Западные критики дружно назвали «Мумию» едва ли не худшим фильмом в карьере Тома Круза. Где-то так оно и есть. Хотя еще можно вспомнить очень слабое и пресное продолжение «Джека Ричера», а также крайне глупый и нелепый мюзикл «Рок на века» (впрочем, последний вытянул как раз второплановый персонаж Круза, эпатажный глэм-рокер с боевой раскраской и в лохматой шубе на голый торс). В «Мумии» же, надо сказать, прекрасно абсолютно все, кроме чудовищного сценария.
Том Круз играет далеко не самого героического искателя приключений и далеко не самого благородного вояку, который на пару с товарищем занимается мародерством в Ираке. Накануне главных событий у героя случается секс с женщиной-археологом, у которой он крадет карту с обозначением места захоронения древнеегипетского саркофага здесь, в Ираке, то есть бывшей Месопотамии. Начало кажется многообещающим хотя бы потому, что Круз – не герой, а вполне себе аморальный тип, приторговывающий краденными древностями на черном рынке.
В итоге именно он перерезает тросы, удерживающие таинственный саркофаг в озере ртути (по мнению сценаристов, древние египтяне верили, что ртуть защищает от темных сил и действует на зло примерно так же, как серебро на оборотней, хотя в действительности и египтяне, и месопотамцы верили в совершенно другое: будто ртуть способна продлить жизнь и даже даровать бессмертие). То есть освобождает из гробницы дух и тело принцессы Аманет, погребенной заживо тысячи лет назад за то, что жажда власти и амбиции заставили ее заключить сделку с богом смерти и рассечь горло отцу и новорожденному брату (имеется в виду не Анубис, бог подземного царства и проводник в загробный мир, а Сет, бог разрушения, гнева и войны). А освободив, становится ее избранником.
Сценарий «Мумии» – это такой себе случай из школьной жизни, когда учитель пообещал поставить ученику «пять» еще до того, как он написал и сдал сочинение, а потому ученик, уверенный в своей высокой отметке, расслабился и написал дрянной, халтурный текст. Студия Universal заручилась согласием Тома Круза сняться в ремейке еще до того, как увидела на своем столе готовый сценарий. А это значит, что к моменту работы над сюжетом в рукаве авторов уже были такие козыри, как нестареющая звезда «Миссии невыполнимой» и культовая приключенческая франшиза о воскресших забинтованных мощах. И видимо, они посчитали, что этого априори достаточно для успеха.
Там, где нужно было усложнить, они упростили (по сути, в фильме только то и происходит, что мумия домогается Тома Круза, и как женщину ее вполне можно понять, но зрителям этого мало). А там, где надо было упростить, они зачем-то усложнили (приплели к истории подвиги британского рыцарского ордена).
Смотрите легально на MEGOGO
Авторы бросаются претенциозным слоганом «монстры – это боги, а боги – это монстры», намекая на то, что мы всегда поклоняемся тем, у кого есть власть, а власть всегда есть у тех, кто внутри есть чудовище. Но дальше многозначительной реплики дело не идет. Мастера спецэффектов устраивают шикарное крушение самолета, гримеры превращают и без того эффектную алжирскую танцовщицу Софию Бутеллу в исчадье адской красоты и адской ярости. Зомби (да, тут есть зомби) двигаются в лучших традициях Джорджа Ромеро, а сама мумия двигается в лучших традициях девочки из «Звонка». Однако за визуальным совершенством, увы, скрывается пустой и глупый сюжет.
Если в трилогии с Бренданом Фрейзером, которая не пыталась ни философствовать, ни пугать, комичность и развлечение были определяющими с самого начала и до конца, то в новом ремейке тональность систематически скачет от предельно серьезной и мрачной до чересчур увеселительной. И если в персонаже Джона Ханны, который у Стивена Соммерса был за ведущего клоуна, плескалось море британского обаяния, то герой Джейка Джонсона, зомби-товарищ Тома Круза, нелеп и неуместен. Он напоминает, и это никак не лучшее сравнение, дурачка в исполнении Рамона Родригеза из вторых «Трансформеров», которого так и хотелось вырезать и выбросить (впрочем, «Трансформерам» эта операция не помогла бы).
Тома Круза и слова «мумия» достаточно для кассовых сборов – посчитали сценаристы. А имени Рассела Кроу и образа доктора Джекила достаточно для престижа и интриги – подумали они следом и пришили трагическую историю несчастного профессора, страдающего раздвоением личности, как красную заплатку на синие штаны, при этом толком не дав ему продемонстрировать ни светлую, ни темную стороны.
Анонсируя новую вселенную «богов и монстров» (то есть готовящиеся ремейки «Франкенштейна», «Невесты Франкенштейна», «Дракулы», «Человека-невидимки», «Призрака оперы», «Человека-волка», «Горбуна из Нотр-Дама»), Universal заявляет про большие аппетиты и большие обещания. Так, на днях сосценарист и постановщик «Мумии» Алекс Куртцман рассказал о намерении приобщить к этой вселенной Анджелину Джоли, Майкла Фассбендера, Шарлиз Терон и Дженнифер Лоуренс (Хавьер Бардем уже подписан на роль чудовища Франкенштейна, а Джонни Депп – на роль Человека-невидимки). Но если следующий сценарий про очередного монстра будет так же плох, как сценарий «Мумии», студии придется закатать губу.
Пока что вся эта затея похожа на сериал «Грошовые ужасы». Правда, там элемент бульварного чтива оправдывался самим названием. Здесь же амбиции и затраты слишком велики, а сюжету – грош цена.
Анастасия Лях
Мумия (The Mummy)
2017 год, США
Продюсеры: Алекс Куртцман, Роберто Орси, Крис Морган, Шон Дэниел
Режиссер: Алекс Куртцман
Сценарий: Джон Спэйтс, Алекс Куртцман, Дженни Люмет, Дэвид Кепп, Кристофер Маккуорри, Дилан Куссман
В ролях: Том Круз, София Бутелла, Аннабелль Уоллис, Рассел Кроу, Джейк Джонсон, Кортни Б. Вэнс, Хавьер Ботет
Оператор: Бен Сересин
Композитор: Брайан Тайлер
Длительность: 107 минут/ 01:47