Уровень интереса к фильму о Великой Китайской стене упал сразу же, как только из трейлера стало понятно, что китайцы выстроили эту монументальную ограду в надежде защититься от стаи чудовищ. Хотя до этого лента успешно держала интригу, поддразнивая и щекоча потенциальную публику сакраментальной загадкой: какая такая неведомая, разрушительная сила угрожала Поднебесной, что она возвела двадцать тысяч километров каменного заслона? (впрочем, изначально барьер примитивно состоял из земной насыпи, и только потом его укрепили кирпичом и каменными плитами).
С одной стороны, Чжан Имоу мог снять эпичное историческое полотно без всякой примеси фэнтези, рассказывающее либо о том, как китайцы с помощью стены защищались от кочевых племен; либо о том, как простой народ, мобилизованный для строительства ограждения, погибал на стене тысячами от нехватки воды и пищи, разгула разной заразы и элементарно физического истощения; как против стены и эксплуатации поднималась волна народного возмущения и регулярно организовывались бунты. С другой, в подобном формате великий визионер Имоу, создатель «Героя» и «Дома летающих кинжалов», едва ли смог бы реализовать весь свой творческий потенциал, потенциал человека с богатейшим воображением и завидной фантазией, исключительного мастера гипермассового движения и хорового звучания на экране.
Ну никак не мог Имоу, воспевающий величие и красоту человеческого телодвижения и телодвижения камня, воды и глины, показать мучения и надрыв. И тем более не мог режиссер продемонстрировать бесполезность великого архитектурного сооружения, о которой то и дело заикались многие ученые и историки. Однако зрителям, рассчитывающим на грациозное, тонкое зрелище в лучших традициях классического азиатского кинематографа, кажется, в последнюю очередь хотелось увидеть по ту сторону «земляного дракона» (так местное простонародье на первых порах называло стену) орду тираннозавроподобных монстров, эдаких зеленокровных ксеноморфов, пришедших невесть откуда (к слову, в природе встречаются так называемые зеленокровные древесные ящерицы, кровь которых действительно имеет зеленый окрас). Уж скорее, на пороге Великой Китайской стены должны были оказаться какие-нибудь белые ходоки из «Игры престолов», полупрозрачная полулегенда, неожиданно оказавшаяся страшной былью.
В принципе по ходу сюжета якобы объясняется, откуда же эти всеядные твари пришли и почему, за какие такие грехи свалились на голову несчастных китайцев. Таоте или тао-те (что в переводе с китайского буквально означает «обжора», так назывались древние орнаменты, изображавшие несуществующее мифическое чудовище; и так, к слову, звали антагониста-кабана с поломанным бивнем из мультика «Панда кунг-фу») явились в наказание за чрезмерную ненасытность, алчность, жадность китайской империи, жаждущей завоевать всю планету. То есть таоте, грубо говоря, свалились с неба на землю (по сюжету выскочили из недр земли) аки одна из десяти библейских египетских казней, нашествие саранчи, мух или жаб. «Какой Бог мог сотворить такое?» – риторически вопрошает персонаж Мэтта Дэймона, европеец-наемник, прибывший украсть у китайцев пороху и никак не ожидавший увидеть полчище неуязвимых зубодробительных ящеров. «Уж точно не наш», – отвечает напарник-испанец (в китайской религии и философии сочетаются конфуцианство, буддизм и даосизм, но ни в одном из этих учений нет единого Бога, способного насылать на провинившееся человечество кару небесную).
Что касается Мэтта Дэймона, приглашение голливудской звезды в амбициозный китайский проект, посвященный главной национальной достопримечательности, да еще и на ведущую роль в свое время вызвало некоторое неодобрение в местных кругах. И с какой такой стати выскочка-чужеземец вламывается в куда более развитую культуру и начинает поучать китайскую армию, едва ли не самую сильную армию в мире, искусству ведения войны, стратегическим и боевым приемам? А с такой стати, что в написании сценария «Великой стены» не участвовал ни один китаец и ни один азиат в принципе. Историю, в которой красота и величие теснятся и трутся о чисто американские шутки и прибаутки, сочинили Макс Брукс, Эдвард Цвик и Маршалл Херсковиц с целью вплотную сдружить голливудскую фабрику с аппетитным китайским рынком. Первый является автором романа «Мировая война Z», двое последних работали над «Последним самураем». И в «Великой стене» сочетаются элементы и того, и другого: нашествие таоте немногим отличается от нашествия мозгоедов, а Мэтт Дэймон аки Том Круз учит азиатов премудростям боевых действий и заодно пытается постичь восточную культуру и измениться в лучшую сторону.
Смотрите легально на MEGOGO
В то же время как бы ни виртуозничал иностранец, китайцы наглядно демонстрируют свое превосходство: они ведь и порох изобрели, и нашли нетривиальное применение магниту как в свое время нашли применение магниту в компасе, и первыми полетели на воздушном шаре как на гигантском китайском фонарике (насколько это правда – другой вопрос, братья Монгольфье наверняка бы поспорили).
Фильм «Великая стена» – эдакая арка дружбы народов. И неплохое зрелище. И неважно, что высота стены, которая в действительности составляет всего лишь около семи метров, на экране сильно преувеличена. Ведь девушки-«журавли» летят с нее невообразимо красиво.
Анастасия Лях
Великая стена (The Great Wall)
2016, Китай/ США
Продюсеры: Джон Дж. Джашни, Питер Лоэр, Чарльз Ровен
Режиссер: Чжан Имоу
Сценарий: Карло Бернард, Даг Миро, Тони Гилрой
В ролях: Мэтт Дэймон, Цзин Тянь, Педро Паскаль, Уиллем Дефо, Энди Лау, Эдди Пэн, Нуман Акар, Лухан
Операторы: Стюарт Драйбёрг, Чжао Сяодин
Композитор: Рамин Джавади
Длительность: 104 минуты/ 01:44