выйти из него.
Как всегда, есть несколько почетных упоминаний вне списка. На этот раз потому, что эти фильмы вовсе не являются вестернами, но активно используют их формат.
Назад в будущее 3 (Back to the Future Part III) 1990
Все мы фанаты трилогии “Назад в будущее”, но ни у кого язык не повернется назвать ее вестерном. Тем не менее, в третьей части, действие перемещается на Дикий Запад в прошлое, и все необходимые атрибуты также присутствуют: пистолеты, шляпы, лошади, бандиты и дама сердца. Отличной отсылочной шуткой является также то, что героя Майкла Джей Фокса, Марти МакФлая, все называют именем Клинта Иствуда.
Лимонадный Джо (Limonádový Joe aneb Konská opera) 1964
Эта прекрасная чешская комедия 1964 года содержит все элементы вестерна, но не становится им, потому что заточена под то, чтобы заставить зрителей смеяться. Лимонадный Джо – супергерой в белом, который является в развратный мир Дикого Запада и несет свет. Впрочем, позже выясняется, что делает он это с целью рекламы и продажи живительного напитка Колалока. Но это никак не влияет на его высокие моральные принципы и меткость стрельбы.
Очень смешное кино.
Отдельное спасибо студии Brazilero за специальный вестерн-комикс
Читайте также:
50 лучших детективов в истории кино
50 лучших триллеров в истории кино
50 лучших боевиков в истории кино
25 лучших детективных сериалов