Все маленькие города, как и все большие, похожи друг на друга. И пусть постройки в них разные, и люди, казалось бы, разные, тихий, провинциальный, простой, малопритязательный, крепко спаянный дух везде одинаковый. Обласканный критиками фильм Кеннета Лонергана, посвященный маложивописному городку с живописным названием Manchester-by-the-Sea, что на северном побережье штата Массачусетс, такой же тихий, провинциальный, простой, малопритязательный, но крепко спаянный.
Главный герой Ли (Кейси Аффлек) живет в большом Бостоне, столице штата, крошечной жизнью крошечного человека. Не то чтобы он опустился на самое дно, но он явно выглядит человеком, которому все равно. Он существует где-то на грани между удерживанием тела и души на плаву и полным падением вниз. Ли трудится разнорабочим по обслуживанию нескольких домов: он и дворник, и мусорщик, и сантехник, и электрик. Такое чувство, будто он сознательно себя унижает или сознательно себя наказывает: ковыряется в чужом дерьме, затем идет в бар и нарывается на драку, а после возвращается в пустой дом на цокольном этаже, где никто не ждет, даже собака, включает телевизор, а за спиной в крошечном окошке мельтешат ноги посторонних прохожих.
Но однажды ему приходится вернуться в Манчестер у моря, родной город, покинутый несколько лет назад. Его старший брат скончался от сердечной недостаточности и пожелал в завещании, чтобы Ли стал опекуном шестнадцатилетнего Патрика, племянника, который когда-то давно был очень близок со своим дядей, но после не видел и не общался с ним много лет. А дети, как известно, забывают быстро. Зато все помнит сам Ли, слишком хорошо помнит, и эта память делает его пребывание в Манчестере невыносимым. Потому что когда-то здесь по его вине случилось нечто настолько страшное и непоправимое, что выдержать такое не способен ни один человек.
Раз уж речь зашла о родном старшем брате, стоит упомянуть, что одним из продюсеров проекта выступил Мэтт Дэймон, который изначально и должен был исполнить главную роль, но не сумел выкроить время в плотном рабочем графике. А Дэймон, как известно, уже много-много лет является лучшим другом Бена Аффлека, старшего брата Кейси (в творческом семействе Аффлеков все поровну и никакой конкуренции: старший не обладает завидным актерским талантом, но превосходно снимает, младший же не сует нос в режиссуру, но превосходно снимается).
Если бы не претенциозное и не к месту звучащее музыкальное сопровождение, «Манчестер у моря» вполне мог бы стать идеальной маленькой драмой о большой трагедии маленького человека. Жизнь провинциальной бывает, а вот горе едва ли. Наверное, нет ничего более удручающего, чем миниатюрные приморские рыбацкие городишки в холодное время года, когда со стороны моря дует и завывает ледяной ветер, пробирающий до косточек, а вода окрашена в настолько серый, безжизненный цвет, что хочется засыпать ее землей и похоронить до лета. Ли даже не может по-человечески закопать брата, земля слишком мерзлая, не пробить лопатой, придется до весны продержать тело в морге.
Смотрите легально на MEGOGO
Да и сам Ли – как это несчастное тело: после случившегося ужаса, о котором никто не говорит вслух, живет в бесконечном холоде, вечном морозильнике, затвердевший, почти окоченевший, практически мертвый, в ожидании хоть какой-то весны.
Сценарист и постановщик Кеннет Лонерган вовсе не превращает свою работу в унылую, скорбную эпитафию, стену плача, качающийся на хмурых волнах траур. «Манчестер у моря» полон иронии, которая порой смотрится и звучит так же неожиданно, против природы и правил, как живая зеленая изгородь посреди заснеженного бесцветного городка. Племянник Патрик (расхваленный американскими рецензентами новичок Лукас Хеджес), казалось бы, неадекватно реагирует на смерть отца и продолжает жить как ни в чем не бывало своими мелкими пубертатными радостями, проблемами и увлечениями: хоккеем, участием в аматорской музыкальной группе и перебежками от одной подружки к другой и обратно (помните, как мальчик в «Реальной любви»: «Я знаю, что должен скорбеть по маме, но я влюбился. – Фух, я боялся, что все гораздо хуже. – Хуже, чем агония неразделенной любви?!»).
Словом, поначалу Патрик кажется малолетним говнюком, которому взбесившиеся гормоны мешают сообразно принимать ситуацию. И большим шутником: «Куда мы теперь, в детдом?» – язвит парень, прекрасно понимая, что Ли совсем не рад внезапно свалившейся на него ответственности. Пока зажатые эмоции, боль и страх не вырываются в один прекрасный момент наружу и с юношей не случается истерика перед открытой дверцей холодильника: «У меня паническая атака. Не могу смотреть на замороженное мясо, зная, что его тело до сих пор там».
Кейси Аффлек, несомненно, прекрасен, но самую эмоциональную сцену крадет у него Мишель Уильямс, которая появляется в кадре очень ненадолго и так нечаянно, непредсказуемо срывается, на минуту совершенно забыв о своей новой, счастливой жизни, и пытается раскопать в пепле старую любовь, необратимо разрушенную идиллию.
Ответственность, от которой бежит Ли, на самом деле способна его воскресить: чтобы жить, человеку нужно о ком-то заботиться. Но для этого необходимо склеить по кусочкам, собрать по ниточкам готовность начать заново и при этом понимать, что прошлое никогда не выветрится и не сотрется.
Анастасия Лях
Есть такая традиция у режиссера и сценариста в лице Каннета Лонергана, каждые восемь лет радовать мир новым фильмом. И с третьей попытки ему удалось снять поистине настоящий шедевр – “Манчестер у моря” с Кейси Аффлеком и Мишель Уильямс в главных ролях.
Так уж устроен американский кинематограф, что еще до релиза новой картины, фильму предназначена своя жанровая ниша. “Манчестер у моря” не стал исключением, закрепив за собой уникальный жанр: фильм про непутевых англичан без высшего образования. Однако стоит сделать акцент не на самом отсутствии образования, а на конкретном подвиде новоангличанина-неудачника, который все больше смахивает на типичного американца.
Большинство из представителей мужского пола может не иметь образования, но при этом посещать церковь, безбожно пить, голосовать за Трампа и стрелять друг в друга. Однако the новоангличанин не просто пьет, участвует в потасовках, бросает вызов всем запретам и отрекается от религии, но и испытывает на своей шкуре жуткую трагедию. Однако масштабность произошедшего должна быть настолько ужасной, чтобы одни ее воспоминания вызывали боль. Этим и объясняться ажиотаж вокруг новоангличан, которые в бытовых условиях никому неинтересны.
Сюжет разворачивается вокруг главного героя Ли (Кейси Аффлек), который живет в Квинсе и трудится разнорабочим, обслуживая четырехэтажные дома, напоминающие коробки из-под обуви. Он и слесарь, и сантехник, и электрик и даже дворник. В его задачи входит чистить туалеты и принимать из-за этого неловкие извинения хозяев, разгребать замерзший снег, чинить протекающие трубы и ссориться с жильцами. А по вечерам изредка выпивать в баре и устраивать потасовки из-за косых взглядов.
Однажды ему приходит известие о внезапной гибели старшего брата, который живет в небольшом городке, Манчестере у моря. В этом городе Ли также родился, вырос, завел семью… Но одно ужасающее событие разрушило всё до тла. Вследствие чего, он стал тем, кем является сейчас.
В то время, когда Ли направляется в Манчестер, чтоб похоронить брата, он узнает, что у того остался шестнадцатилетний сын, запутавшийся в своей личной жизни. Неожиданно для себя, Ли узнает, что брат назначил его опекуном. После этого известия, перед глазами главного героя пролетает вся прошлая жизнь и те страшные события, разрушившие судьбу не только его самого. Ко всему этому, на плечи Ли взваливается груз ответственности, который он не в силах вынести. Да и нужно ли?
Основная цель режиссера – создать настоящую драму, которая сможет обратить на себя внимание и стать той самой, которая даже после десятого просмотра будет вызывать дрожь по коже. Если бы это была простая история про типичного непутевого парня, никто бы даже не стал акцентировать внимание. Не стоит называть кино предсказуемым с явной развязкой, ведь это история, которая может произойти с каждым допустившим единственную, но роковую ошибку.
Стоит обратить внимание на антураж картины. За скошенными стенами, узкими лестницами, старьем и мебелью, служащей неизвестно какому по счету поколению, скрывается бедность в ожидании неизбежной катастрофы. А на фоне серых скал, выброшенных на берег разорванных рыбацких снастей и деревянных суден с поржавевшими моторами, свистит ветер с океана, накаляющий сложившуюся обстановку. Отдельную благодарность стоит высказать группе людей, которая занималась подбором музыкального сопровождения. Не исключено, что на «Адажио» Томазо Альбинони зиждется весь саспенс картины.
«Манчестер у моря» – ужасно простая история, которая может произойти в любой момент и с каждым. Было бы не так страшно, если бы сюжет оказался выдуманным, но… никто не может быть застрахован от ошибки, которая может произойти прямо сейчас.
Анастасия Приходько
Манчестер у моря (Manchester by the Sea)
2016 год, США
Продюсеры: Лорен Бек, Мэтт Дэймон, Крис Мур
Режиссер: Кеннет Лонерган
Сценарий: Кеннет Лонерган
В ролях: Кейси Аффлек
Бен О’Брайэн
Кайл Чандлер
Ричард Донелли
Вирджиния Лоринг Кук
Куинси Тайлер Бернстайн
Мисси Ягер
Стивен Хендерсон
Бен Хэнсон
Мэри Мэллен
Оператор: Джоди Ли Лайпс
Композитор: Лесли Барбер
Длительность: 137 минут/ 02:17