Обитель проклятых или Врач, исцели себя сам
Посадите человека в клетку, и он станет вести себя как животное,
дайте ему свободу – и он вспомнит о своей человечности.
Врач Сайлас Лэмб, “Обитель Проклятых”
Одной из недавних премьер кинопроката стал триллер режиссёра Брэда Андерсена «Обитель проклятых», на который просто обязаны обратить любители кино с квестообразным сюжетом и нетривиальной развязкой. Фильм собрал созвездие таких замечательных актеров как Кейт Бекинсейл, Джим Стёрджесс, Бен Кингсли, Брендан Глисон – и в результате фильм представляет собой захватывающее и необычное кинозрелище. Кстати, название в русском (украинском) кинопрокате как бы отсылает к другому, во многом культовому, фильму о психиатрии и её методах – «Остров проклятых» с Леонардо Ди Каприо.
Действие фильма происходит в начале двадцатого века, в Викторианской Англии. Но просвещение, казалось, не коснулось области психиатрии: на лекциях студентам показывают психически больных людей лишь как существ, которых надо постоянно держать в полубессознательном состоянии, выдергивая их оттуда лишь для того, чтобы показать учащимся симптомы болезни, проводя их через череду кошмарных унижений. И вот, один из студентов, Эдвард Ньюгейт, отправляется на стажировку в далекую, на отшибе цивилизации, психиатрическую больницу «Stonehearst Lunatic», где встречает главного лечащего врача, доктора Солта. Его методы кажутся совершенно другими – заключенные здесь свободно ходят по лечебнице, помогают на кухне, обедают за одним столом с персоналом, их не пичкают морфием и опием, не практикуют унизительных процедур в виде обливаний водой, а за роялем сидит Она – очаровательная пациентка Элизабет Грейвс, которая пленяет с первого взгляда сердце молодого врача. Лишь буйные сидят здесь в камерах, и часто лишь на время острых приступов болезни.
Однако это лишь верхушка айсберга – доктор выясняет, что на самом деле, в больнице произошло что-то типа «дворцового переворота», и неизвестно, кто врач, а кто пациент. Во многом авторы фильма в образе психатрической больницы авторы фильма показывают и некоторую сатиру на общество, демонстрацией примера «коллективного безумия». Один из примеров – когда заключенные устраивают праздничный костер на Новый Год. Чем не прообраз будущих фашистских костров, да и общий дух коллективного «одобрямса» группового осуждения. Это фильм-поединок двух интеллектов, фильм-загадка, которая будет решена лишь в самом финале фильма.
Смотрите легально на MEGOGO
Кстати, о первоисточнике – рассказе Эдгара Аллана По «Система доктора Смоля и профессора Перро». Собственно, в фильме от него осталось довольно мало, но как рассказ классика он заслуживает самого пристального внимания, и данный фильм – пример того, как авторы более чем умело обыграли литературный источник.
Что ж. Фильм получился очень удачным, он понравится и любителям динамичных триллеров, и любителям «нескучного умного кино», а режиссеру, актерам, и сценаристам – искренне поаплодировать.
Недзельницкий Андрей,
Для http://www.kinowar.com/
Обитель проклятых (Stonehearst Asylum)
Продюсеры: Марк Эмин, Рене Бессон, Криста Кэмпбелл, Мэл Гибсон
Режиссер: Брэд Андерсон
Авторы сценария: Джо Ганджеми, Эдгар Аллан По
В ролях: Кейт Бэкинсейл, Кристофер Фулфорд, Бен Кингсли, Джим Стёрджесс, Майкл Кейн
Оператор: Том Яцко
Композитор: Джон Дебни
Длительность: 112 минут