Нынешняя политическая ситуация в мире, множество военных конфликтов в разных точках земного шара и неутихающие разговоры о Третьей мировой вынуждают кинематографистов один за другим снимать антивоенные фильмы. Научная фантастика «Прибытие», ищущая путь к общему языку и взаимопониманию между народами; третий сезон сериала «Черное зеркало», в котором самой сильной оказалась гуманистическая новелла «Люди против ведения огня», направленная против всякой стрельбы и геноцида; и черно-белый «Франц» о примирении и единении этносов, получивший в Венеции приз лучшему молодому актеру или актрисе.
Новая работа Франсуа Озона, так не похожая на все предыдущие произведения режиссера и едва ли не лучшая в его творчестве, является переосмыслением сюжета «Недопетой колыбельной» Эрнста Любича. События разворачиваются попеременно в Германии и Франции по окончании Первой мировой. В немецкий городок приезжает тонкий, меланхоличный молодой парижанин и кладет цветы на могилу некоего Франца, погибшего солдата, воевавшего на стороне проигравшего противника. Француз приходит в дом убитого немца и представляется его университетским другом. Вырисовывая перед скорбящими родителями и кроткой, красивой невестой Анной крепкое товарищество, а местами слегка избыточную нежность и близость, играя им на скрипке и рассказывая о Мане, юноша, сперва встреченный в штыки чужой страной, еще вчера считающейся заклятым врагом, и категоричным отцом, принимающим всех французов за убийц единственного сына, в итоге заменяет собой Франца, сближается и осчастливливает, казалось бы, совсем посторонних людей. Но у загадочного незнакомца есть тайна…
В отличие от односложной картины Любича стильный, многослойный, многомерный «Франц» разворачивает перед зрителем несколько тем и несколько суждений. И в нем постоянно происходят метаморфозы, как внешние декоративные, так и внутренние глубинные, начиная с первого кадра, изображающего пасторальную зеленую ветвь и плавно перетекающего в монохром. Несколько раз черно-белая лента, в моменты иллюзорного, сиюминутного или возможного блаженства, обретает мягкие, акварельные краски, которые обратно тускнеют так же плавно, как проступают.
Озон, будучи открытым гомосексуалом и регулярно демонстрирующий в своих произведениях свободный взгляд на сексуальность, во «Франце» мастерски обманывает зрителя. Гомосексуальность его новой ленты оказывается лишь кажущейся, несмотря на цитирование и обращение к Полю Верлену, до безумия влюбленному в юного Артюра Рембо (в одной из сцен Анна читает стихотворение «Осенняя песня»). Гомосексуальность трансформируется у Озона в гетеросексуальность, физическое притяжение оборачивается человеколюбием, затем вновь плотским влечением и обратно возвращается к гуманизму и платоническому межчеловеческому теплу.
«Мы, отцы, пославшие детей на войну, пьем пиво за смерть наших сыновей», – говорит отец Франца, которого навсегда изменил приезд юного пацифиста-француза. «В день перемирия мы танцевали на костях погибших», – говорит у себя на родине парижанин. Выступая против войны, Озон ратует за единение наций, ментальностей и культур. Неспроста же немца зовут Франц, именем, имеющим общий корень с французским этносом.
Смотрите легально на MEGOGO
На экране постоянно происходят обманки и подмены. Как с картиной Мане, которую парижанин описывает как «изображающую бледного юношу с запрокинутой головой», но которая в итоге оказывается полотном под названием «Самоубийца» и шокирует Анну окровавленным трупом (выдержанный в импрессионистском стиле, «Франц» неслучайно делает отсылки к Верлену, основоположнику литературного импрессионизма, и Мане, родоначальнику этого же направления в живописи).
От глобального Озон переходит к сугубо личному. В результате основной линией повествования становится обретение счастья каждым из героев. И в этом смысле наиболее интересна судьба Анны в сдержанном, но восхитительном исполнении начинающей актрисы Паулы Бир, отмеченной в Венеции. Обманываясь, стать счастливым куда легче и проще. Анна же – единственная из всех персонажей, кто повсеместно сталкивается с горькой правдой (как в случае с картиной Мане) и пытается найти свое место и путь в условиях далеко не всегда сладкой, оправдывающей надежды реальности.
Анастасия Лях
Франц (Frantz)
2016 год, Франция/ Германия
Продюсеры: Эрик Альтмайер, Николас Альтмайер, Штефан Арндт
Режиссер: Франсуа Озон
Сценарий: Франсуа Озон
В ролях: Пьер Нинэ, Паула Бир, Эрнст Штёцнер, Мария Грубер, Йохан фон Бюлов, Антон фон Люк, Сирил Клер
Оператор: Паскаль Марти
Композитор: Филипп Ромби
Длительность: 113 минут/ 01:53