«Ла-ла-ла» – казалось бы, с этих слов может начинаться только легкомысленный, невесомый, поверхностный фильм. Но Дэмьен Шазелл искусно прячет под маской ветреного, красочного веселья невыносимую грусть: грусть города, где полупрозрачные призраки прошлого блуждают по длиннющим, растянутым на десятки километров улицам; где круглый год побережье усеяно фитнес-девушками в купальниках, которых едва ли волнует киноискусство, только бриллиантовые улыбки звезд; где слово «мотор!» звучит чаще, чем «доброе утро!», а грезы так убедительны и так близки, что даже рассвет и закат кажутся произведением виртуозного декоратора. Грусть фантастического города под названием L.A. и грусть людей, которых он заманил, ослепил, поднял на свою высоту и лишил простоты и счастья.
В бесконечной лос-анджелесской пробке не остается ничего другого, кроме как выйти и запеть. Потому что здесь никто не спешит на важную работу, не потеет в костюме-тройке, не жует второпях на ходу покосившийся бургер, запивая его большущим стаканом кофе, и не парится о том, как угодить начальнику и погасить ипотеку. И все календарные дни, зимние, весенние, летние и осенние, здесь выглядят одинаково сочно и жарко, будто над этим сакральным местом не властны ни непогода, ни бог.
И в этой пробке встречаются недружелюбным взглядом Миа, официантка из кафетерия на студии Warner Brothers, подающая кофе царственным кинодивам, и Себастьян, пианист, настукивающий по клавишам незатейливые популярные ритмы в посредственном ресторанчике. Миа в перерывах безуспешно бегает на прослушивания, мечтая о карьере большой актрисы. А Себастьян льет скупые мужские слезы по джазу, скончавшемуся под прессом диско, синти-попа и хип-хопа, и мечтает открыть аутентичный джазовый паб.
«Вот на том балконе стояли Ингрид Бергман и Хамфри Богарт на съемках «Касабланки», – говорит Миа Себастьяну так, словно тот балкон – Олимп, скосивший свою заоблачную высоту и показавший маленьким смертным больших бессмертных богов на расстоянии вытянутой руки. Дэмьен Шазелл, один из самых многообещающих кинематографистов нашего времени, никого не считает богами и никому не падает в ноги. Он даже не признается в любви к кино или искусству в целом; скорее, тоскует о самой обычной жизни, которую одержимость искусством у людей отнимает. Впрочем, каждый делает выбор сам.
«Не слишком ностальгически получилось? Зрителям понравится?», – допытывается Миа, сочинившая свою первую пьесу. Этот же вопрос можно вложить в уста самого Дэмьена Шазелла и адресовать публике. Ответ: не слишком. «Ла-Ла Ленду» удается быть старомодным: чистым, нежным, наивным, душевным и до мозга костей романтичным, как классический мюзикл 50-60-х вроде «Поющих под дождем» и «Вестсайдской истории»; и одновременно абсолютно свежим и современным. Практически опуская всякую иронию и сатиру и тем самым нивелируя ассоциации и параллели со «Светской жизнью» Вуди Аллена, Шазелл не глумится над Голливудом, но сочувствует ему и его «детям», тем, для кого мечта стала «всем», а «всего» оказалось не так уж много.
Смотрите легально на MEGOGO
Режиссер обласканной «Одержимости» пусть и в иной форме, но вновь говорит о страсти к профессии, страсти к арту, страсти к мечте. Можно всю жизнь мечтать и оставаться от цели на недосягаемом расстоянии, приняв и полюбив обычную будничную реальность, а можно упорно к цели идти, но растерять по дороге что-то очень простое, но очень важное. Можно ли добиться и при этом не потерять? Наверное, можно, но кто знает как… Эмма Стоун и Райан Гослинг не просто в очередной раз демонстрируют химию, но играют так, будто их любовь самая сильная и самая несостоявшаяся на этой земле.
Жанр киномюзикла умирает сейчас так же, как умирал в свое время джаз. Но в отличие от своего героя Себастьяна Дэмьен Шазелл не пытается его возродить, он с ним прощается.
Анастасия Лях
Ла-Ла Ленд (La La Land)
2016 год, США
Продюсеры: Фред Бергер, Гари Гилберт, Джордан Хоровиц
Режиссер: Дэмьен Шазелл
Сценарий: Дэмьен Шазелл
В ролях: Райан Гослинг, Эмма Стоун, Эмии Конн, Терри Уолтерс, Томас Джефферсон Шелтон, Синда Адамс, Калли Эрнандес, Джессика Рот, Соноя Мидзуно, Розмари ДеУитт
Оператор: Линус Сандгрен
Композитор: Джастин Гурвич
Длительность: 128 минут/ 02:08