«Седьмая печать» 1957 года – одна из самых ранних картин Ингмара Бергмана. Действие происходит в Средневековье. Главные герои – рыцарь по имени Антониус Блок (Макс фон Сюдов) и его оруженосец Йонс (Гуннар Бьёрнстранд), которые возвращаются домой после десятилетнего крестового похода и видят, что их страна поражена чумой. Ужасной болезнью, от которой умер каждый третий житель. Напасть подкосила большую часть населения, но к Антониусу Ангел Смерти оказался благосклонен. Мало того, что Смерть (потрясающий в своём образе Бенгт Экерот) приходит к персонажам фильма в человеческом обличии, Он принимает нахальный вызов рыцаря и сражается с ним в роковом шахматном поединке за право жить.
В фильме «Седьмая печать», положившем начало карьеры великого актёра, персонаж фон Сюдова особенно хорош. Когда рыцарь горделиво заявляет «Я, Антониус Блок, играю в шахматы со Смертью» всё женское население Средневековья (которого ещё не коснулась «чёрная смерть») сердечно вздыхает, ведь мрачный и задумчивый красавец уже окольцован.
Типичный Байроновский герой с нетипичной внешностью и обаянием десятерых – это залог успеха картины? Уж наверняка один из них. Двадцатисемилетний актер создал потрясающий образ немолодого человека, умудренного большим и трагическим опытом, чья напряженная внутренняя борьба ни на минуту не дает покоя его душе. С тех пор фон Сюдов стал постоянным участником бергмановской группы исполнителей. Сыграв в тринадцати фильмах режиссера, он создал целую галерею незаурядных, мучающихся сомнениями, вступающих в конфликт с реальностью персонажей, многие из которых стали воплощением второго «я» самого Бергмана, выразителями его собственных духовных исканий, устремлений и комплексов.
Тема творчества, «вечной игры» и театральности занимают в творчестве Бергмана особое место. Но самым важным вопросом для Маэстро стала религия. В фильме «Седьмая печать» можно увидеть работу режиссёра через напряженность между детской верой его строгого лютеранского воспитания и уже взрослого скептицизма. Однажды утратив веру в Бога, Бергман пытается раскрыть основные вопросы жизни без веры в своей картине. Он решил воспользоваться моментом и высказать свои мысли по этому поводу. Смерть — добра или зла? Способна ли она дать человеку второй шанс? Стоит ли её вообще бояться? Таких вопросов очень много, и они понемногу раскрываются с каждой сценой фильма. Интересно, что ключевые драматические образы были взяты из средневекового искусства и драмы, где теме жизни и смертности придавалось очень специфическое значение.
Конечно «Седьмая Печать» ориентируется на аудиторию людей, которые либо сомневаются в существовании Бога, либо являются атеистами. Мне, как человеку ищущему истину в вопросе религии и Бога, было интересно взглянуть на эту тему глазами Бергмана. И я не прогадала.
Смотрите легально на MEGOGO
Благородный рыцарь Антониус Блок, ищущий страх смерти в глазах сжигаемой девушки и его слуга Йонс, который бросает в лицо наступающей пустоте фразу «Чёрта с два я встану на колени», не ответили на все мои вопросы, но дали почву для новых размышлений. А это, как мы знаем из фильма, даже лучше.
– Смерть: Когда тебе надоест задавать вопросы?
– Рыцарь: Никогда не надоест.
– Смерть: Но ответа ты не получишь.
– Рыцарь: Часто мне кажется, что задать вопрос даже важнее.
И пускай к теме богоборческого атеизма Бергман ещё не раз вернется в своём творчестве, но именно эта картина является одной из самых целостных и важных работ великого режиссёра. Ave cinema!
Дарья Антипенко
Седьмая печать (Det sjunde inseglet)
1957 год, Швеция
Продюсеры: Аллан Экелунд
Режиссер: Ингмар Бергман
Сценарий: Ингмар Бергман
В ролях: Макс фон Сюдов, Гуннар Бьёрнстранд, Бенгт Экерот, Нильс Поппе, Биби Андерссон, Инга Гилль, Мод Ханссон, Инга Ландгре, Гуннель Линдблум, Бертиль Андерберг
Оператор: Гуннар Фишер
Композитор: Эрик Нордгрен
Длительность: 96 минут/ 01:36