Гомеровский Одиссей плыл домой десять лет, мечтая воссоединиться с женой и сыном. Жак-Иву Кусто понадобилась вся жизнь, чтобы доплыть до истинной цели.
Приключенческий биографический фильм «Одиссея», посвященный жизни, достижениям и поражениям легендарного путешественника, исследователя подводного мира, изобретателя и кинематографиста в отличительной вязаной красной шапке, небрежно и косо натянутой на макушку. Жером Салль (режиссер «Неуловимого», по которому сняли американский ремейк «Турист», и франшизы «Ларго Винч») взял за основу книгу, написанную старшим сыном Кусто Жан-Мишелем и верным соратником Альбером Фалько (он же Бебер), попавшим на борт «Калипсо» в качестве ныряльщика-энтузиаста. При этом фильм, на удивление, не стал чествованием, трибьютом, а наоборот, показал другую, темную, сторону.
«Одиссея» прослеживает путь Кусто (в лице не то чтобы похожего, но обладающего таким же эффектным носом актера Ламбера Вильсона) от зрелости, когда он выгодно женился на дочери адмирала и завел двоих детей, до глубокой старости, когда он стал едва ли не самым почитаемым в мире эко-защитником. А начиналось все с изобретения акваланга. Бывший пилот, а нынче моряк, Кусто оставил морфлот, дабы лелеять мечту о морских путешествиях и подводных погружениях. Но денег ни на что не было. И тогда любящая, во всем поддерживающая жена (Одри Тоту) продала фамильные драгоценности и купила старое дряхлое судно «Калипсо», оплатила ремонт и заправила его бензином. Вот так вот сбылась мечта.
С одной стороны, перед нами самый что ни на есть классический байопик, который последовательно выкладывает основные события работы и личной жизни. С другой – Жером Салль, не прибегая к какой-либо режиссерской изобретательности, предлагает ракурс, который зритель вряд ли ожидает увидеть: сквозь ошибки и недостатки одной личности демонстрирует величие другой.
Конечно же, в фильме есть пара-тройка красивых кадров, но ни постановщик, ни оператор не пытаются поразить публику съемкой, понимая, что тягаться с красотой оригинальных документалок Кусто бессмысленно. Скорее, авторы стремятся удивить информацией и точкой зрения. Культовый мореплаватель предстает не то чтобы отрицательным персонажем, но очень неоднозначным и едва ли великим: эгоистичным, самовлюбленным, неблагодарным, тщеславным, циничным и даже жестоким и черствым.
Смотрите легально на MEGOGO
Эдакий красноречивый мечтатель-пустослов, он несет с телеэкранов романтические глупости о том, что когда-нибудь люди смогут жить под водой, вооружившись искусственными жабрами, и называться аква сапиенс, акванавтами, людьми-амфибиями. Снимает бесполезные, показные передачки а-ля «милые зверушки», запирая диких животных в тесных клетках. Пользуется спонсорством нефтяных компаний и ищет для них на морском дне месторождения нефти, которая после уничтожает фауну, о которой он якобы «заботится». С не меньшим наплевательством Кусто относится и к семье: всю жизнь игнорирует старшего сына, совсем не понимает младшего; легко отдает детей в интернат, чтобы отправиться в путешествие; вместо похорон отца идет получать очередную награду с улыбкой триумфатора-покорителя; до гроба изменяет жене с толпой юных и глупых поклонниц, превратив ее в затворницу-алкоголичку.
Жена купила корабль, младший сын Филипп (Пьер Нинэ, которого совсем недавно мы наблюдали в черно-белой послевоенной драме «Франц») подсобил в качестве оператора. А что сделал сам Кусто?
Салль не намеревается запятнать икону-подводника, не выцеживает из героя злодея, просто опускает легенду на землю. И пока тускнеет ореол «великого зоозащитника и гуманиста», все отчетливее проступает истинное величие человека, который всегда оставался в тени. Обычно родители наставляют детей на путь истинный, но случается и наоборот. Если бы не Филипп Кусто, рано ушедший из жизни, Жак-Ив так и остался б инфантильным, честолюбивым слепцом. Словом, «Одиссея» – история о том, что зачастую люди, действительно заслуживающие уважения, остаются на задворках, уходят бесславно. А те, что кажутся великими, на самом деле совсем малы.
Анастасия Лях
Одиссея (L’odyssée)
2016 год, Франция
Продюсеры: Оливье Дельбоск, Филипп Годо, Марк Миссонье
Режиссер: Жером Салль
Сценарий: Жером Салль, Лорен Тернер, Жан-Мишель Кусто, Альбер Фалько
В ролях: Ламбер Вильсон, Пьер Нинэ, Одри Тоту, Лоран Люка, Бенжамин Лаверн, Венсан Энен, Тибо де Монталембер
Оператор: Матиас Букар
Композитор: Александр Депла
Длительность: 122 минуты/ 02:02