Когда в стране долго не было своего кино, проба в каждом из давно существующих жанров презентуется как «первый украинский…»: «первый украинский хоррор», «первое украинское фэнтези», «первый украинский фильм в формате 3D», «первый украинский военный эпик» и так далее. «Правило боя» – первая украинская боксерская драма, в которой есть свои плюсы и минусы.
Главный герой Тарас – парень с улицы, участник подпольных боев без правил, связанный с шайкой бестолковых гопников, но абсолютно благородный в душе и навсегда запомнивший слова давно ушедшего из жизни отца, титулованного боксера, который на вопрос «Ты готов?» неизменно отвечал: «Я родился готовым». Тарас тоже, казалось бы, готов ко всему и руководствуется в своей готовности одним-единственным принципом: «Правило боя на ринге и в жизни одно: либо ты его, либо он тебя». «Нет, в жизни работает другое правило», – скажет ему ближе к финалу Александр Усик в роли самого себя.
Когда же мать Тараса попадает в больницу и нуждается в дорогостоящей операции, парень соглашается на сомнительное предложение скользкого бизнесмена. Тем временем в убогом спортзале советских времен некогда всеми уважаемый чемпион, а нынче всеми забытый учитель и ментор тренирует с десяток парней, мечтающих о карьере на ринге, в том числе своего сына, которого готовит к важному бою. Однако последний страстно и безответно влюбился и никак не может взять себя в руки.
Первый плюс «Правила боя» – хронометраж. Фильм очень сжатый, емкий и лаконичный. Второй – музыкальное сопровождение, которое работает с содержанием на одной волне. Третий – главный герой: твердый, прямолинейный, целеустремленный, сдержанный, немногословный, несвязанный романтическими отношениями, но связанный долгом перед больной матерью и маленькой сестрой, о которой заботиться больше некому. Спутавшийся с плохой компанией и нарушающий закон, он все равно остается человеком чести даже по отношению к тем, у кого эта честь явно отсутствует. Четвертый – эпизодичное, но эффектное появление Сергея Романюка, отвратительно высасывающего из ракушки устрицу и по аналогии высасывающего жизнь из провинившихся или неугодных ему персонажей и соки из бедующего народа.
Станислав Боклан, кажется, еще никогда не играл столь омерзительного антагониста. Прямо в фильме не сказано, но бесчестный, циничный, безнравственный, скользкий и слизкий бизнесмен в его исполнении – скорее всего, чиновник. И фамилия у него соответствующая – Скульский.
Смотрите легально на MEGOGO
Минус – при нарочито серьезном тоне повествования авторы перегибают с эксцентричностью, карикатурностью некоторых фигур, которые в итоге выглядят неправдоподобно и даже абсурдно. С трудом верится, что хоть какой-нибудь «крутой дядя», бизнесовая шишка, олигарх, продажный чиновник или криминальный авторитет возьмет начальником собственной охраны дохлого, дерганого, постоянно шмыгающего носом кокаиниста. И где вы видели украинского гопника, напялившего вместо спортивного костюма свитшот с принтом Девы Марии, показывающей хулиганский жест, и леопардовое манто? Троещина – не Гарлем.
Стоит отметить, что исполнитель роли Тараса Влад Никитюк, для которого это уже второе появление на большом экране после молодежного мистического ужастика «Тени незабытых предков», органичен и в амплуа архизлодея, и в образе благородного принца. «Real human being and a real hero». Хочется мотивировать, стимулировать, похвалить молодого актера авансом и сравнить его с Райаном Гослингом в «Драйве», таким же сдержанным, твердым и молчаливым.
Анастасия Лях
Правило бою
2017, Украина
Продюсеры: Андрей Корниенко, Алексей Шапарев, Андрей Ермак
Режиссер: Алексей Шапарев
Сценарий: Иван Тимшин, Алексей Шапарев
В ролях: Владислав Никитюк, Станислав Боклан, Алексей Горбунов, Евгений Галич, Александр Усик, Дарья Трегубова, Ахтем Сейтаблаев, Дмитрий Ступка, Сергей Романюк, Павел Ли, Анатолий Пашинин
Оператор: Дмитрий Яшенков
Длительность: 95 минут/ 01:35